Николай Свечин о времени и о себе: «Детектив - это способ, а главная моя цель - передать вкус и запах того времени…»

 Благодаря усилиям сотрудников библиотеки ВГУВТ стала возможна встреча, на которой присутствовали преподаватели и студенты университета, поклонники писателя, чье творчество теперь изучают студенты-филологи, используя термин «нижегородский роман». А десять лет назад вышла первая книга Николая Свечина «Завещание Аввакума».

С тех пор герой Алексей Лыков, помощник начальника сыскной полиции, очень полюбился самым разным людям. За его приключениями следят и любители детективов, и те, кому интересен старый купеческий Нижний, с его воровскими притонами и знаменитой на всю Россию ярмаркой. 

Сопровождением встречи послужили уникальные вещи: старинные издания, карты водных путей, и, конечно же, книги писателя, которых с 2005 года выпущено уже 11.

Николай Свечин о времени и о себе: «Детектив - это способ, а главная моя цель - передать вкус и запах того времени…»

 - Как вы дошли до жизни такой, как стали писать книги?

- Почти всю сознательную жизнь, я занимался не тем, чем хотелось. Окончил экономический факультет университета, затем попал на оборонный завод, потом в администрацию, после - в бизнес… Время было трудное, надо было кормить семью. В условиях, когда масса людей осталась без профессии и без работы. Кувыркался, как все мы. Особых успехов не добился и капиталов не нажил. Из бизнеса меня побудило уйти банкротство очередной фирмы, в которой я трудился. Ушел в никуда и стал заниматься литературой. И здесь я опоздал: пик интереса к книгам, который был в начале двухтысячных, уже миновал. Зато я наконец-то занялся своим делом.

- Откуда взялся Лыков? Есть ли у него прототип?

- Лыкова я придумал. Захотелось написать детектив из прежней «царской» жизни, описать ту страну, которой давно нет. Но, что интересно, к 1908 году биография моего героя смыкается с реальным человеком. Был такой забытый русский сыщик Василий Иванович Лебедев. Он создал в Департаменте полиции знаменитое 8-е делопроизводство – всероссийский уголовный розыск. Раньше (до 1908 года) его не было. Сыскные отделения городов работали самостоятельно, кто во что горазд, без единого центра. Лебедев его создал, и вечная ему за это хвала.

Историей я интересовался всегда. По уму, мне надо было поступать на истфак, но мое заикание не позволило это сделать. А вирус истории во мне сидел. И реализовался в писательстве.

Как я пишу книги? Сначала добываю и изучаю карту того места, где развиваются события. Старую карту, разумеется. Все начинается с географической привязки. Затем читаю мемуары, научные монографии, путевые заметки, адрес-календари, прессу тех лет, работаю в архивах. Я долго коплю материал, а когда он собран, книга пишется легко, на одном дыхании.

После третьей книги мои герои уехали из Нижнего Новгорода в столицу. Это было необходимо. Сколько преступлений может совершаться в небольшом провинциальном городе? Это же не Чикаго! Если бы я оставил Лыкова и Благово здесь, их приключения смотрелись бы надуманными. А в Петербурге полем деятельности сыщиков стала вся империя. Лыков побывал в Москве, в Сибири, на Сахалине, в Варшаве, Дагестане… Сейчас он у меня едет в Туркестан.

Конец истории Лыкова и его друзей очевиден. Всех их ждет 1917 год. «Восставший народ» (чернь и дезертиры, не желающие воевать) устроят Февральскую революцию. Департамент полиции сожгут, вчерашних правоохранителей посадят в Петропавловскую крепость. Мой герой к этому времени выслужит генерала – чем не царский сатрап? Но его не арестуют, руки коротки. Опытного человека просто так не взять. Действительный статский советник Алексей Николаевич Лыков просто исчезнет. И с этим закончится его история. Даже я сам не знаю, где и когда он окончит свой век. Что будет дальше, тоже пока не знаю. Еще есть идеи на несколько книг о Лыкове. А потом, возможно, стану развивать линию его сыновей. Им тогда как раз будет за тридцать.

- Каково соотношение правды и вымысла в ваших книгах?

- Уголовная жизнь того времени была скучна. Ну, подрались двое по пьяни, и один второго топором зарубил - бытовуха… Это не интересно читателю. Но и врать нельзя – будет не исторично и неправдоподобно. Я пытаюсь писать так, чтобы выдумки в моих книгах было поменьше, а настоящей, подлинной истории побольше. Пропорция между вымыслом и правдой условна и не поддается измерению. Я выдумываю сюжет таким, чтобы он вписывался в общий фон того времени. События в моих книгах или были на самом деле, или могли бы быть. Переплетаю все это в один клубок, и стараюсь, чтобы не было видно швов и стыков в повествовательной конструкции. В принципе, по моим книгам можно изучать время, они достаточно точны в деталях. Я считаю это одной из главных своих задач: передать вкус, цвет и запах эпохи. Хотел бы заинтересовать читателей историей нашего города, нашей страны… Если после моих книг человек начнет самостоятельно изучать прошлое – значит, я сделал свое дело.

Поэтому мне хотелось бы представить Сергея Коршака – он мой добрый знакомый и историк-краевед. Он не соавтор ни в коем случае, и не консультант. Сергей помогает мне разбираться в архивах, которые хорошо знает - в тех случаях, когда действие книги происходит в Нижнем Новгороде. Сейчас я как раз пишу книгу о Всероссийской выставке 1896 года, которая проходила в нашем городе. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру