В столице Чечни вновь разгромлен офис нижегородских юристов

Грозненский разгром

 3 июня утром в Грозном толпой были разгромлены офис и квартира нижегородских юристов из сводной мобильной группы, которые работают в Чечне. Они единственные, кто не боится расследовать преступления местных правоохранителей. Для меня, не раз бывавшего в Чечне, такой исход был вполне ожидаем. Жалею только, что уехал за пару недель до этих событий и не смог помочь парням. А вот реакция коллег и знакомых меня сильно удивила.

Грозненский разгром
Фото автора и с камер наблюдения офиса СМГ в Грозном.

 Прыгали со второго этажа

Напомню канву событий: в среду утром у следственного комитета Чечни собралась толпа. Потом она переместилась на улицу Розы Люксембург, где находится офис и квартира нижегородцев, в которой я еще недавно работал и жил.

Толпа в несколько сотен человек собралась во дворе, а с десяток парней в масках принялись сначала крушить автомобиль, потом болгарками пилить двери офиса и квартиры (они располагаются на одном этаже). Кстати, офис уже поджигали в конце прошлого года. Альберт Кузнецов и Данила Чендемеров, с которыми я недавно вместе работал, находились внутри. Со старшим группы Альбертом мне удалось связаться через несколько часов после этих событий.

- Мы проснулись утром, около восьми, хотели приготовить завтрак, но неожиданно оказался отключен газ. Нас это не сильно насторожило. Была информация, что неподалеку будет какой-то провокационный митинг, решили перенести завтрак к тому времени, когда вся суета с ним закончится. Около 9:45 напротив окон нашего офиса буквально за считанные минуты собралась огромная толпа людей (еще в 9:40 никого не было). Спустя некоторое время собравшиеся двинулись во двор дома. Никаких требований не звучало. Никаких баннеров и транспарантов видно не было. Около 10:20 мы увидели первые плакаты с обвинениями в наш адрес. Суть их сводилась к тому, что организация не ведет работу по убийству Джамбулата Дадаева ставропольскими полицейскими.

Как старший группы, я решил выйти и объяснить, что мы готовы вести работу в рамках нашей компетенции по этому инциденту, а сами обвинения - беспочвенны, поскольку в наш адрес никаких заявлений по этому поводу не поступало.

Я распечатал образец заявления, взял визитные карточки и пошел к двери. Когда я открывал дверь, около 10:30, напарник Данила, который следил за происходящим по камерам видеонаблюдения, остановил меня и предупредил, что у подъезда появилась группа людей в масках с похожими на оружие предметами в руках. Посовещавшись, мы решили проследить за их дальнейшими действиями. Около 10:40 люди в масках исчезли из поля зрения камер, поэтому мы вернулись к идее спуститься к собравшимся. Но мне позвонили, и я на пару минут отвлекся. Закончив говорить, я открыл замок входной двери офиса, и в этот момент раздался мощный удар, послышались крики. Я резко захлопнул дверь. Люди по ту сторону начали крутить дверную ручку. Напарник пытался дозвониться до дежурной части МВД по ЧР, но там никто не брал трубку.

Машине СМГ сильно досталось от погромщиков. Фото автора и с камер наблюдения офиса СМГ в Грозном.

Поскольку ситуация продолжала накаляться, а помощи ждать было неоткуда, мы решили покинуть офис через окно выходящее на улицу. Мне помогли спуститься стоявшие на улице люди. Оказавшись на тротуаре, я увидел, рядом сотрудника полиции, наблюдавшего за происходящим. Я обратился к нему с просьбой пресечь беспорядки во дворе дома или хотя бы вызвать дополнительный наряд и остановить погром нашего офиса. Сотрудник сделал вид, что меня не слышит.

Меня окликнул Данила, который повис, держась одной рукой за подоконник. Я бросился ему на помощь, вместе со стоявшим рядом мужчиной. Но когда мы подбежали, рука Данила соскользнула, и он рухнул вниз. Благо я стоял ровно под ним, и он приземлился мне на руки. Сотрудник полиции к тому времени уже куда-то исчез. Мы пару минут помялись на месте, пытаясь найти кого-нибудь из правоохранителей. Никого не было. Вокруг собралась недоумевающая толпа людей. Возможно, кто-то был из участников митинга. Поскольку собравшиеся не понимали, что происходит и как им на это реагировать, мы решили просто уйти. Поймали такси и уехали.

Тем временем камеры внутреннего наблюдения показывали, что погромщики проникли в офис и принялись методично уничтожать все внутри. При этом вандалы проявили неслыханную цивилизованность и бережно собрали и вынесли всю документацию. На это нижегородцы только удивились: «Если это так надо чеченским правоохранителям, мы бы сами все откопировали и им принесли. Но те обычно от нас усиленно отмахиваются». А вот дверь в квартиру «вынести» не смогли и выломали стену. Все это зафиксировано видеокамерами.

Сейчас парни находятся в безопасном месте, и работа СМГ в буквальном смысле перешла на нелегальное положение.

За толпой, собравшейся во дворе дома, наблюдал мой знакомый чеченский журналист, и вот что он рассказал:

- Люди в толпе спрашивали друга друга, что происходит, и зачем их тут собрали? Кто эти русские и что они сделали Рамзану Кадырову? Большинство просто не знает. В толпе были заводилы, которые раздавали объяснения типа «эта машина убийц» или еще более таинственно «это квартира Управления»! У них были рации, и они постоянно с кем-то координировались. Когда начали громить машину, многие женщины заплакали и пытались уйти, но их чуть ли не силой сгоняли обратно.

Данила Чендемеров (слева) и Альберт Кузнецов. Фото автора и с камер наблюдения офиса СМГ в Грозном.

Митинг против журналистов

Если проанализировать происшедшее за последнюю неделю, то можно лишний раз убедиться в откровенной глупости местной власти. В Грозном должен был пройти огромный митинг против российских СМИ, «неправильно» освещающих чеченские реалии. Поводом послужила публикация в одной из российских газет, где рассказывается о подноготной Фонда имени Ахмата Кадырова, через который не только прокручиваются деньги российских налогоплательщиков, но и проводятся поборы со всего населения республики. Отсюда и золотые пистолеты чеченских депутатов. На эту тему 2 июня прошло совещание Кадырова с силовиками. Глава региона был в гневе и на следующий день был анонсирован митинг «против информационной агрессии российских СМИ».

Согласно официальным заявлениям руководства республики, эту акцию должны были поддерживать и в разных регионах страны! Но нашлись умные люди, которые посоветовали отменить это мероприятие – больно уж негативный резонанс оно может вызвать. Кстати, на многих чеченских сайтах были анонсы этого мероприятия, но потом их удалили. Так же есть информация, что соответствующее распоряжение было из администрации Президента России.

Тогда нашли другой повод для протеста – убийство при задержании Джамбулата Дадаева (который, кстати, находился в федеральном розыске) силовиками из Ставрополья. Напомним, те проводили в Грозном спецоперацию, после которой Рамзан Кадыров призвал открывать огонь на поражение по силовикам из других регионов. Тот факт, что ставропольские полицейские восемь месяцев не могли добиться выдачи из Чечни находящегося в федеральном розыске подозреваемого в тяжком преступлении Дадаева, чеченские власти никак не прокомментировали. Но почему-то решили провести акцию протеста перед окнами СМГ. Дескать, почему вы не расследуете убийство Дадаева? И опять же организаторы сделали большую политическую глупость – показали, что только юристы из СМГ могут расследовать такие дела, раз чеченские следователи и правоохранители бессильны. И еще большей глупостью стала организация погрома после заявлений чеченского лидера, что Грозный – самый спокойный город мира!

На “митинг протеста” согнали бюджетников. Фото автора и с камер наблюдения офиса СМГ в Грозном.

Через три часа после разгрома во дворе появились доблестные чеченские правоохранители и принялись «расследовать». Словом, тот же сценарий, что и после поджога офиса в декабре прошлого года. Тем временем главная «карманная» правозащитница Чечни Хеда Саратова заявила, что митинг под окнами СМГ организовали родственники Джамбулата Дадаева. Дескать, они хотели выразить свое мнение. Только почему тогда с кувалдами и ломами? Самое интересное, что позже эту нелепую версию подтвердил и глава республики. По этому поводу создатель СМГ Игорь Каляпин выразил свое полное недоумение:

- Почему возмущаться по этому поводу решили во дворе нашего офиса и почему возмущение решили адресовать нам, а не МВД и не СКР? Но если к нам обратятся родственники Дадаева, им будет оказана юридическая помощь.

Крах патриотизма

Не смотря на откровенное противодействие чеченских властей, парни из СМГ заявляют, что не бросят работу в Чечне. «Если надо, арендуем танк под мобильный офис», - заявил один из них. Но самое главное в этой ситуации то, что им звонили простые чеченцы – заявители, и говорили, что окажут любую поддержку. Люди были готовы их разместить, помочь пищей и деньгами. И принесли извинения за своих земляков, называя их нехорошими словами. Замечу, что немногочисленные русские в Чечне живут как братья, и всегда друг другу помогают в беде.

В то же время российские «пламенные патриоты» повели себя совсем по-другому. Если на «гнилом западе», если с каким-нибудь американцем что-то происходит в чужом краю, то это, как минимум, международный скандал. А может и до введения войск дойти. У нас все наоборот: вместо того, что бы оказать поддержку «братьям – славянам», «патриоты» трусливо попрятались. Меня такие товарищи поздравляли с тем, что я не оказался в этот момент в Грозном. А на мой вопрос, откуда такая трусость, заявили, что «нечего нам в эту Чечню соваться!». Вот вам и «патриотизм». Оказывается Чечня - это другая страна, а не территория РФ. Увы, так оно получается. Чечня живет по совсем другим законам. Единственное сходство с Россией – маразм и недальновидность чиновников.

Например, к концу прошлой недели появились новые подробности разгрома. По словам одного из участвующих в «митинге», на него «согнали бюджетников из Надтеречного района (от больниц по 20-30 человек, от школ по 5-10 учителей и т.д.), пустили каких-то молодчиков громить офис, а потом задержали два автобуса абсолютно невиновных "митингующих" и обвинили их в организации несанкционированного пикета и погромах».

В следующих выпусках «МК в Нижнем» я продолжу рассказ про обстановку, в которой работают нижегородские юристы. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №24 от 10 июня 2015

Заголовок в газете: Грозненский разгром

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру