Как на Нижегородчине тысячи лет назад изготавливали керамическую посуду

Участники Ветлужской археологической экспедиции изготовили древний сосуд

Участники Ветлужской археологической экспедиции музея ННГУ им. Н.И. Лобачевского, исследуя поселение эпохи неолита на берегу озера Безглядовского в Краснобаковском районе Нижегородской области, решили ненадолго побывать в шкуре первобытных людей и изготовить древнейший глиняный сосуд. Нашли и сделали копию.

Участники Ветлужской археологической экспедиции изготовили древний сосуд

Первую керамическую посуду на земле, в том числе в нашей лесной полосе Европейской части России, люди научились изготавливать еще в раннем неолите – 6000-5500 лет до нашей эры. Остатки глиняной посуды сохраняются в земле тысячи лет, поэтому среди древнейших археологических артефактов этот материал занимает одно из главных мест.

Мы решили в полевых условиях провести реальный эксперимент по изготовлению древней керамики. Для этого пригласили в экспедицию нижегородского мастера по изготовлению лепной посуды – Ольгу Курамину.

Наш сосуд относится к экземплярам финального этапа волосовской археологической культуры, к так называемой посуде выжумского типа. Обломки такой глиняной посуды, которую изготавливали древние люди примерно в XVIII веке до нашей эры, мы нашли на берегу Безглядовского озера в первом же заложенном на древней стоянке археологическом шурфе. Замечу, что до настоящего времени неолитическая посуда этого типа была обнаружена лишь в нижнем течении реки Ветлуги на территории Марий Эл.

Добавляли траву и помет

По форме в неолите Среднего Поволжья и Волго-Окского междуречья сосуды были круглодонные, остродонные и плоскодонные – баночной формы. Считается, что производством посуды по большей части занимались женщины. Об этом свидетельствуют отпечатки маленьких пальцев, сохранившиеся на внутренней стороне.

Чтобы получить хорошую пластичную и крепкую массу, которая не потрескается при обжиге, в природный ил или илистую глину, добытую в озерах и речных отложениях, добавляли примеси: песок, шамот – мелкотолченую керамику, дресву – вкрапления кварца, слюды, полевого шпата. Эти компоненты придавали посуде прочность.

Сосуды в эпоху неолита изготавливали объемными – от 10 до 50 литров. Потому как в больших сосудах было удобно хранить и варить пищу для большого родового коллектива. Найденные на археологических стоянках Поволжья и Волго-Окского междуречья крупные горшки на внутренней поверхности имеют следы пищевого нагара. Он образовался из остатков пригоревшей пищи. Но иногда археологи находят и совсем небольшие чаши и горшочки, следов нагара на которых нет: они служили для индивидуального пользования. Кроме того, древние люди выделывали и специальные сосуды для множества языческих ритуалов, в частности, для погребального обряда.

Первобытные гончары лепили глиняные сосуды вручную, ленточным способом. Они постепенно наращивали глиняное тесто в виде цилиндрических жгутов и валиков длиной 40-50 сантиметров, накладывая ленты и полосы – по спирали, одна на другую, формуя посуду в несколько приемов. Неровности и швы сглаживали смоченными в воде пальцами, деревянными или костяными щепами и пучками травы.

После окончания формовки сосуды выравнивали гладкими предметами и лощили кварцитовыми гальками с отполированной поверхностью. Только после этого на наружные части наносили орнамент. Считается, что первобытные гончары украшали сосуды для защиты пищи и жидкостей от злых духов. Композиции на глиняную посуду наносили инструментами, именуемыми орнаментирами. До настоящего времени их сохранилось мало, так как большинство из них гончары делали из органических материалов – щепок, заостренных веток, птичь­­их и рыбьих костей, перьев.

В связи с этим стоит привести любопытный случай. В первый день нашего приезда на озеро Безглядовское я нашел неолитический черепок с неизвестным мне орнаментом. Долго ломал голову, каким же, собственно, предметом нанес его первобытный гончар. Разобраться в этой загадке помог случай. Как-то раз девушки – участницы экспедиции – пошли купаться на Ветлугу. На берегу Ольга Курамина нашла костяной рыбий позвонок.

Принеся его в палаточный лагерь, она прижала позвонок к сырой глине, и, о чудо, орнамент на нем оказался точной копией того, что был на фрагменте, найденном мною накануне. Видимо, древний черепок был от сосуда, украшенного так называемым “позвонковым” орнаментом.

Орнаментальные мотивы, запечатленные древними мастерами, самые разнообразные: гребенчатые штампы, ямки, зигзаги, ногтевые вдавления, наколы, прочерченные линии, лунницы и другие. В эпоху поздней бронзы и раннего железного века на керамику стали наносить отпечатки “сетчатого” или “текстильного” орнамента из растительных волокон. Именно благодаря узорам археологи отличают, к какой же, собственно, археологической культуре принадлежат найденные ими черепки или сосуды.

Замуж в чужое племя

Случается так, что во время раскопок какого-нибудь древнего поселения археологи находят в одном и том же слое обломки посуды, которая принадлежит к двум разнородным, но одновременным археологическим культурам. Хорошо известно, что в эпоху неолита производство керамических сосудов было сконцентрировано только в пределах своего рода или поселения и не распространялось за их пределы.

На этот счет приведу любопытный пример. В прошедшем июле во время исследования археологического памятника на озере Безглядовском в котловане полуземлянки, вырытом древними рыболовами-охотниками волосовцами, рядом с волосовской пористой керамикой мы нашли черные лощеные тонкостенные черепки. Оказалось, что их изготовили вовсе не рыболовы волосовцы, а гончары более продвинутых в культурном отношении – балановских скотоводческих племен. Но как их посуда попала в волосовское жилище? Версий на этот счет две. Первая – во время боевых столкновений волосовкие воины брали в плен женщин из балановских родов и насильно делали их своими женами. Вторая – волосовские и балановские племена на поздних этапах своих соседских взаимоотношений, включавших в себя торговый обмен, стали родниться друг с другом. В обоих случаях, попадая в чужеродный племенной коллектив, первобытные мастерицы-балановки оставались верны своим культурным традициям и продолжали изготавливать глиняную посуду согласно своим обычаям.

Примитивные печи

После нанесения на посуду орнамента ее сушили до тех пор, пока из глины не испарялось достаточное количество влаги, иначе глина во время обжига потрескалась бы. Последней, завершающей гончарной операцией являлся обжиг. Для него требовалась температура не менее 600-700 градусов. Первые глиняные горшки на древней территории современной лесной полосы России (в том числе и Нижегородского края), в эпоху раннего неолита, люди обжигали открытым способом – на кострах. Подтверждением кострового обжига сосудов служат найденные археологами черепки и даже целые сосуды, окрашенные в темный, а иногда и в черный цвет. Позднее древние гончары стали использовать специальные ямы для обжига и примитивные печи с гончарными горнами.

К сожалению, в Нижегородской области ни одной гончарной печи для обжига древних сосудов не обнаружено.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №35 от 27 августа 2015

Заголовок в газете: Тайна глиняного черепка

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру