Японский мэр напомнил навашинскому об опасностях АЭС

А нам Фукусима не грозит!

 Удивительным образом мэр, точнее, бывший мэр японского городка, опустошенного катастрофой на атомной станции Фукусима, напомнил о ядерной опасности жителям Нижегородской области, Навашина, Мурома. Там рядом собираются строить Нижегородскую АЭС.

 Поверил атомщикам

Накануне 29-й годовщины чернобыльской катастрофы японец обратился с открытым письмом к главе города Навашино и главе Муромского округа, призвав их отказаться от атомной энергетики, и бороться за безъядерное будущее своего города.

«Я, Катсутака Идогава, - говорится в письме, - во время радиационной катастрофы на АЭС Фукусима-1 был мэром самого близкого к атомной станции города Футаба (там ранее проживало около 7 тысяч жителей. – Авт.). Хочу предостеречь вас от ошибок, которые я, к великому сожалению, совершил.

Я был мэром города Футаба еще в 2005, когда ТЕПКО, управляющая АЭС компания, уже эксплуатировала станцию рядом с моим городом. Тогда я поверил атомщикам, что реакторы безопасны, и АЭС будет хорошо работать, принося радость и процветание моему городу.

Заверения атомщиков оказались ложью. Чудовищная катастрофа началась на АЭС Фукусима-1 в марте 2011 года. Потом произошли взрывы на трех реакторах и радиационные аварии на четырех приреакторных бассейнах с ядерными отходами, отработавшим ядерным топливом. После этого радиационный фон в моем городе сильно повысился, радиометры зашкаливали. Информации ни от АЭС, ни от правительства не было, и я принял решение об эвакуации жителей города Футоба. Я верю и надеюсь, что вам никогда не придется принимать подобного решения об эвакуации Навашина из-за радиационной аварии на Нижегородской АЭС».

«Не позволяйте атомной индустрии ставить под угрозу будущее доверенного вам города, жизни и здоровье ваших избирателей», - призывает японец.

Он сам попал под радиацию

Эксперт экологической организации «Беллона» (штаб-квартира в Осло), сам физик-ядерщик, участвовавший в обсуждении строительства Нижегородской АЭС, Андрей Ожаровский рассказал корр. «МК в НН», почему японский мэр обратился не к Президенту РФ, а напрямую к местным властям.

- В Японии так устроено, что местное самоуправление, префектуры дают разрешение на работу таких объектов, - поясняет Ожаровский, - поэтому я считаю, что нужно действовать по горизонтали - мэр обращается к мэру. С 2011 года в Японии приостановили все атомные реакторы, однако периодически запрет надо «продлевать».

(Недавно, как сообщили РИА Новости, одна из таких АЭС заработала, но общественность подала в суд. – Авт.). В Японии перед парламентом каждую неделю протестуют против АЭС.

- Г-н Идогава сам пострадал, попал под выпадающие радиоактивные осадки, - говорит Ожаровский, - у него, пожилого человека, теперь периодически идет носом кровь. Он лишился работы. Города сегодня фактически нет, вынужден перебраться в пригород Токио. Я встречался с ним буквально в марте, когда был в Японии на мероприятиях, организованных ООН, когда отмечалось четырехлетие «начала катастрофы на Фукусиме». Они создали Ассоциацию мэров Японии, пострадавших от этой трагедии, и содействуют тому, чтобы уберечь людей в других странах от строительства новых АЭС. Они считают это своей миссией! Лучше предостеречь людей, чем потом лишиться всего и глотать таблетки с йодом.

- Г-ну Идогава никто не подсказывал адреса, он сам пишет письма по всему миру, не только нижегородским градоначальникам. По-моему, еще в Мурманск писал, - говорит Ожаровский.

Про станцию забыли?

Правда, нижегородцы, которые живут в центре области, в Нижнем, наверное, уже и забыли про эту атомную станцию в Навашинском районе. Проект по возведению Нижегородской АЭС около села Монаково (автодорога Муром - Нижний Новгород) вынашивается уже почти десять лет. Заказчиком выступает концерн «Росэнергоатом". А самые яростные противники - муромчане.

(Площадка в 26 км Мурома, в 105 км от Н. Новгорода и в 126 км от Владимира.)

Глава городского округа Муром Евгений Рычков на момент подготовки материала еще не получил никакого письма из Японии, - рассказали корр. «МК в Нижнем» в приемной администрации Мурома:

- Может, адрес перепутали. Но мы слышали о таком письме. Посмотрим, как отреагировать.

В Навашино послание из Японии дошло, правда, с адресом японский экс-мэр маленько напутал в «нашей двуглавости» – соединил ФИО главы города Навашино Леонида Гаврилова и главы администрации Сергея Петрова. Получилось - Сергей Гаврилов.

Леонид Гаврилов, он же спикер гордумы, рассказал корр. «МК в Нижнем», что они с депутатами подумают и обсудят, надо ли отвечать на письмо из Японии и что?

«Оно же в виде обращения написано и не подразумевает ответа, - говорит Леонид Гаврилов. - Но нам эти фукусимские бедствия – наводнения, цунами - не грозят. Мы – за развитие района! Пару лет назад мы одобрили строительство АЭС около Монаково. Но пока никаких движений в этом направлении по строительству Нижегородской АЭС нет. Земли зарезервированы, в основном там лесной фонд. Ущерба из-за изъятия земель из оборота никакого нет».

Территория под площадку для АЭС – это почти три квадратных километра близ берега Оки - должна находиться под наблюдением специалистов «за движением грунта». Они обещали продолжить бурение для изучения слоев.

Провалы никто не отменял

Самая большая опасность для Нижегородской АЭС, о которой предупреждают экологи и которую учитывали проектировщики, - это карстовые провалы, вымывание известняка природными водами из грунта. Карстообразование может усилиться с началом строительных работ, разработки котлованов, из-за статической и динамической нагрузки на грунт, в связи с неравномерными осадками, перепадами температур. Правда, гидрогеологи ранее не раз доказывали, что площадка под сами реакторные здания выбрана на самом устойчивом плато.

«Выполненные изыскания говорят — карст там в значительной степени залечен: полости заполнены вторичным материалом — глиной, большей частью гипсом, - ранее заявлял первый заместитель главы «Гидроспецгеологии» Марк Глинский.

- Однако из-за провалов за пределами твердого плато могут обрушиться, крениться столбы ЛЭП, обрываться провода, - говорят экологи, - это может стать исходным событием катастрофы, подобной фукусимской, а резервные источники питания могут не включиться.

Угроза действительно «живая». Рядом с выбранной территорией в последние годы уже зафиксировано несколько карстовых провалов.

«Да, у нас тут постоянно грунт шевелится», -говорит Сергей Гребенщиков, который фермерствует рядом с площадкой около деревни Чудь, на землях, часть которых может быть задействована под вспомогательные коммуникации для АЭС.

Последние три года регулярно происходят карстовые провалы примерно в семи километрах от будущей Навашинской АЭС, около деревни Коробково – было и в 2012, и в 2014 годах.

Подтверждают это и ученые из Мурома. Доктор технических наук, профессор Олег Кузичкин говорил в интервью местным журналистам из газеты «Селяне», что «теория проектировщиков АЭС о «древнем и спящем» характере поокского (по Оке) карста терпит крах. Год назад в четырех километрах от площадки АЭС был провал в селе Чудь Навашинского района. А ведь по замыслу проектировщиков данная территория должна предназначаться для сложнейшей сервисной инфраструктуры, включая транспортировочные пути под ОЯТ и прочие нешуточные вещи. Гарантировать их безопасность и надежность в данных условиях не сможет никто».

Работа кипит - контора пишет

Сроки строительства Нижегородской АЭС несколько раз переносились. Ввод первого энергоблока должен был произойти в 2016 году. В 2009 года в Навашине «Росатом» организовал общественные слушания, сопровождавшиеся скандальным задержанием прибывших на слушания экологов. Изначально предполагалось строительство станции экспериментального проекта «АЭС-2006» с двумя реакторами ВВЭР-1200 с возможностью увеличения до четырех. Но потом проект поменяли на современный ВВЭР-ТОИ (водо-водяной реактор - типовой оптимизированный информатизированный) с учетом природных и техногенных воздействий: землетрясения до 8 баллов, падения тяжелого самолета, внешней ударной волны, скоростью ветра до 56 метров в секунду. Этот проект еще нигде не использовали.

Стоимость тоже выросла. Ранее два энергоблока АЭС 2006 оценивались в 190 млрд руб, а года два назад новые энергоблоки обозначались уже в 240 млрд рублей.

Из последних новостей: согласно неназванным источникам, в 2013–2015 годах компания «Росатом» хотела разработать полный комплект документации, построить поселок для строителей и сотрудников, инженерные сети и подготовить базу стройиндустрии.

Сдачу двух энергоблоков намеревались завершить к 2025 году. Мощность их - не менее 2300 МВт. Проектную документацию из «НИАЭП-АСЭ» должны были в прошлом году передать заказчику - "Концерну Росэнергоатом". И снова по полному кругу - экспертиза, слушания и проч. В «Росатоме» допускают перенос сроков в «зависимости от экономических условий и потребностей в энергомощностях».

И чем дальше – тем дороже

А наблюдатели и экологи прогнозируют, что проект - «не жилец», и в дальнейшем будет тихо похоронен, «просто официальные лица не хотят в этом публично признаться, инвестиций в строительство объекта с этим новым реактором ВВЭР-ТОИ нет»!

«Новый проект еще не обсуждали на публике. Такое ощущение, что просто хочется освоить денег побольше, - рассуждает руководитель экоцентра «Дронт» Асхат Каюмов, - место выбрано одно из самых неудачных из-за карстовой опасности».

«Сегодня атомная энергетика экономически невыгодна, - считает координатор нижегородского антиядерного движения Татьяна Левашова, - дело не в протестах. Что мы видим? Разработана куча документов, но результатов – ноль. Как тут не вспомнить 4-й энергоблок Белоярской АЭС, который уже почти тридцать лет «достраивают».

«Сколько средств вложено в начатое строительство Балтийской АЭС в Калининградской области? – напоминает Андрей Ожаровский. – Проект сегодня фактически похоронен. Кризис или иные причины? А там были масштабные подготовительные земляные работы. Выходит, буквально, закопали по скромным подсчетам около миллиарда евро на атомной стройке».

«Нужно тратить деньги на надежные экологически оправданные проекты, - считает Ожаровский. – Сегодня, мне кажется, в регионах нет уже острой потребности в АЭС, для Нижегородской области, в частности, в связи с вводом новых энергетических мощностей на существующих энергообъектах. В том числе, в связи с чемпионатом мира по футболу 2018. У вас в регионе заявлено строительство высокоэффективной парогазовой ТЭЦ мощностью 900 МВт (рядом с площадкой бывшей ГАСТ (Горьковской атомной станцией теплоснабснажения. – Авт.) на границе Н.Новгорода. (Инвестором ТЭЦ выступает ОАО «Верхне-Волжская генерирующая компания» и группа «ИТЕРА», в частности. - Авт.). Тем более что из-за сокращения транспортировки газа из России появляется возможность увеличить потребление газа внутри страны. А строительство мощных ЛЭП в Нижегородскую область может вполне обеспечить перетоки электроэнергии и закрыть дефицит в регионе, - заключает эксперт «Беллоны».

Напомним, что сама идея строительства АЭС в Нижегородской области объяснялась нехваткой электричества в сетях Центрального, ближнего к Москве, региона (не только нижегородского), и потребностями крупных потребителей на юге Нижегородской области.

«Каким образом удалось заместить те 30% энергетики, которую давали АЭС в Японии? – вопрошает Андрей Ожаровский. - Там проделана огромная работа по энергоэффективности. В банках, например, заменили все лампы на энергосберегающие, иногда даже выключают свет в метро, используют резервные мощности, газопотребление увеличили». 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру