Несмотря на четкие установки сверху относительно импортозамещения, реальный сектор экономики нашего региона не изобилует множеством реально работающих предприятий. Более того, на местах наблюдается обратный процесс: фабрики и заводы снижают темпы или же закрываются вообще, и нередко виновата в этом банковская политика, которую социально ориентированной назвать трудно.
Тех же предприятий, которые не только продолжают что-то производить, но и сохраняют дореволюционные, исторические производственные традиции, у нас по пальцам можно перечесть. В Богородске таких сразу два: «Бокоз» (расшифровывается как Богородский кожевенный завод) и «Хромтан». Оба эти завода были основаны в начале позапрошлого века купцами села Богородское. И цеха, и здания заводоуправлений (кстати, среди них есть и объекты культурного наследия) находятся там же, где и полтора столетия назад, выполняя функции, вложенные в них изначально.
Все пережили эти предприятия: революцию, войны, 90-е годы… И неизменно они оставались верны кожевенному промыслу и кормили жителей Богородска, предоставляя им рабочие места. Позже «кожевенный куст» дополнился предприятием «Зевс», производственная площадка которого находится в Нижнем Новгороде на территории завода «Кожевенник».
Сегодня на всех этих заводах трудится около 700 человек.
В нынешнем положении дел виновата война санкций. На ограничения, введенные Европой, Россия ввела свои, среди которых – запрет на поставку в ЕС полуфабрикатов. В их числе оказалась отделанная кожа, которую богородские заводы продавали на Запад. Введение же санкций привело к образованию просроченной задолженности перед кредитором. Кожевенники готовы ее реструктуризировать… Но кредитору, видимо, не интересны ни реструктуризация, ни сохранение исторического производства и рабочих мест. Он уже начал через суд процедуру банкротства двух кожевенных предприятий («Бокоз» и «Хромтан») и возврата всех предоставленных им кредитов, большую часть которых надо было гасить в 2020-х годах. Это около 500 миллионов рублей.
Это привело к остановке «Бокоза», котрый непрерывно работал с начала позапрошлого столетия. Около 200 работников ушли в вынужденный отпуск. Еще одно предприятие – «Хромтан» (около 400 рабочих) - под угрозой закрытия. В отношении третьего завода – «Зевс» - также планируется начать процедуру банкротства.
Почему же банк занял такую позицию, если производственники готовы работать и отдать со временем все долги? Не стоит ли за этими действиями план по захвату заводского имущества? И смогут ли чиновники «разрулить» данную ситуацию, сохранив в регионе кожевенный промысел? Об этом – в следующем номере «МК в Нижнем».