Иван Грозный на тропе войны

Эту дату даже трудно себе представить. 485 лет назад родился первый российский царь Иван Грозный, в чьих жилах текла кровь византийских императоров и татарских ханов. Оставив после себя много всяких легенд, он приложил немало сил к тому, чтобы Московская Русь достигла своего наивысшего развития. Иван Грозный стал для народа символом кровавого деспота. Но так ли это было на самом деле? Как оценить деяния самодержца, который пять раз посетил Нижний Новгород?

 

Иван Грозный на тропе войны

Царь понравилась уха

Первый раз Иван Грозный прибыл в Нижний Новгород, когда ему исполнилось 17 лет. Он был уже царём – его венчали на царство после подавления Московского восстания. И сразу же возникла проблема: нужно было покончить с беспределом казанских ханов и военачальников, то и дело совершающих опустошительные набеги на русские земли.

В 1545 году вроде бы установился относительный мир. Московское войско подошло к Казани. Хан Сафа-Гирей бежал. Его место занял Шах-Али, который был ставленником Москвы. Но вскоре Сафа-Гирей при поддержке крымских татар вернул себе власть. И набеги на Московскую Русь стали повторяться ещё чаще. При этом больше всего страдали нижегородцы. Татары появлялись в окрестностях Нижнего, опустошали его ближайшую округу. Нападениям поверглись селения Ельня, Высоково, Вишенки, Печёрский монастырь; на Бору «слободка запустела от казанской войны, дворы выжгли и людей в полон вывели и высекли».

В ответ Иван Грозный во главе многотысячного войска выступил на Казань. В его рядах, кстати, были и мордовские ратники.

Поход начался 20 декабря 1547 года, когда Волгу сковал лёд. Но полки Грозного выступили лишь в январе, а артиллерия – в феврале 1548 года. Сбор армии состоялся на Волге между нынешними населенными пунктами Кадницей и Нижними Работками. Но, по одним источникам, из-за оттепели тяжелая осадная артиллерия провалилась под лёд, а согласно другим, учитывая, что скоро наступит весна, и дороги станут непроходимыми, царь решил вернуться в Нижний Новгород. Только в начале марта 1548 года он вернулся в столицу. В Нижнем ему понравилось. Здесь завершилась реконструкция нижегородской крепости, возведён каменный кремль. Царь был поражён дешевизной продуктов. С удовольствием ел стерляжью уху.

Другая половина армии под руководством Шах-Али и князей В.Воротынского и Б.Горбатого-Шуйского дошла до Казани к началу февраля и около недели не пропускала никого из приезжих в город. Татары, не ввязываясь в бой, отступили за крепостные ворота, и штурм нее состоялся.

У историков нет единодушного мнения, почему это случилось. Пушки все-таки имелись. Крымский хан Челбек и сын Сафа-Гирея были убиты во время артиллерийского обстрела. Но на этом всё и кончилось. Попытки взять штурмом хорошо укреплённый город ничего не дали.

Однако этот поход нельзя назвать безрезультатным. Неподалеку от Казани, при впадении в Волгу реки Свияги, было решено возвести крепость. Её стали строить тайком.

Хан Сафа-Гирей.

Взятие Казани

В те годы в Русском государстве происходили большие перемены. Создавались элитарные войска, к военной службе в них привлекались дворяне из провинции, совершенствовались артиллерия и инженерно-фортификационное дело. А самое главное – царь задумался о причинах неудач русской армии и сделал соответствующие выводы. Во-первых, была отвергнута идея о проведении военных походов зимой. Во-вторых, была создана специальная комиссия по разработке плана предстоящей операции – Казанское царство представляло угрозу для самого существования Руси.

Очередной казанский поход начался в апреле 1551 года со сплава леса, который стали использовать для строительства крепости на Свияге. Туда же были переправлены и готовые срубы, заготовленные в Угличе и Балахне. И крепость была готова в считанные дни. Она послужила надёжным форпостом для русского войска.

Чтобы перекрыть все водные пути и полностью блокировать Казань, было сформировано четыре отряда, направленные на Вятку, Каму, Свиягу и малые реки. Иван Грозный не жалел денег на подкуп чувашей и марийцев, его эмиссары убеждали их в необходимости принять русское подданство. За это их обещали на три года освободить от податей, дарили шубы и даже лошадей. Такая тактика принесла успех. Хозяйственная жизнь, и прежде всего торговля, в Казанском царстве практически были полностью парализованы.

Первыми взбунтовались крымские татары. В конце июня они покинули Казань, но попали в засаду и были убиты. Сдавшихся в плен утопили, а 46 главных военачальников доставили в Москву и там казнили. Татарам объявили, что Казанское царство делится на две части: правобережную и левобережную, причём первая из них отходит к Москве. Казанцы, опасаясь, что Иван Грозный истребит всех татар, выдали ему малолетнего хана Утямыша и царицу Сююн-Бике.

Но многие татарские князья и мурзы во главе с Нур-Али и даже марионеточный правитель Шах-Али остались недовольными разделом страны. Зрело вооружённое выступление. Иван Грозный решил добиться полного повиновения с помощью силы.

На этот раз он отправил артиллерию на судах, а сам с конницей и пехотой двинулся в обход Нижнего Новгорода через Муром. Там останавливались, чтобы отслужить молебен по Петру и Февронии, которых царь всегда считал своими родственниками. Он дал обет поставить над их мощами каменный собор. А потом войско, состоявшее из стрельцов, копейщиков, пушкарей, гранатчиков и прочих служилых людей, двинулось дальше. Впереди шли отряды князей Юрий Шемякина и Фёдора Троекурова, «дабы на речках и ржавницах (ручьях, - С.С.) мосты мостить».

Армия царя (около 150 тысяч человек) двигалась несколькими колоннами, каждая из которых занимала в длину 6-7 верст. Согласно легенде река Пьяна мелела, когда коней выводили на водопой – их было более 30 тысяч.

20 июля 1552 года полки остановились на ночевку на реке Велетьме, на другой день ночевали на Шилекше, третья стоянка была под Саканьским городищем. Маршрут Грозного пролегал мимо сёл Неледино, Ветошкино, Гагино, Субботино, Паново-Осаново, деревень Сумароково и Ханинеевка. Сам Иван Грозный один раз ночевал в деревне Ломакино недалеко от Покрова. Хроника тех лет говорит: «Станом стояли на озере Дубровка, у речки Медянки, затем у речки Мяни, а 12-й стан был на Алатырь-реке, после чего переправились через Суру, дошли до Свияжска и двинулись на Казань».

В татарской деревне Пора царь взял в проводники и переводчики мурзу Бахметку. Он при штурме Казани первым взберется на городскую стену и «возьмет в полон царицу Узбеку». Царь расцеловал и крестил мурзу, сделал его дворянином и при крещении нарек Юрием Ивановичем Бахметьевым.

Взятие Казани.

В Казани погода испортилась. Лили дожди, а в сентябре разразилась страшная буря. Легенды связывали это с заклинаниями мусульманских колдунов.

Иван Грозный послал в Москву за чудотворным крестом с вделанной в него частичкой Креста Господня. Доставили его очень быстро: от Москвы до Нижнего Новгорода на подводах, а потом водным путём в Казань на вятских лодках. И после крестного хода чары колдунов сошли на нет. Пушки вытащили из непролазной грязи, но палить из них не спешили. Грозный сделал вид, что снимает осаду. А тем временем под крепостные стены подкладывали пороховые заряды...

Прогремела дюжина взрывов, слившись в один. Едва ли не весь город рухнул к ногам русского войска. Шесть тысяч татар бросились в речку Казанку, пытаясь преодолеть её вплавь. Все они были убиты.

Грозный дарил отличившимся воинам бархатные шубы на собольем меху, золотые ковши и кубки, драгоценные камни. Богатые трофеи достались победителям. Казанское царство было ликвидировано. Любопытно, что состав штурмовавших Казань был весьма пёстрый. Русские составляли лишь 50,3 процента всего войска, касимовские татары – 40 процентов, воевали с казанцами также татары астраханские, нижегородские и казанские, ногайцы, чуваши, марийцы, вотяки и мордва. Отрядом последних, как сообщают документы тех лет, командовал мурза Дивей, именем которого названо Дивеево.

Мне удалось выяснить, что Дивей – личность реальная. Но он был татарином и воевал в составе касимовской конницы под началом Як-Сеит-Черевсеева. За участие в третьем походе на Казань мурзе был пожалован княжеский титул и земли в Кадомском уезде по речке Вичкинзе, о чём свидетельствует царская грамота 1559 года. Земли эти стали называться Дивеевскими, а их поселение – Дивеевым.

Казань подверглась чудовищному разгрому. По данным татарских историков, все мужское население было уничтожено. 19 октября 1552 года нижегородцы, чей город утратил роль пограничной крепости, торжественно встречали Ивана Грозного. В Москву он уехал через Балахну и Владимир. Во Владимире узнал, что у него родился сын.

 

Легенды и реальность

Там, где в Пьяну впадает её приток Ежать, войско Ивана Грозного встретилось с касимовской конницей. Там возникло село Юрьево Гагинского района. На всем пути следования царя оставались населённые пункты, которые существуют по сей день: Воротынец, Арзамас, Горбатов, Княгинино, Ардатов, Воротынец, Большое Мурашкино, Дивеево, Ивановское, Шатки, Сыресово, Большое Череватово, Выползово... Потом здесь появлялись православные храмы, монастыри. Первым зданием Арзамаса была заложенная Иваном Грозным деревянная церковь Воскресения Христова.

Село Сеченово основано в 1552 году Иваном Грозным. Согласно преданию, погода тогда была хуже некуда: лил дождь, ветер валил деревья. И вдруг ветер улегся, выглянуло солнце. Царь окрестил это место Теплым Станом. Так село и называлось долгое время.

В начале 1840-х годов у писателя П. И. Мельникова-Печерского возник замысел описать местности Нижегородской губернии, через которые пролегал путь Ивана Грозного на Казань. Исследователь выявил реальных людей, которые стали героями легенд. Это проводники Торш, Ардатка, Келейка, Кужендей, сын Пуреса, его старший брат Ерзи. Все они – мордвины. Мордвинами были также Вачайка из села Тоторшево и его дочь Саманька, которая помогла взорвать крепостные стены Казани. Всех их Иван Грозный одарил земельными наделами.

Весьма поэтично предание о мордовской девушке, предупредившей Ивана Грозного о готовящемся против него заговоре. Его записал Владимир Морохин в селе Девичьи горы Большеболдинского района: «В ту пору, когда царь вел свое войско против татар, жители этого села ополчились на царя. Они устроили заговор и решили убить его. Но одна девушка узнала про замысел односельчан, села на коня и поскакала к царю. А царь уже недалеко от их села находился. Она рассказала царю про злые козни. Иван Грозный выслушал девушку, поблагодарил ее и наградил подарками. Жители села узнали, что девушка предала их и убили ее. Царь велел похоронить несчастную с великими почестями, как славного воина, ведь девушка спасла ему жизнь. А после похорон приказал насыпать на могиле высокий холм. И с того давнего времени селенье стало именоваться Девичьими Горами».

С восьмым станом Ивана Грозного в районе Панова-Леонтьева Гагинского района связана легенда о явлении царю Богородицы. Согласно этой легенде, у мордовской деревни Мушек, на горе, ныне называемой Троицкою, прибыли к царю посланники князя Курбского и возвестили, что передовые отряды, шедшие на Казань, потерпели сильное поражение от татар, которые очень многих людей полонили. Царь опечалился этим известием и думал уже вернуться обратно в Москву. Но во сне явилась ему Божья Матерь вместе с прапрадедом царя Дмитрием Донским и повелела ему идти на Казань и взять ее. Пробудившись ото сна, царь от радости тотчас велел служить благодарственный молебен Божьей Матери.

Подводя итог, следует признать, что оценки самодержца весьма противоречивы: от восторженных до крайне негативных. Наверное, прав Василий Ключевский. Он писал: «Положительное значение царя Ивана в истории нашего государства далеко не так велико, как можно было думать, судя по его замыслам и начинаниям, по шуму, который производила его деятельность. Грозный царь больше задумывал, чем сделал...».

 

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру