Дивиденды для субъектов
Возможность заработать на крупнейшем в России инфраструктурном проекте получат и местные компании, рассказал на круглом столе во время 4-го Международного бизнес-саммита на Нижегородской ярмарке первый вице-президент РЖД, гендиректор ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин.
Напомним, контракт на проектирование отдельной ВСМ Москва – Н.Новгород - Казань был подписан в июне 2015 года на форуме в Санкт-Петербурге между дочкой ОАО РЖД – «Скоростные магистрали» и российско-китайским консорциумом инвесторов. Он рассчитан на четыре года.
- Первый этап ВСМ - до Нижнего Новгорода - должен завершиться в 2018 году, - сообщил Александр Мишарин. - Все рассчитывают, что магистраль будет эффективно задействована во время чемпионата мира по футболу в 2018 году.
Время между центрами регионов стремительно сжимается - в разы, при скоростях поездов 300-400 км в час - до часа. От Москвы до Казани можно будет добраться за 3,5 часа.
- Все регионы, через которые пройдет первая в России ВСМ, буквально живут этим проектом, - заявил участвующий в круглом столе губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. - Третье тысячелетие на дворе, - мы не можем позволить себе тратить дни-недели на логистику и передвижение. Мы твердо убеждены, что будущее - за скоростными магистралями, в Нижегородской области ВСМ проложат по шести районам и двум городским округам.
- Эффект от запуска «Сапсана» в 2010 году до Москвы мы почувствовали сразу, - вспоминает Шанцев. - Пассажиропоток рос просто на глазах. Стало возможным организовывать массу мероприятий не в Москве, а в Нижнем. У меня даже появилась дополнительная обязанность - обеспечивать наших гостей билетами на «Сапсан». Достать, говорят, не можем, помогите взять обратный билет. Это был настоящий прорыв в инфраструктуре региона.
- Мы уже согласовали размещение магистрали по нашей территории, - добавил глава региона. - Подписали соглашение с аэропортом «Стригино», Правительством РФ о создании интермодального центра, где будут сосредоточены возможности скоростных дорог, авиационного и городского транспорта.
Очевидно, будет решаться целый комплекс вопросов, который оживит нижегородскую экономику и социальную жизнь.
- Мы окажем этому проекту самую мощную поддержку, - заверил Валерий Шанцев. – Он расширяет удобства для людей, создает возможности для новых рабочих мест.
Справка:
Протяженность пилотной линии ВСМ Москва – Казань составит 770 км. Она пройдет по территории семи субъектов России, общая численность населения которых превышает 25 млн человек. Проект предусматривает 15 остановок, в том числе в Москве, Владимире, Нижнем Новгороде, Чебоксарах и Казани.
Проекты, которые оживляют все
- ВСМ Москва – Казань - один из самых масштабных российский проектов, подписанных Президентом РФ, - напомнил Александр Мишарин. – Все передовые быстроразвивающиеся страны сегодня активно занимаются ВСМ - Япония, Китай, Турция, Испания, Саудовская Аравия и др. Россия тоже вступила в этот элитарный клуб стран, запустив «Сапсан». Сегодня очевидно, эта услуга супервостребована.
Протяженность российских скоростных дорог в ближайшее время удвоится, они свяжут Москву, Казань, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Самару... Скорости позволят обслуживать агломерацию в 100 млн чел. Вместе с китайскими партнерами прорабатывается продолжение ветки до Китая через Казахстан, говорили на бизнес-саммите.
- Мобильность позволит поднять инвестиционную привлекательность и связанность территории, - считает президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой. - Для малых городов, таких как Дзержинск, строительство ВСМ тоже даст мощный импульс. Повысится привлекательность населенного пункта как для проживания, так и для работы, а бизнес начнет активнее вкладывать сюда деньги, открывать новые производства и услуги. У городов появляются новые культурные и гуманитарные связи.
Половина буровых работает на ВСМ
Нижегородская область готовится принять самое активное участие в «магистральном» проекте.
По словам Александра Мишарина, нижегородский регион – один из субъектов, кто получит наибольший эффект от реализации проекта. Строительство привлечет в Нижегородскую область дополнительные инвестиции и увеличит валовый региональный продукт - ВРП на 76%. Прогнозируется, что область «возьмет» до 30% объема всех работ по ветке Москва - Казань.
Напомним также, что в консорциум компаний-проектировщиков ВСМ "Москва-Казань" вошел и "Нижегородметропроект", а также ОАО "Мосгипротранс" и China Railway Eryuan Engineering Group Co. Ltd. На проектно-изыскательские работы предусмотрено 20 млрд руб.
- Мы должны выполнить проектирование на участке Москва - Нижний Новгород в кратчайшие сроки, до июля следующего года. Работы идут согласно графику, - рассказал гендиректор «Скоростных магистралей». - Задействовано 20 проектных институтов, более тысячи проектировщиков и изыскателей.
- Работа идет не без сложностей, - признает Мишарин, - но с каждой неделей обороты наращиваются. Нужно пробурить 9200 скважин общей протяженностью 402 км для геологических испытаний. На сегодняшний день работают 73 буровых установки, в ближайшее время их будет 130. Это почти половина всех буровых установок, которые в стране используются для инженерных изысканий.
Локализация для своих
Важный вопрос для российского бизнеса - смогут ли отечественные компании получить заказы? - тоже обсуждали на круглом столе бизнес-саммита, в котором участвовало около 50 компаний.
- Большая часть материалов для строительства ВСМ должна производиться в регионе, по которому она будет проходить, - подтвердил позицию первый вице-президент РЖД. - Объем заказов только на материалы для строительства участка Москва – Казань превышает 270 млрд руб. Их не привезешь из-за границы, их нужно будет производить здесь, на месте. Сегодня компании уже должны думать, как в самое короткое время развернуть на территории мобильные заводы.
Для строительства ВСМ в Нижегородской области потребуются миллионы тонн нерудных материалов, строительного щебня, металлоконструкций, шпал, тысячи тонн высококачественных рельсов, сотни километров кабельной продукции. Большой заказ формируется на оборудование, автоматику, - для отечественных производителей открывается огромное поле деятельности. Однако синергию даст соединение китайских технологий и партнерского опыта реализации таких масштабных проектов.
По словам гендиректора ОАО «Скоростные магистрали» Александра Мишарина, проект ВСМ «Москва-Казань» даст прирост ВВП России в размере 12 трлн рублей за первые 12 лет эксплуатации магистрали и порядка 3 млрд дополнительных доходов в федеральный бюджет.
Узел транспорта и технологий
Присутствующие на круглом столе китайские партнеры из проектных институтов и компании SIYUAN рассказали о своем опыте строительства ТПУ в Китае. Показали красочные ролики и слайды. Масштаб интеграции ВСМ в структуру городов восточного соседа, конечно, потрясает. Огромные по площади хабы: три-четыре надземных этажа и такого же объема подземное пространство - выстраивается в огромный, но в то же время удобный, просторный, транспортный конгломерат по приему и отправке пассажиров всеми видами транспорта, вплоть до такси.
В Нижнем Новгороде тоже начинается планирование такого интермодального узла - на базе аэропорта в Стригино и заходящей сюда станции ВСМ. Он будет работать на всех пассажиров и формировать дополнительный транспортный поток.
- Аэропорт без ВСМ имеет перспективу в 2 млн пассажиров в год, с ВСМ –трафик авиапассажиров увеличивается до 5 млн в год, - уверен гендиректор «Скоростных магистралей». - Это новое качество сервиса, жизни для всех, не только нижегородцев. От такого соединения выигрывают также малый и средний бизнес, который работает в сфере услуг, в логистике, строительстве. Образуются новые объекты, которые могут генерировать новые финансовые возможности.
- Словом, у нас с вами очень много интересных задач, - подвел итог круглого стола Александр Мишарин.