УФАС пытается изменить сложившиеся в регионе традиции закупки лекарств

Сговор или оптимальная схема?

 Конфликт между Управлением федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Нижегородской области и структурами областного правительства перерос в информационную перестрелку. В середине июля на сайте УФАС появилось сообщение о том, что местный минздрав вкупе с региональной контрактной службой нарушили закон о конкуренции, заключив контракт на поставку лекарств для льготников на сумму более чем 90 млн рублей.

Сообщение это, снабженное фотографией несчастной старушки (очевидно, подразумевалось, что пенсионеры пострадали), быстро разлетелось по СМИ. В ответ на это региональные чиновники распространили в прессе информацию о том, что льготники точно пострадали бы, если бы контракт, как того пожелали «антимонопольщики», был отменен. 

Сговор или оптимальная схема?

 Суть претензий

Речь идет о контракте на закупку и поставку в аптеки лекарств, которые должны отпускаться бесплатно определенным категориям граждан в течение трех месяцев (июль, август, сентябрь). Заказчиком данных услуг выступает министерство здравоохранения Нижегородской области, торги проводит региональная контрактная служба, а в качестве исполнителя выступает фирма, победившая в конкурсе. В данном случае победитель – ООО «Поволжье-Фарм» - получит за трехмесячное снабжение льготников лекарственными препаратами 96 миллионов 580 тысяч рублей.

К чему же здесь «придралось» УФАС?

*Прежде всего, к тому, что в один лот были включены две разные услуги: продажа лекарств оптом и их поставка в аптеки. Ни один закон напрямую не запрещает этого делать. Однако понятно, что фирм, способных совместить две эти функции, меньше, чем фирм, специализирующихся на чем-то одном. Если бы услуги были разведены по разным лотам, участников торгов было бы больше. Но этого не сделали, а, следовательно, по мнению антимонопольной службы, налицо признаки ограничения круга участников. Действия же, которые приводят к такому ограничению, запрещены частью 2 статьи 8 ФЗ-44. Правда, эти действия обязательно должны еще и противоречить требованиям данного закона. Как видим, это весьма спорный момент, ибо напрямую требования закона нарушены не были.

*Вторая претензия антимонопольной службы касается 6-го пункта 1 части статьи 33 того же ФЗ-44. По мнению УФАС, требования, содержащиеся в этом пункте, не соблюдены. Данный пункт содержит следующие требования:

-заказчик должен указать в конкурсной документации общепринятые названия действующих веществ (или, по-другому, международные непатентованные наименования, сокращенно МНМ) лекарственных средств;

- если содержимое заказываемых лекарств не отображено в перечне МНМ, надо указать химические наименования;

- предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или же с различными химическими наименованиями.

Что конкретно было нарушено, в антимонопольной службе не уточнили. Скорее всего, речь идет о последнем требовании. Контракт подразумевал поставку препаратов для всех льготников региона – понятно, что это сотни разных лекарств с разными действующими веществами. Видимо, следовало разбить один лот на множество – тогда, опять-таки, круг участников торгов был бы несоизмеримо шире. А шире круг участников – больше предложений с низкими ценами и с высоким качеством услуги по каждому конкретному лоту. Это чисто теоретически. В данном же случае произошло объединение услуг и множества лекарственных наименований в один лот, что привело, по мнению УФАС, к ограничению конкуренции. Изначально были «отсеяны» небольшие фирмы, которые не готовы взять такой крупный заказ, но могут выполнить конкретную услугу по конкретному лекарству – может быть, за меньшую цену и с более высоким качеством. Сужение круга участников может также быть признаком сговора между заказчиком и поставщиком.

Добавим, что областное министерство здравоохранения работает с ООО «Поволжье-фарм», победившим в этих торгах, не первый год. Согласно сайту russia-opt.com, данная фирма успела получить в ходе заключения контрактов 1 млрд 710 млн 943 477 рублей, при этом львиная доля закупок (95,98%, или более 1 млрд 642 млн) приходится на региональный минздрав. Стоит отметить, что у большинства крупных российских поставщиков лекарств несколько основных заказчиков, хотя бывают и исключения. Например, ООО «Фармация Заполярья» выполняет услуги исключительно для минздрава Мурманской области.

Что касается нашего областного минздрава, то он традиционно работает с конкретными крупными поставщиками. И антимонопольная служба, куда жалуются небольшие фирмы (они хотели бы принять участие в торгах, да не могут из-за условий), решила, похоже, эту систему изменить.

Сегодня в суде рассматривается еще одно дело: в прошлом году областное правительство издало постановление, согласно которому «генеральным» поставщиком лекарств в больницы стало госпредприятие «Нижегородская областная фармация». По мнению УФАС, это привело, опять-таки, к ограничению конкуренции.

Тактика минздрава имеет свои плюсы

Однако вернемся к контракту по поставке лекарств для льготников. Действительно ли при его формировании был нарушен закон? Можно ли услуги по оптовой продаже лекарств и по обеспечению ими льготников совмещать, а в один лот вписывать разные препараты (что, по всей видимости, было сделано)? Увы, представители региональной контрактной службы не смогли ответить на претензии «антимонопольщиков». Они утверждают, что с сутью этих претензий (то есть с решением УФАС) они не знакомы, видели лишь предписание с требованием отменить торги.

В конце концов, суд, куда обратилось областное правительство с требованием отменить предписание и куда собирается обращаться УФАС, должен установить, было в данном случае нарушение законодательства или нет.

Между тем общественность (в том числе и медицинская) начала обсуждать тактику закупок, по которой работает региональный минздрав.

В ней есть не только минусы (мы их уже упомянули выше), но и безусловные плюсы. Да, множество фирм не может участвовать в торгах. Но такой подход позволяет отсеивать неблагонадежных участников (которые, допустим, могут поставить некачественный препарат или поставить его не вовремя) на первоначальном этапе. Контракт заключается с крупной фирмой, с которой минздрав работает не первый год и о которой знает, что она не подведет, что с нее можно потом спросить, что у нее найдутся ресурсы, если где-то возникнет дефицит препаратов.

- Рынок поставщиков еще недостаточно зрелый, поэтому появляются недобросовестные участники, - комментирует ситуацию председатель Нижегородской врачебной палаты Олег Железин. - Как я смогу объяснить пациенту, что поставщик не выполнил своих обязательств, поэтому я ему не могу дать лекарства? В итоге получается, что именно та схема закупки лекарств, которая выстроена в Нижегородской области, является самой оптимальной.

Запоздалое предписание

Представители региональной контрактной службы заявляют, что получили предписание УФАС слишком поздно, а именно днем 13 июля. В этот же день, только утром, контракт уже был заключен. Правда, представители антимонопольной службы уверяют, что направили требование отменить торги 10 июля – по электронной почте, факсом и телеграммой. И решение, которого контрактная служба якобы в глаза не видела, УФАС якобы тоже отсылал. В общем, налицо отсутствие оперативной коммуникации между органами власти.

Как бы то ни было, если отменить торги и разорвать контракт, льготники региона не получат лекарств вовремя. Это чревато негативными социальными последствиями.

Областной минздрав обратился в арбитражный суд с требованием отменить предписание УФАС. В качестве обеспечительной меры суд приостановил действие этого предписания вплоть до вынесения окончательного вердикта. Таким образом, поставки лекарств продолжились, и льготники пострадать не должны.

УФАС также собиралось обращаться в суд, чтобы предписание было выполнено, но смысла в этом на сегодняшний день, похоже, нет. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру