Что разрешается теперь делать на территории главного нижегородского памятника и вокруг него

Мы наш, мы старый кремль застроим?

Не на шутку рассердились отдельные представители общественности на областное правительство за постановление, якобы разрешившее «вести подкоп под кремль». Но данный документ, появившийся в декабре 2014 года, не так прост, как кажется. Где-то он четко запрещает любую застройку, где-то разрешает возводить капитальные объекты, а где-то, действительно, возможен только «подкоп». 

Постановление изменяет и территорию главного нижегородского памятника, и границы его охранной зоны. Меняются также режимы участков, расположенных вокруг главной нижегородской крепости. Попробуем разобраться во всех этих нововведениях и понять, что они дают общественности сегодня и к чему могут привести завтра. Сразу скажем: тревожных симптомов здесь больше, чем позитивных и ясных перспектив. 

 Охранная зона была внушительной

Речь идет о постановлении №905, которое было подписано 17 декабря 2014 года, а опубликовано в самом конце декабря, когда все уже строгали новогодние салаты и общественности некогда было выяснять, в чем тут, так сказать, подвох.

Данный нормативный акт установил границы территории памятника «Нижегородский кремль» и режимы различных зон вокруг него.

Но позвольте, разве все это не было сделано ранее?

Совершенно верно, было: еще в 2000 году вышло в свет постановление администрации Нижегородской области №232, которое объявило Нижегородский кремль заповедным местом, а также установило охранную зону памятника и различные режимы.

«Свежий» документ это старое постановление признает утратившим силу.

Почему?

Прежде всего потому, что понятия «заповедное место» уже не существует, и надо было привести местную норму в соответствие с федеральным законодательством.

Но простым «приведением» наши чиновники не ограничились и изменили попутно границы и режимы, существовавшие ранее.

Давайте посмотрим, что же было до декабря 2014 года.

Старое постановление делит кремль и довольно обширную землю вокруг него на несколько зон:

1) Территория памятника. Она не ограничивается стенами крепости и выходит за них: где-то (например, напротив площади Минина) всего на 3-4 метра, а где-то (допустим, в районе Чкаловской лестницы) – метров на 20.

Здесь местный нормативный акт запретил автостоянки и транзит транспортного движения. Однако уже тогда федеральное законодательство запрещало капитальное строительство и земляные работы на территории памятников. Региональное постановление эту норму не продублировало, но это не значит, что ее не существует.

2) Охранная зона – это внушительных размеров участок вокруг кремля, который включил в себя и Чкаловскую лестницу, и практически весь нижний посад, и консерваторию с архиерейским садиком, и площадь Минина, и Театральную площадь.

В этой зоне – опять-таки согласно федеральному законодательству – ни строить, ни вести земляные работы тогда было нельзя и нельзя до сих пор. Вопреки данному запрету в постановлении 2000 года говорится о «габаритах новой застройки», которые должны соответствовать исторической среде. Надзорный орган почему-то пропустил это противоречие, никто его так и не оспорил. Возможно, именно это противоречивое положение о новых «габаритах» в какой-то мере оправдало снос Дома крестьянина и строительство роскошного особняка на улице Пожарского – все это происходило в зоне охраны Нижегородского кремля.

Особое внимание в старом постановлении уделяется видовым точкам, с которых можно любоваться древней крепостью. Всего таких точек 20: большинство в охранной зоне, две – за ее пределами. Застраивать данные «пункты наблюдения», а также полосы, по которым проходит взгляд от них до главного городского памятника, было запрещено.

Территорию памятника уменьшили

Новое постановление серьезным образом меняет старый нормативный акт.

* Прежде всего, уменьшена территория памятника «Нижегородский кремль». Теперь она ограничена стенами древней крепости. Интересно, что с января 2015 года уменьшать территорию объекта культурного наследия (ОКН) можно только после обоснованного научного исследования. Но постановление появилось до января, поэтому совершенно непонятно, на каком основании памятник урезали.

Капитального строительства на территории ОКН по-прежнему быть не может – это федеральная норма (что касается возведения Дома правительства, то его согласовал лично Дмитрий Мусин в бытность его начальником окружной Росохранкультуры).

Интересен тут другой аспект: постановление запрещает в кремле земляные работы (что соответствует федеральному законодательству) и при этом разрешает размещать подземные сооружения – главное чтобы они не «высовывались» более чем на 5 метров над поверхностью. Загвоздка в том, что прежде чем разместить что-то под землей, надо сначала выкопать, а вот это уже нельзя. Налицо противоречие. Будем надеяться, что общественность добьется его устранения, а застройщики не воспримут его как сигнал к действию: все-таки кремль – это не почаинский овраг, где хотят устроить парковку, и даже не площадь Горького. Грунт здесь насыщен ценнейшими артефактами, да и появление любого нового объекта будет восприниматься нижегородцами болезненно

*Сильно уменьшена охранная зона. Теперь это не посад, не театр и не консерватория, а та узкая полоска шириной от 4 до 20 метров, которая была раньше территорией памятника, выходившей за пределы крепостных стен.

Ни строить, ни копать здесь также нельзя – да вряд ли кто-либо это планирует в силу небольшой площади

*Внушительных размеров территория, которая была ранее охранной зоной, разбита сегодня на несколько зон регулируемой застройки (ЗРЗ). Смысл метаморфозы очевиден: там, где даже копать нельзя было, теперь спокойно можно строить, соблюдая ограничения. Давайте посмотрим, какие это ограничения.

ЗРЗ-5 – это начало улицы Варварской, куски улиц Пискунова и Алексеевской. Здесь на участке, выходящем на площадь Минина и Пожарского, можно строить здания высотой до 16,5 м, на пересечении Алексеевской и Пискунова – до 17,5 м, в глубине этого квартала – до 23 метров. В остальных случаях высотность должна определяться

«ландшафтно-визуальным анализом влияния на восприятие объектов культурного наследия». Кто этот анализ должен проводить, нам выяснить не удалось.

ЗРЗ-4 – это Выставочный центр и то, что находится за ним. Здесь застройка не должна превышать высоту существующих рядом ОКН, но возможны локальные превышения на основе визуального анализа.

ЗРЗ-3 – это улица Пожарского, драмтеатр, Театральная площадь. Здесь нельзя превышать высоту расположенных рядом ОКН.

ЗРЗ-6 – это Педагогический университет, аптека Эвениуса на Варварке, библиотека. Придерживаться высоты расположенных рядом ОКН здесь надо только на красных линиях, а на внутриквартальной территории допускается высота до 22 метров.

ЗРЗ-7 – это здание исторического факультета ННГУ, куски улиц Ульянова и Пискунова, консерватория с архиерейским садиком. Строить можно в пределах высоты рядом расположенных объектов культурного наследия, но внутри кварталов разрешается повышать высотность опять-таки на основе «визуального анализа». Здесь стоит отметить, что именно в этой зоне – за гимназией №1 – уже начато строительство девятиэтажки. Когда-то его вопреки режиму охранной зоны согласовали в Росохранкультуре, сегодня же это строительство вполне вписывается в новый режим.

ЗРЗ-1 – это нижний посад, район улицы Кожевенной. Здесь высотность новых зданий не должна превышать существующие ОКН. Но в границах улиц Нижневолжская набережная, Кожевенная, Широкая и переулка Кожевенный высотность может доходить до 15,4 метра, на локальных участках - до 21 метра.

ЗРЗ-2 – это район Зеленского съезда и улицы Рождественской. В царстве бугровской ночлежки допустима высотность до 15,4 метра

Копать можно, но не нужно

ЗРЗ-9 – это сквер с фонтаном на площади Минина. Ни о капитальных объектах, ни об их высотности нет ни слова. То есть, хотя федеральный закон и разрешает строительство в зоне регулируемой застройки, региональное постановление как бы намекает на то, что оно здесь нежелательно.

А вот земляные работы и размещение подземных сооружений в зоне ЗРЗ-9 местный нормативный акт допускает. Раньше, когда площадь Минина была в составе охранной зоны кремля, об этом не могло быть и речи; сейчас же здесь можно копать. И вот этот момент больше всего вызвал возмущение общественности, хотя поводов для него, как мы видим, и без того предостаточно. Все сразу вспомнили проект подземного освоения площади Минина с обустройством торговых площадей и парковок, который обсуждался несколько лет назад и градостроительном совете, но так и не был реализован. Не исключено, что скоро подобная идея опять будет вынесена на обсуждение.

Между тем, хоть теперь раскапывать скверы на площади Минина юридически можно, делать этого категорически нельзя – так считают эксперты. Дело в том, что под землей здесь находятся ценнейшие археологические памятники – фундамент отводной стрельницы, которая была соединена с Дмитриевской башней, мостовые и нескольких церквей. Все это никоим образом не может быть потревожено сегодня, когда методы раскопок и консервации далеки от идеальных.

Чисто теоретически можно что-то сделать на небольшом отрезке рядом с памятником Чкалову, где был ров, но и там могут встретиться ценные артефакты, которым также лучше полежать в земле.

- При нашей культуре проектирования, строительства, градостроительства и административного регулирования подобных вопросов это очень рискованное предприятие практически во всех своих аспектах, - считает архитектор-реставратор Ирина Агафонова. - Думаю, что эта задумка несвоевременна, крайне рискованна и на сегодняшний день просто недопустима. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру