Спасут ли бэби-боксы жизни нежеланных младенцев?

«Бэби-боксы» – специально оборудованные окна в медицинских или иных учреждениях, куда матери-кукушки могут отнести новорожденного ребенка.

Труп новорожденной девочки нашли у мусорных контейнеров в Ленинском районе этим летом. Ребенка, рожденного абсолютно здоровым, удушила мать в первый день жизни. Женщина призналась, что к преступлению ее подтолкнула боязнь нищеты. Спасти жизнь новорожденной можно было бы, если бы девочку анонимно передали врачам с помощью бэби-бокса – специально оборудованного в медучреждении места.

«Бэби-боксы» – специально оборудованные окна в медицинских или иных учреждениях, куда матери-кукушки могут отнести новорожденного ребенка.

К убийству новорожденных чаще всего прибегают школьницы, до последнего скрывавшие от родителей свою беременность, или мамы-одиночки, оставшиеся без копейки. Роженицы, которые оказываются впоследствии на скамье подсудимых, чаще всего не встают на учет по беременности и рожают дома.

«Бэби-боксы» – специально оборудованные окна в медицинских или иных учреждениях, куда матери-кукушки могут отнести новорожденного ребенка. Около такого "окна жизни" нет ни камер, ни охраны. Рядом висят объявления с номерами центров помощи матери и ребенку. После оставления ребенка в окне персонал оповещается сигналом, работники ребенка забирают, сообщают в полицию и передают в органы опеки и попечительства. Матерям, не грозит уголовная ответственность, если на младенце нет повреждений. Ребенку будет присвоен статус подкидыша. Если мать передумает, то сможет вернуть себе ребенка в течение 8 недель, сделав ДНК-тест.

Идея бэби-боксов не нова. Еще в 1715 году Петр I издал указ, предписывающий в Москве и других городах устраивать “гошпитали для зазорных младенцев”. Там практиковался тайный принос новорожденных, когда роженица могла анонимно положить ребенка в специальную колыбель.

В настоящее время бэби-боксы действуют в 14 субъектах Российской Федерации. Участники круглого стола «Окна жизни» (бэби-боксы). Проблемы и пути их решения» обсудили, помогут ли такие «окна» снизить детскую смертность в Нижнем Новгороде.

- Бэби-бокс спасает сразу двоих: младенца, от которого могли просто избавиться, и его мать, которой в этом случае грозил бы срок. Психически больная женщина не понесет младенца в бэби-бокс, но для роженицы в сложной жизненной ситуации это может быть выходом, - считает член комиссии по вопросам социальной политики Общественной палаты Нижегородской области Валентина Цывова.

- Если женщина осознанно хочет отказаться от своего ребенка, оставаясь анонимной, она может сделать это в любом храме, - предлагает председатель комитета по социальным вопросам Законодательного Собрания Ольга Щетинина.

- Церковь не лечебное учреждение, - говорит председатель политической партии «Родина» Денис Вотинцев. - Если ребенку потребуется срочная медицинская помощь, то оставление его в церкви может быть расценено как преступление.

Открытым остается вопрос об информировании женщин об «окнах жизни». Противники бэби-боксов опасаются, что реклама такого «сервиса» спровоцирует волну отказов от новорожденных. Впрочем, когда на кону жизнь ребенка, практика с бэби-боксами - меньшее из двух зол.

- Пусть лучше женщина откажется от малыша, чем он будет нелюбимым, никому не нужным, - считает член комиссии по вопросам социальной политики и социальной защиты населения Общественной палаты Галина Трофимова. - Он должен иметь возможность найти ту семью, где его будут любить и о нем заботиться.

- Мы должны дать возможность каждому человеку родиться - говорит протоиерей Михаил Поройков. - Церковь относит к убийству не только оставление новорожденного в опасности, но и аборты. Проблема отказа от малыша не должна замыкаться на установке бэби-боксов, а решаться комплексно в пользу сохранения жизни еще в утробе матери.

Создание одного «окна жизни» обходится благотворительным организациям в 350 тысяч рублей. Беби-бокс не является медицинским приспособлением, поэтому Минздрав не может оборудовать такой спецприемник за счет госбюджета.

- Установка бэби-боксов противоречит общепризнанным нормам права по защите прав ребенка, - рассказывает консультант отдела обеспечения деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Нижегородской области Ирина Смирнова. - В 7-м пункте Конвенции о правах детей говорится, что ребенок «имеет право на имя, а также право знать своих родителей и право на их заботу». Кроме того, родители, отказавшиеся от ребенка, должны выплачивать алименты. Практика с бэби-боксами лишает ребенка этих прав.

Еще одним краеугольным камнем проблемы подкидышей является невозможность своевременного выявления женщин, находящихся в группе риска.

Большинство женщин, отказывающихся от ребенка, нуждаются в анонимности. Не секрет, как в обществе воспринимаются такие матери. Потребности в установке дорогостоящих бэби-боксов не возникло бы, если бы женщина могла родить инкогнито. Однако пока анонимные роды невозможны.

В Нижнем Новгороде ежегодно возбуждают уголовные дела об убийстве новорожденных. В прошлом году в роддомах города от детей отказались 124 роженицы. Сделаны тысячи абортов. Сторонники и противники бэби-боксов сходятся в одном: предупредить проблему легче, чем пытаться ее решить.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №36 от 2 сентября 2015

Заголовок в газете: КОЛЫБЕЛЬ ДЛЯ ОТКАЗА

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру