«Передаем вашу квартиру в отдел контроля»
Года два назад данные организации ограничивались тем, что рассовывали буклеты с предложением своих услуг в почтовые ящики (разумеется, чтобы попасть в жилой дом, они представлялись «почтой»).
Действовало это мало, поэтому где-то год назад буклеты превратились в пугающие прокламации, которые не только в ящики кидались, но и на подъездах стали расклеиваться. Суть была примерно такой: вы, граждане, нарушаете закон, поскольку у вас не все приборы учета в квартире имеются, и мы можем эту проблему решить, потому что наша установка самая дешевая.
Однако и эти отчаянные воззвания не имели ожидаемого эффекта: люди, что называется, загружались информацией о каком-то нарушении какого-то непонятного закона об энергосбережении, но выкладывать 10-15 тысяч из своего кармана на оприборивание квартиры мало кто решался.
С конца прошлого года, когда грянул кризис, число решающихся на установку счетчиков, и без того небольшое, стало стремиться к нолю. Параллельно с этим поднялись цены на приборы учета и на разнообразные услуги.
Все это привело к кризису в данной отрасли. Если крупные компании еще как-то балансируют на рынке, то мелкие, не успевшие завоевать репутацию, начинают бесследно исчезать. Они сегодня озабочены не тем, чтобы сохранить клиентов, а тем, чтобы клиентов завоевать. И войну эти фирмы начали крайне агрессивную. Параллельно с рассовыванием прокламаций начался телефонный террор в отношении граждан, не установивших счетчики. Анонимные представители «крупных организаций» звонят на личные мобильные номера жильцов и начинают их наглым образом запугивать.
Мы неоднократно слышали от читателей истории о таких звонках, но полную картину представить не могли, ибо точные слова и интонации в этих историях отображены не были. И вот, что называется, дождались: в распоряжении нашей редакции оказалась запись телефонного разговора сотрудницы фирмы-агрессора с одной из наших читательниц Викторией. Диалог сей настолько абсурден, что достоин пера Кафки.
Не назвав свою фамилию, звонившая сообщила, что является сотрудником муниципальной (!) городской службы «Нормативэнергоэксплуатация» и что у нашей читательницы «вышли все сроки», в которые необходимо было установить приборы учета.
- Вы когда планируете ставить счетчик на воду и газ? – спрашивает представитель мифической конторы с такой интонацией, как будто она разговаривает с дочкой, не сделавшей вовремя уроки.
- У нас счетчики стоят, и мы регулярно передаем показания, - обескуражено отвечает Виктория.
Далее диалог превращается в допрос с пристрастием: идет длинная череда вопросов со стороны «муниципальной службы» о том, когда, каким образом и кто (!) передает показания тех или иных счетчиков, а также когда какие приборы были установлены. Наша читательница исправно отвечает, после чего следует категоричное пугающее заявление:
- В прошлом месяце у вас счетчика не было. В прошлом месяце третьего апреля с вами разговаривали, у вас счетчика не было. Передаю вашу квартиру в отдел контроля. К вам придет инспектор на осмотр, и выпишет вам предписание. Если не будет счетчиков, будете штраф платить, потому что все сроки вышли.
В ответ на вопрос нашей читательницы, не произошло ли здесь путаницы, последовал ответ: нет, не произошло, потому что «ваш номер привязан к вашему адресу» (называется, и вправду, точный адрес).
- А откуда вы адрес и номер-то взяли? – недоумевает Виктория.
- Мы пальцем в небо не тычем, это огромная организация.
- А почему вы считаете, что у меня нет счетчика на воду?
- Потому что нет показаний от вас. Вы когда ставили?
Далее следует опять допрос – когда устанавливали, когда делали поверку… Тут же представитель «муниципальной службы» выносит вердикт, что срок поверки – всего четыре года, что этот срок закончился – а значит, наказание в виде зловещего визита инспектора и штрафа, опять-таки, не за горами… Когда же Виктория попросила представиться и назвать адрес организации, получила совершенно абсурдный ответ:
- Вы до меня будете допытывать адреса или вы будете со мной нормально разговаривать? Не хотите как хотите. Будете стоять в очередях у кабинетов со своими бумажками и платить штраф, дело ваше. Ладно, терять дальше время на вас я не буду. Все, до свидания.
Букет нарушений
Кто же на самом деле разговаривал с нашей читательницей и зачем? Выяснить это оказалось не так просто: номер абонента, с которого звонили, сейчас недоступен, даже голосовая почта переполнена. В муниципалитете никакой службы, занимающейся контролем за счетчиками нижегородцев, разумеется, нет. Название «Нормативэнергоэксплуатация» фигурирует в интернет-справочниках, но телефоны, указанные в них, упорно молчат. Нам удалось, тем не менее, дозвониться на сотовый до бывшего сотрудника данной организации, который сообщил, что так называлось нижегородское представительство фирмы «Саяны», когда он там работал.
Заместитель коммерческого директора этого представительства Анна Самонина согласилась прокомментировать данную ситуацию. По ее словам, фирма «Нормативэнергоэксплуатация» действительно была в свое время учреждена «Саянами», но два года назад ее ликвидировали. Название же используют сегодня теневые организации, чтобы, во-первых, создать видимость надежности, а во-вторых, чтобы уйти от ответственности в случае «кривой» установки прибора учета. Они пользуются тем, что обыватели не знают законов и различных положений, и запугивают их. Цель проста: навязать людям свои услуги по установке или же поверке приборов учета.
Одна из таких организаций появилась около двух месяцев назад и как раз позиционирует себя как «городская служба контроля» и «единый городской центр учета». При этом данная фирма действительно использует определенную базу данных, только непонятно, где она эту базу взяла.
Однако вернемся к «кафкианскому» диалогу нашей читательницы с представителем не существующей фирмы. Налицо нарушение сразу нескольких законов. Прежде всего – закона №152 «О защите персональных данных», который запрещает организациям передавать и использовать такие данные (в том числе абонентский номер, адрес, показания индивидуальных приборов учета) без согласия абонента. Не исключено, что какая-то крупная компания, у которой изначально вся эта информация была (ДУК, например), просто «слила» базу теневой структуре. Кстати, контролем за соблюдением данного положения занимается Роскомнадзор, куда можно подать жалобу.
Далее, представительница фирмы сообщила кучу заведомо ложной информации, что тянет на мошенничество. Во-первых, речь о муниципальной службе идти не может (городская администрация просто не занимается такими вещами), это всего-навсего какая-то частная контора. Во-вторых, конторы с таким названием, как мы выяснили, не существует. В-третьих, никакой «инспектор по счетчикам» (если бы даже он и был) не имеет права зайти в квартиру без согласия собственника. В-четвертых, никакого наказания (в том числе и штрафа) за отсутствие прибора учета на сегодняшний день нет. И, наконец, в-пятых, срок поверки (четыре года на «водяной» прибор) назван слишком маленький: обычно счетчики ставят сегодня на 6-12 лет.
Увы, случай этот далеко не единичный. Используя некую базу данных, сотрудники теневых фирм продолжают терроризировать население Нижнего Новгорода, и останавливать их, похоже, никто не собирается. Нижегородцам стоит записывать такие разговоры и обращаться в Роскомнадзор, в правоохранительные органы и в прокуратуру. Прервать же подобный поток бреда, как видим, легко – достаточно попросить собеседника назвать свою фамилию и точный адрес «муниципальной службы».