Клубок проблем
Николай Николаев - руководитель Центра мониторинга исполнения указов Президента «Народная экспертиза». В настоящее время он совершает поездки в разные российские города: заглядывает в особо старые дома, встречается с чиновниками, проверяет, как в стране реализуются программы капремонта.
В Нижнем Новгороде для осмотра был выбран дом №16 на улице Азовской. Здесь будто бы специально для такого визита собраны в единый клубок все проблемы, которые только могут быть у ветхого здания. Крыша и полы прогнили, туалеты общие и заходить в них страшно, кухни тоже общие, колонки старые, с открытым пламенем, газовые и водопроводные трубы ржавые, канализация вообще течет, отчего в помещениях зловонный воздух, а в подвале вода. Круглогодично одолевают комары с тараканами, которые живут в трещинах.
С советских времен чиновники обещают жителям их расселить, да что-то все никак. Дом признан ветхим, а у таких нет конкретного срока расселения. Чтобы он появился, здание необходимо признать аварийным, собственно говоря, оно этого давно заслуживает. Но межведомственная комиссия, которая имеет на это право, не может «пошевелиться» до тех пор, пока не будет заключения специализированной организации. Заключение же это, по словам заместителя директора городского департамента жилья Ирины Ключевой, собственникам приходится заказывать за свой счет. Вот здесь непонятно: то ли у жителей денег не набралось, то ли им никто доходчиво не объяснил этот механизм.
По словам Николая Николаева, налицо невнимание чиновников и домоуправляющей компании к проблемам: жители не знают, куда и как им обращаться, и никто им ничего не подсказывает, никто не выступает с инициативой. Ведь та же мэрия могла бы инициировать процесс признания данного здания аварийным и даже оплатить необходимое заключение специализированной организации.
Могла бы, конечно. Только ветхих домов, претендующих на статус непригодных для проживания, в Нижнем Новгороде более двух тысяч. Многие из них в таком же плачевном состоянии, как и дом на Азовской. Допустим, муниципалитет наскребет по сусекам и выделит деньги на экспертные заключения, после чего все постройки будут признаны аварийными. Но тогда он же обязан будет в кратчайшие сроки расселить все эти дома. На какие, спрашивается, деньги? Может быть, федеральные чиновники все-таки изыщут возможность финансовых вливаний извне, чтобы расселить людей? На этот вопрос Николай Николаев не ответил, продолжив говорить об ответственности местных муниципальных служащих и домоуправляющих компаний.
Инвесторов – на задворки
Вместе с тем, кое-что можно сделать и на местном уровне. А именно – правильно расставить приоритеты. Понятно, сейчас всех расселить просто невозможно. Остается из плохих домов выбирать самые плохие, которые вот-вот рухнут, и именно их ставить в первую очередь в программах по сносу и реконструкции. Нам думается, что одна из таких вот «самых плохих» построек – дом №15 на улице Азовской. Возможно, визит Николаева и освещение его в нижегородских СМИ ускорит процесс.
А что же с остальными домами, которые тоже нуждаются в расселении?
Рецепт здесь очевиден: территории под этими проблемными зданиями стоит отдавать инвесторам, способным и людям предоставить альтернативное жилье, и участки облагородить. Но «МК В НН» уже неоднократно писал о том, что инвесторы заняты сегодня историческим центром города, а до менее привлекательных мест они не добрались. И вот парадокс: именно там, куда приходит бизнес, дома почему-то признаются аварийными и расселяются за счет муниципалитета.
- Мы инвесторам не нужны, поэтому нас и не расселяют, - вздыхает одна из жительниц дома №15 на улице Азовской. И возразить ей нечего.
Может быть, пора прекратить эту порочную практику и объявить мораторий на застройку исторического центра? Тогда, глядишь, и архитектурные шедевры сносить перестанут, и застройщики наконец-то возьмутся за освоение таких глухих местечек как Азовская? Заметим, что все-таки это Приокский район, а есть ведь сотни разваливающихся домов в заречной части, жители которых ждут не дождутся, когда придет инвестор…
Систему капремонта пора менять
Между тем позиция, которую дом на Азовской занимает в региональной программе капремонта, красноречиво говорит о том, что этот документ нуждается в серьезных изменениях. Об этом шла речь на совещании, в котором, помимо Николаева, приняли участие чиновники и коммунальщики. Во-первых, необходимо убрать из перечня объектов, которым назначен капремонт, аварийные дома, которые почему-то там оказались: жильцы там все равно не будут платить 6-30 с квадратного метра.
Во-вторых, из последнего этапа программы разумно вычеркнуть здания 1900-х годов постройки и переместить их в первый этап, а сравнительно молодые дома, затесавшиеся в первую очередь, раскидать по более поздним этапам.
В-третьих, критерии отнесения постройки к тому или иному этапу программы, прописанные в областном законе о капремонте, не выдерживают никакой критики. их также следует изменить. Мы уже писали о том, что за отсутствие в доме счетчиков и совета МКД жильцов нельзя наказывать вписыванием их в последний этап программы. Единственным, по сути, критерием должно стать состояние постройки. Однако региональные чиновники и депутаты упорно не хотят это признавать.
В-четвертых, ответственные лица, вписывая в дом в тот или иной этап программы, руководствуются отчетами районных чиновников, которые сами дома не осматривают, а вместо этого используют старые и подчас неверные данные ДУКов. Отсюда и вал критики в адрес программы. Необходимо, таким образом, сделать обследование домов обязательным, причем на это обследование, если мы хотим получить объективные данные, следует предусмотреть средства.
В-пятых, необходимо подкорректировать перечень конкретных работ. По словам Николая Николаева, бессмысленно делать упор на ремонт фасада, когда несущие конструкции прогнили. Здесь стоит отметить, что целый ряд домов на улице Усилова, также оказавшихся в последнем этапе, уже сейчас нуждается в ремонте и замене лифтов. А в региональной программе о лифтах нет ни слова.
В-шестых, стоит четко прописать механизм распределения денег тех жителей, которые сегодня собирают на капремонт, а завтра их расселят в связи с аварийностью дома.
В-седьмых, механизмы контроля за движением средств жителей должны быть более четкими, чтобы ни на каком этапе ни у кого не было малейшей возможности распорядиться этими средствами незаконно.
Практически все эти вопросы были затронуты на совещании. Будем надеяться, что данное мероприятие спровоцирует долгожданное изменение программы капремонта. Между тем, региональные чиновники разводят руками: если даже дома в этой программе будут стоять в правильном порядке, ремонт начнется года через три. Причем в конечном итоге отремонтированы будут далеко не все здания, вписанные в перечень.
То есть самую большую проблему правильное распределение не решит. Дело в том, что 6.30 с квадратного метра – это очень много для жильцов, среди которых есть и пенсионеры, и малоимущие граждане, но очень мало для того, чтобы отремонтировать все ветхие здания Нижнего Новгорода (не говоря уже о тех, которые ветхими быть признаны не могут, но нуждаются в ремонте крыш, лифтов или еще чего-нибудь). Где взять средства, необходимые для того, чтобы региональная программа капремонта реально работала? Ответа на этот вопрос у столичного ревизора, опять-таки, нет.