«Я на руках еще не научился ходить»
Виктор Собровин – представитель младшего поколения участников войны. Он был призван в ряды Советской Армии в 1944 году – и сразу был направлен на Западную Украину, воевать с бандами бендеровцев, которых, как известно, удалось разгромить уже после победы над фашистской Германией, в 1946 году. За подвиги в сражениях с националистами Виктор Александрович имеет ряд наград. После возвращения домой он возглавлял ДК речников им. Калинина, потом был председателем Совета по кино горьковского облсовпрофа.
Со временем здоровье у нашего героя пошатнулось, и он начал ездить в госпиталь ветеранов войн им. А.М.Самарина. Там каждый ветеран не по одному разу проходил целый комплекс процедур – и в результате наступал долгожданный оздоровительный эффект.
Однако годы берут свое. Пять лет назад Виктор Собровин стал передвигаться значительно хуже и прекратил ездить в госпиталь, потому что уже не мог подниматься на второй этаж своей поликлиники, прикрепленной к 38-й больнице. Дело в том, что сдавать анализы и получать направление надо на верхних этажах. Это тоже, кстати, один из случаев невнимательности по отношению к ветеранам: хорошо, у поликлиники нет лифта, нет денег на подъемник, но для того, чтобы вывести необходимые для госпитализации анализы и выдачу направления на первый этаж, средств ведь не нужно.
- На руках я еще не научился ходить, поэтому от оздоровления проходилось отказываться, - вздыхает наш читатель.
Арестантский паек дороже
Итак, пять лет Виктор Собровин не мог попасть на второй и третий этажи поликлиники – следовательно, и в госпиталь. Однако в прошлом году участковый врач, обеспокоенная состоянием здоровья участника войны, добилась для него направления в госпиталь ветеранов войн им. Самарина, расположенный в Дзержинске. Виктор Александрович съездил туда – и привез целый ряд наблюдений, которыми решил поделиться с читателями «МК в Нижнем».
*Время пребывания в госпитале за эти пять лет было сокращено в два раза – с 21 дня до 10 дней. И это для людей, по выражению Собровина, «с пачкой болячек»!
*Большинство процедур в выходные дни не проводится, медики отдыхают. Приехав в субботу, наш читатель «застал» пять выходных (с учетом Дня защитника Отечества).
*Количество процедур сократилось.
- Массаж и физиотерапию мне не сделали, прогревания тазобедренного сустава не было, - рассказывает ветеран. – Постоянно только капельницы ставили, а процедур я прошел всего пять. Какое же это оздоровление?
*Питание было таким, что голод время от времени давал о себе знать. Благо, в госпитале есть киоск, где можно купить дополнительную еду. С утра – каша плюс кусочек масла или сыра, чай. Обед – щи без мяса. На ужин картошка с тушенкой или куском рыбы (два раза была курица), чай. А было время – и наш читатель это помнит – когда в том же госпитале ветеранов баловали время от времени бутербродами с красной икрой…
- Я потом выяснил, что нас кормили на 92 рубля в сутки, - говорит Виктор Собровин. – При этом паек солдата стоит сегодня 460 рублей, а суточная норма заключенного – 276 рублей
*С Днем защитника Отечества ветеранов, лежащих в госпитале, никто не поздравил – ни дежурный врач, ни главврач (не говоря уже о представителях дзержинской мэрии)
*Кино для ветеранов показали всего два раза. Даже телевизоры могли посмотреть не все: их всего два на пять этажей. Кстати, ветераны вспоминают, что при Самарине – основателе госпиталя – в каждой палате было по телевизору и по кнопке, чтобы вызвать медсестру
*Количество врачей (и, соответственно, медицинских услуг) сокращается: с 1 января 2014 года здесь нет хирургического отделения, «пропал» стоматолог – несмотря на то, что ветераны из отдаленных деревень ездили в госпиталь в том числе и зубы «ремонтировать».
В общем, ездить в «самаринский» госпиталь Виктор Александрович больше не планирует и не надеется на позитивные перемены. Все упирается в финансирование, которое, увы, сокращается. Возможны ли перемены в принципе? Увеличат ли пациентам суточный «паек» и процедурные дни? Расширят ли культурную программу?
Редакция «МК в НН» еще вернется к этой теме.