Ни одна бомба не должна упасть!

Такая задача стояла перед частью специального назначения «Аэростаты заграждения»

 Полтора года находиться в бесконечном нервном напряжении, днем и ночью ждать объявления воздушной тревоги, не вылезать из землянок и окопов и в любой момент быть готовым отправить в небо Ленинграда «дирижабль». Именно такой образ жизни ждал Николая Макаровича Лысенко после того, как он был принят на службу в часть спецназа «Аэростаты заграждения».

Такая задача стояла перед  частью специального назначения «Аэростаты заграждения»
Фото из личного архива Николая Макаровича Лысенко.

 В конце января 1944 года молодой боец Николай Лысенко прибыл вместе с эшелоном новобранцев в Ленинград. Новоиспеченных солдат привезли в город на второй день после окончательного снятия блокады.

- Все мы были с недавно отвоеванных территорий. Например, мою родную Полтавскую область Красная Армия освободила в августе 1943-го, – его, вспоминает Николай Макарович, - потом призвали в военкомат и полмесяца учили воевать. В условиях войны больше времени, чтобы учить фронтовым премудростям, не было.

- Что это за особенная часть, в которой вы служили?

- Я попал в часть спецназа «АЗ» чисто случайно. Это уникальные части, защищающие объекты государственного значения от воздушных атак. Задача поставленная звучала очень просто: ни одна бомба не должна упасть на объект. Упадет – тому, кто виноват, голова с плеч. Отправят в штрафбат.

- Какой объект «опекал» ваш полк?

- Ленинград продолжали бомбить и обстреливать и после снятия блокады. Поэтому необходимо было защищать особо важные объекты – военные, стратегического назначения, исторические… Как правило, одну точку прикрывали три полка сразу - «Аэростаты заграждения», зенитно-артиллерийский смешанного калибра и истребительно-авиационный.

Четвертый полк АЗ, в котором я служил, прикрывал Кировский завод. Его охраняли как зеницу ока, не жалели никаких средств, и немцы его не разрушили! Этот завод и сейчас мирового уровня, а тогда он сыграл решающую роль в обороне. В войну там делали всё – и самолеты, и танки, и минометы, и боеприпасы…

- Что представляет собой аэростат заграждения?

- Это надувное, мягкое, эластичное устройство, похожее на дирижабль и наполненное водородом. Длина его около 11 метров, объем чуть больше 400 кубических метров. Для поддержания «дирижабля» в боевой готовности в нем сохраняется давление порядка 1 атмосферы. Также газ в мягких баллонах, газгольдерах и емкостях для подкачки.

В комплекс входил автомобиль. Кстати, нижегородцы могут гордиться тем, что в каждом аэростатном полку было более ста автомобилей ГАЗ–АА нашего Автозавода. В их кузове устанавливалась на биваке лебедка с одиннадцатиметровым тросом особой прочности.

Боевая тревога – приказ поднять аэростаты. Так вот первая команда, прежде чем с бивака открепить аэростат, звучала так: «Моторист, подключить аэростат!». И он специальным карабином подключает его. Под каждым «дирижаблем» закреплена мина, и к ней уже трос. Дается вторая команда: «Мина! снять с предохранителя!» И последняя команда на подъем: «Аэростат, вира! Высота 10». Значит, на этой высоте наши облака. Начинается подъем с сумасшедшей скоростью. Нам на всё про всё отведено максимум три минуты.

В каждом полку 100 «дирижаблей». Наши располагаются по периметру завода в шахматном порядке. Вражеский самолет пытается выйти на боевой курс. Для этого ему нужно снизиться до ста метров. Только тогда он сможет попасть. Когда аэростаты подняты, бомбардировщик неизбежно задевает трос, если спускается для бомбометания. Мина разрывается. Ее тротиловый эквивалент – 5-6 кг. От любого самолета останутся только клочки. Ну и аэростат сгорит, конечно, тоже.

- А сколько людей отвечают за такой «воздушный шар»?

- Расчет состоял из 9 человек – шесть рядовых, командир расчета, моторист и водитель. От каждого зависело, погибнет аэростат или нет. Ведь он может вырваться и молниеносно уйти в стратосферу. А технику в условиях войны терять нельзя. Если бы мы потеряли аэростат случайно, полк бы расформировали, а виновного ждал военный трибунал и штрафной батальон.

Служба аэростатчиков сложна тем, что 24 часа в сутки нужно напряженно ждать приказа. Мы будто держим указательный палец на спусковом крючке и днем и ночью, без перерыва. И так половину войны!

Аэростаты поднимались по условиям метеосводок, получаемых каждый час. От них зависело, можем мы поднять аэростат на нашу высоту, то есть туда, где перистые облака, в которых мы его прячем от противника.

- Раз немцам завод не удалось разрушить, значит, вы свою задачу выполнили?

- Фашисты про наши «дирижабли» знали. Их разведка работала хорошо. Поэтому, в частности на Кировский завод ни одна бомба не упала, все бомбардировщики сбрасывали, не долетая, и докладывали, что задание выполнено. А сами бомбили какое-нибудь болото сбоку от завода. Так что мы свою задачу выполнили, и все расчеты нашего полка наградили медалями за боевые заслуги.

Кстати, вот не знаю почему, но информация была закрыта. И я только в 2012 году услышал как во время Парада Победы в Москве ведущий сказал, что аэростатные полки за войну уничтожили 120 немецких самолетов! 

Сюжет:

70 лет Победы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру