Батарею целенаправленно уничтожали
- Константин Викторович, с чего все началось? Почему вы вдруг решили собирать все эти материалы?
- Мы начали с попытки защитить деревья в парке – и так или иначе нам пришлось «копнуть» историю этого места. Побывали в музее Горьковского автозавода, собрали газетные вырезки, зашли в школу № 126, где в годы войны размещался штаб 784-го зенитного полка. Преподаватели этой школы поддерживали связь с ветеранами-зенитчицами, у них есть свой архив, где, в частности, хранятся воспоминания Левицкого - командира 5-го дивизиона, в который входила 15-я батарея. Мы оперировали также сборниками статей с воспоминаниями ветеранов.
Много интересного рассказал сын председателя совета ветеранов этого полка Анны Сорокиной, которой уже нет в живых. И представляете, оказалось, что идею, возникшую у нас, предложили 20 лет назад ветераны-зенитчицы, которые на этом месте в годы войны защищали Горьковский автозавод.
- В чем состоит ваша идея?
- Вот смотрите. Все хорошо знают о камне, который установлен в ознаменовании будущего строительства аквапарка. Это место является важным с точки зрения планировки: на него выходит главная парковая аллея, и здесь должен быть какой-то знаковый объект.
Все жалуются, что сейчас это не оприходованное, заброшенное место. И при этом забывают, что 20 лет назад та же Анна Сорокина предлагала установить в этом месте скульптуру под названием «Девушка в пилотке». Есть газетная вырезка, где данное предложение озвучено. И мы считаем, что эта идея сегодня должна быть реализована. Кощунственно строить развлекательные объекты там, где проливалась кровь защитников Горьковского автомобильного завода.
- Почему именно девушка?
- К 1943 году мужчин не оставалось на обороне в глубоком тылу, их отправляли на передовую. И Сталин издал указ о массовом приеме девушек на военную службу. Поэтому 784-й зенитный полк был фактически девичьим. В том же году немецкое командование поставило глобальную задачу по уничтожению всех оборонных заводов Поволжья. А одним из главных был ГАЗ, который поставлял очень много вооружения. За июнь здесь было семь массированных ночных налетов. Если бы не зенитный полк, ничего бы не осталось от завода. То есть ГАЗ был, конечно, сильно поврежден, но не уничтожен. И вот девушки от 17 до 20 лет встретили этот страшный бой. Уже на третий день вылетов немцы решили уничтожить все зенитные батареи, мешавшие им. То есть это было буквально кровавое месиво именно на этом месте.
- Каким вы видите памятник зенитчицам?
- Эскизов мы не нашли. Как я вижу, он должен с этой аллеи смотреться хорошо. То есть он не должен быть неказистым. Вот у ветеранов пожелание было – сделать скульптуру девушки в пилотке. То есть там должна быть девушка-зенитчица, и она либо смотрит вверх, либо снаряды подает. Они, кстати, весили по пуду, и нужно было их подавать со скоростью 5 секунд каждый. Пушка раскалялась докрасна, они даже бросали на нее мокрые одеяла, чтобы охладить.
Одной зениткой не отделаться
- Где конкретно располагались зенитки на территории Автозаводского парка?
- Большая часть этой территории – в том числе и место, где сейчас расположены фонтан и символическая зенитка - была заболоченной. Там орудий быть не могло. Только на восточной стороне есть сухая возвышенность, на которой во время войны был рынок. По воспоминаниям ветеранов, зенитная батарея располагалась около рынка. Логично предположить, что она растянулась с севера на юг, потому что немецкие самолеты подлетали с запада и шли на восток, где был расположен завод. Именно на этой «косе» – в западной части парка, возле бывшего рынка – хотят построить аквапарк, а в центре этой полоски установлен камень.
- Но это все ваше предположения, документов нет?
-У нас есть трофейная аэрофотосъемка, где четко указано местоположение всех объектов вокруг 15-й батареи.
- А почему вас не утраивает вот эта зенитка, которая установлена около фонтана?
- Это же не знаковое место. Знаковое место – это участок, в который упирается главная парковая аллея. К тому же оно, как выяснилось, историческое. Потом, наша задача состоит в том, чтобы появился памятник не только бойцам 15-й батареи, но и всем девушкам-зенитчицам 784 полка. Нельзя вести речь только об одной батарее: а как же другие? Об этом и говорила Анна Сорокина, которая являлась председателем совета ветеранов. А место нужно определить знаковое, чтобы оно смотрелось именно в современной планировке. И мы предлагаем не только памятник. Там аллея памяти должна появиться. Вот сделали сегодня проект планировки, по которому ось парка упирается в купол аквапарка. Со всех точек виден этот купол. Он портит все. Вот представьте, парк будет проходным двором на пути к аквапарку и торговому центру - и эта зенитка на проходе «сотрется».
- Как, по-вашему, надо обустроить эту аллею памяти?
- Надо установить стационарные стенды и на них всю информацию разместить: фотографии, материалы.
Вестник мирной жизни
- Вы ведь еще кинотеатр «Родина» предлагаете восстановить. Какой в этом смысл?
- Он создавался как первая путеводная звезда для тружеников тыла. После того, как Автозавод практически разрушили, Сталин издал указ восстановить его в кратчайшие сроки. И он был восстановлен за сто дней и сто ночей.
-А причем тут кинотеатр?
- Понимаете, люди итак работали по 12 часов – а тут еще и завод восстанавливать! Сил не было, никакого просвета, и моральное состояние населения осенью 1943 года оставляло желать лучшего. Начались роптания, недовольства… И вот чтобы погасить это все, чтобы поднять моральный дух, нужен был знаковый объект - такой, чтобы у людей эти настроения исчезли, чтобы они увидели предвестник мирной жизни. Кинотеатр построили в октябре 1944 года, сначала он назывался «Победа», потом – «Родина». Это исторический объект. Когда его рушили – а инвестор принял такое решение, потому что узнал - «Родину» хотят сделать памятником, приходили старушки и плакали. Для них это символ Победы.
- Но ведь этот объект сгорел несколько лет назад!
- Пожар был не критичный: можно было заделать дыру и дальше эксплуатировать здание. Оно хоть и деревянное, но сто лет бы еще стояло.
Однако этот исторический объект инвестор снес и хочет на его месте сделать досуговый центр - коммерческий объект.
- Вы к властям обращались со своими идеями?
- Да, и получили ответ от администрации Автозаводского района: хорошо, принесите свои материалы, мы их разместим в День Победы около зенитки на передвижных стендах. То есть они день постоят - и потом их уберут. Мы пишем: не согласны. Эти материалы должны постоянно читаться, чтобы воспитывалось подрастающее поколение в патриотическом духе. Что толку, если вы их спрячете в архив? Кто их увидит, кто туда пойдет?
Вот у зенитки люди останавливаются, но они не знают ничего. Они читают, что был полк, и все. Они не знают, какая шла борьба, кто здесь проливал кровь… А это очень важно! Неужели нашим властям это не надо? Неужели они только к одному дню готовятся, а дальше отчитались и все? Наша цель – патриотическое воспитание.
- Понятно, что фирма «Корос-аква», которая получила участок под аквапарк, скоро получит и разрешение на строительство. Согласны ли вы на альтернативное место для данного памятника?
-А почему альтернативное место для аквапарка подбирать никто не хочет? У стадиона «Пионер» второй раз торги были: три гектара земли в центре района со всеми коммуникациями продают за 160 миллионов – и никто из инвесторов не дергался. Получается, не аквапарк нужен. Нужно захватить парковую землю у общественности. Это разве нормально? На каком основании два инвестора отхватили участки в парке?
- Подождите, ваша цель – память увековечить или территорию отстоять?
- Вот смотрите. Слабое место защитников деревьев – они не предлагают, что на этом месте будет. У фирмы «Корос-аква» более сильные позиции: здесь будут развлечения, веселитесь и радуйтесь. Мы же предлагаем, чтобы тут решалась задача патриотического воспитания. Народ у нас в этом отношении слабоват, все это утеряно.
Воспитание духа
- Ну, хорошо, память об этих героических девушках надо увековечить. Но надо сделать так, чтобы люди туда шли, чтобы они были заинтересованы. Вот посмотрите на парк Победы, который расположен у Гребного канала. Да, на 9 Мая туда приходит много людей. Но в обычные, так сказать, будни в этом парке практически никто не бывает. Пустует место, хотя там много техники стоит. То же самое в Автозаводском парке: там нет центра привлечения молодежи, родителей с детьми, и данный памятник не будет центром притяжения.
- Во-первых, то, что создано у Гребного канала, – это выставка оборонной промышленности и все. Ну и еще у них проводятся реконструкции боев – это театрализованные шоу. Это не является патриотическим воспитанием, потому что должно быть воспитание духа. Пусть человек идет хоть с палкой, но у него дух должен быть! А теперь насчет центра притяжения. Он же был. У нас в парке эстрады нет, а она когда-то была сзади кинотеатра «Родина». Его не обязательно именно таким восстановить, каким был. Мы требуем, чтобы там была большая эстрада. Сейчас в автозаводском парке единственная сценка – под маленьким шатром, у фонтана, в шашлычном чаду… Там и запах, и пьяные выходят, что-то приплясывают, и дети на это все смотрят…. Получается, все развлечение у нас в окружении в питейных заведений. Это что такое? Целое поколение выросло пропитое, у них верх всего - это нажраться шашлыков. А здесь было совсем другое.
- Но почему таким центром притяжения не может быть аквапарк?
- Аквапарк – это центр притяжения всех горожан, а его хотят построить в месте, где привыкли отдыхать именно автозаводцы. Вот представьте, молодая мамаша прогуливается там, а люди ходят как на Московском вокзале… Каждый парк у нас превращают в дешевые дисней-ленды, как назвал это Капков (глава департамента культуры Москвы, бывший директор парка Горького. – Авт.).
- А что в этом плохого?
- А то, что местные жители лишаются места для отдыха. Куда сейчас выйти людям? Они выходят во двор – все забито машинами. И вот в Автозаводском парке они чувствуют себя автозаводцами, в Сормовском – сормовичами, и так далее. Основная концепция московских парков, разработанная Капковым, заключается именно в этом: зеленый оазис должен быть в шаговой доступности жителей. А вот эти вот дисней-ленды должны выноситься за город и быть притяжением для всех.
- Тут у вас противоречие. Вы говорите: автозаводский парк – автозаводцам. Но разве память о защитниках города – для автозаводцев только?
- Это память о бойцах 784-го полка, который защищал Соцгород и Автозавод. На Мызе свои герои, тоже зенитчики, в Дубках тоже позиции находились , защищавшие «Двигатель революции». А здесь должен стоять памятник конкретно бойцам 784-го полка.
- А бойцы-то родом с Автозавода?
- Нет, из разных мест Горьковской области и с Кубани, кто-то из Армении был…
- Значит, для всех память-то. Потому что не автозаводцы защищали свой завод, а девушки со всей страны собрались и защищали наш город. Об этом все должны знать!
- У нас есть общие памятники. Например, в парке Славы на Автозаводе есть обелиск с Вечным огнем. Этот мемориал не связан с конкретными событиями. Вот в этом как раз и особенность. Люди приходят и знают, что вот на этой земле, на этом месте 70 лет назад стояли пушки, которые стреляли по вражеской авиации. В этом как раз воспитательный эффект. Вот новый микрорайон появился, а земля-то здесь защищалась. И люди, которые приходят в парк, должны проникнуться этим.