Корреспондент «МК в Нижнем» продолжает рассказывать о путешествии с Валентином Ефремовым к Иссык–Кулю

Дневники экспедиции: развитый капитализм Казахстана

 Поздно ночью мы были в Казахстане. Точнее, в самом северном его городе Петропавловске. В местном варианте – Петропавл. Температура минус 24 градуса. Заночевали в машинах на окраине города – компенсация за сутки без сна. Нижегородский художник Владимир Логинов поставил палатку, в которой и заночевал в одиночестве. Остальные комфортно разместились в машинах. На утро - минус 30 градусов.

 Поздно ночью мы были в Казахстане. Точнее, в самом северном его городе Петропавловске. В местном варианте – Петропавл. Температура минус 24 градуса. Заночевали в машинах на окраине города – компенсация за сутки без сна. Нижегородский художник Владимир Логинов поставил палатку, в которой и заночевал в одиночестве. Остальные комфортно разместились в машинах. На утро - минус 30 градусов.

 

Дневники экспедиции: развитый капитализм Казахстана

 «И меня ошкурили!»

Наскоро умывшись снегом, отправились в сервис посмотреть, как залитая накануне некачественная солярка сказалась на работе двигателя. Оказалось – никак. А повышенный вой турбины был следствием реакции термостата на резкий перепад температуры. Пользуясь случаем, посетили местную столовую, где впервые поели горячей пищи. В казахском варианте «пролетарская забегаловка» - это уютное кафе с хорошо работающим вай–фаем и отличной кухней. Мало того, для водителей там предусмотрены бесплатные душевые. Цена обеда нас приятно удивила. В переводе с тенге - около 200 рублей на брата. Теперь при нашем экспедиционном режиме можно было пару дней питаться только сухарями, орехами и чаем из термоса.

На выезде из города нас сразу же остановили гаишники. Тут уместно поговорить о местных стражах дорог, знакомство с которыми я начал в предыдущей «серии» («МК в НН» №3) сразу же после прохождения границы. Кроме нас, «задержанными» оказалась огромная «толпа» фур. Слава богу, мне повезло – я в этот момент отсыпался на заднем сидение. А вот водителю–напарнику пришлось испытать все прелести общения с юным казахом «при исполнении», который как бы не навязчиво постоянно хватался за висевший на плече автомат.

Я тем временем слушал разговоры дальнобойщиков по рации. Преобладали фразы: «меня ошкурили», «и меня» и «я теперь здесь на неделю застряну!». Служивый с автоматом постоянно бегал между фурами и минут через 15 добрался и до нашего экипажа. По рассказам напарника Андрея, первым делом он потребовал страховку, потом долго проверял ее подлинность, а затем выяснилось, что он плохо читает по-русски. Видимо, проверка проводилась при помощи какой–то восточной магии.

Тут я решил переодеться в теплое – мороз усиливался. Служивый с автоматом прореагировал мгновенно: «Почему этот не пристегнут!?». «Мы тут уже час стоим, - не выдержал Андрей, - Скоро разденемся голыми и в знак протеста ляжем на дорогу! Ты такого еще не видел! Давай документы, и мы поехали – ты их все равно прочесть не можешь!». Такой поворот не укладывался в «боевую магию» автоматчика, и мы тронулись в путь.

Космическое сельское хозяйство

Из Петропавловска помчались на Кокчетав и далее на Астану – новую столицу суверенного Казахстана. «Помчались» - громко сказано. Дорога – сплошной лед, и с прицепом со скоростью более 60 км/ч двигаться страшновато. Даже с включенным полным приводом. Зато есть возможность лицезреть развитое сельское хозяйство Казахстана и завидовать такому бережному отношению к земле.

Вокруг – бесконечные поля золотящиеся пшеницей. Не смотря на ударившие морозы, их бороздили какие–то космические сельхозаппараты, округлыми формами напоминающие смесь комбайна с луноходом. В проносящихся мимо поселениях некоторые вполне бомжатые хибары контрастировали с огромным количеством новенькой сельхозтехники. Честно признаться, назначение многих аппаратов мне было не ведомо.

Картину развитого капитализма довершали билборды вдоль трассы с изображением лидера Казахстана, призывающего поднять сельское хозяйство до космических высот. И всю это на фоне свирепого мороза! Так что пусть в российской глубинке местечковые сельхозначальники не списывают свое разгильдяйство и нежелание работать на климатические условия.

Теперь перейдем к другой хозяйственной сфере суверенного Казахстана – дорожной. На первый взгляд возникает ощущение, что местные дорожники вообще ничего не делают: трассы не чищены и не посыпаны. Сплошные наледи, через которые машины буквально переваливаются – брать ледяные глыбы высотой сантиметров 20 с разгона – занятие для камикадзе. Относительно ровный режим позволяет держать хорошая «шиповка», которую мы предварительно поставили. Но с прицепом приходиться именно переваливаться, с завистью глядя на несущуюся впереди капитанскую машину. А вот многочисленные автобусы, везущие в сторону России гастарбайтеров из соседних республик, движутся со скоростью 20 – 30 км. в час. Но вина тут не дорожников, а лихих степных ветров, которые сдувают посыпку и вновь наваливают на дорогу тонны снега. Посему вокруг дорог стоят снегооградители, которые, увы, не особо помогают.

Зато к вечеру мы вышли сначала на 4-х полостный, а потом на 6-полостный хайвей. Который через какое–то время он превратился во вполне европейскую платную дорогу до Астаны с терминалами на въезде и выезде. Первое что поразило – малое количество машин. Отсюда - обледенелые крайние полосы. Все двигались по средней. Тут поневоле вспомнилась неустроенная однополосная кировская трасса, поток по который в сотни раз больше.

А здесь, даже с тяжеленным прицепом, мы мчались под сотню на круиз – контроле. Кстати, на отечественном внедорожнике эта опция позволяет хорошо экономить топливо: расход уменьшается почти в полтора раза.

Местные «чудачества»

Ближе к Астане дорога становится все лучше и лучше. Полностью освещенная и с идеальным покрытием. У терминала оплаты на въезде в Астану (путь обошелся по 350 рублей за машину), несмотря на поздний час все вокруг сияло. Это был отблеск столицы Казахстана. Которая, как оказалось, находится еще через 20 километров.

Кстати, рядом с терминалом мы впервые увидели интересную заправку. Такие впоследствии мы наблюдали на всех казахских дорогах. На электронном табло указана не только цена того или иного вида топлива и температура воздуха, но «бегущей строкой» - страна, город и даже юрлицо, которое это топливо произвело. Так что не надо выяснять на кого подавать в суд за некачественный бензин!

Но это оказалось не единственных казахским «чудачеством». Впоследствии из разговоров с казахами выяснилось, что хайвей, по которому мы мчались, - масштабный проект «батьки Назарбаева», который собрался организовать транзит между Россией, Китаем и другими азиатскими странами. Проект обещает принести неслыханные прибыли Казахстану, которые пойдут на новые «чудачества».

Про Астану стоит сказать особо. Это настоящее буйство архитектуры. Плавность линий огромных мечетей сочетается с изломанными силуэтами находящихся тут же авангардных небоскребов. Есть и совсем грандиозные сооружения типа «дом – юрта» и «дом – шапка». Последнее представляет из себя конусообразное сооружение со скошенным центром. Очень хотелось попасть внутрь, но нельзя – надо спешить. Самым запоминающимся стало викторианское здание посольства США с развивающимся американским флагом.

Отъехав от Астаны, мы вновь оказались на дороге, пока не подготовленной для российско–азиатского транзита. Вернулся гололед, а ближе к городу шахтеров Караганде (точнее: Караганды) обледенелая дорога прошла по пологим холмам. Тут же находится и самый урбанизированный, на мой взгляд, город на планете – Темиртау. Город шахтеров и металлургов, он весь покрыт дымом, а промышленные сооружения находятся впритык к жилым домам. Многочисленные продавцы меда на дороге здесь кажутся инородными – не вяжутся они с окружающим пейзажем. Кстати, именно здесь снимался знаменитый фильм «Груз 200».

«Дай хоть что-нибудь!»

На подъезде к Караганде мне позвонила жена. Мой ответ на вопрос «Ты где?» заставил ее сначала озвереть, а потом долго смеяться: «Где? Где? В Караганде!». Кстати, этот слоган присутствует на всей сувенирной продукции города: магнитах, тарелочках, брелках и т.д. В память о разговоре с женой я тоже приобрел такой сувенир.

Километров через 200 мы вновь встретились с казахскими гаишниками и их интересной «ловушкой». На повороте в 90 градусов стоит «машинка» а на подъезде к нему два знака ограничения: сначала 50 км/ч, а потом - 90. Ехать на последней скорости с прицепом здесь невозможно. Да и расстояние между знаками – метров 300. Тем не менее остановили оба экипажа. У нашего только спросили есть ли документы и, увидев пачку первых же подвернувшихся под руку бумаг, отстали. А вот к капитанской машине прицепились конкретно – обвинили в превышении скорости. Опытному страннику Валентину Ефремову хватило получаса, журнала и календариков, что бы урегулировать ситуацию. Не смотря на то, что страж дорог с вожделением смотрел на «сетку» с овощами в капитанской машине, «приобщение к великому» превысило жадность. Через какое-то время служивые пригласили нас на соколиную охоту в свой кишлак на обратном пути...

Кстати, отличительная черта азиатских служивых «Дай хоть что-нибудь!». Свою жадность они не скрывают. Вообще, возникает ощущение, что им просто скучно среди монотонных пейзажей и очень хочется поговорить. Именно для этого нас несколько раз впоследствии и останавливали, увидев «боевой раскрас» машин.

Увы, в этот день испытания не закончились. Начался самый безлюдный степной участок в сторону границы с Кыргызстаном. Тут я заметил, что лампочка датчика топлива горит, а вокруг – ни одной заправки! Прикинули, что топлива должно хватить километров на 50, не больше. Темнота, никакой цивилизации и вой волков в морозной степи. И ни одной заправки! На помощь вновь пришел круиз–контроль. Идеальный алгоритм не совсем медленного движения на нем: скорость меньше 70 км/ч, при 2 тысячах оборотов на тахометре. В результате нам хватило на 70 километров до ближайшей заправки. Там мы залили по 20 литров отвратительной соляры (деваться некуда) и двинулись к городу Балхашу на берегу одноименного озера. Оттуда было решено еще сутки двигаться без остановки до кыргызской границы.  

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру