Соцнорма как константа
Начался год с популистских заявлений, которые никак не изменили существующее положение дел. Так, в марте депутат Анатолий Волков высказался на одной из думских комиссий, что соцнорму в регионе должны повысить, а тарифы – понизить. На деле не произошло ни того, ни другого: как выяснилось, новое постановление правительства РФ, касающееся соцнормы, позволяет нашему региону не применять федеральную методику при установлении этого показателя. Поэтому как было у нас 50 квт/ч (это самая низкая цифра по стране), так и есть. То же самое и с понижением тарифов: оно предусмотрено для тех регионов, где соцнорма изменяется. То есть опять-таки не для нашего. Как бы ни хотелось Анатолию Волкову (как и многим другим потребителям) исправить ситуацию, энергетики стоят на своем и ни в какую не желают согласиться с увеличением «энергопайка».
Подобное по силе эффекта (в том смысле, что он равен нолю) заявление сделал чуть позже премьер-министр РФ Дмитрий Медведев: дескать, общедомовые нужды – это зло, и россияне будут от них избавлены. Однако ОДН прочно вошли и в нашу жизнь, и в судебную практику, что совершенно непонятно, как их теперь можно будет убрать. Тем более что ресурсники во многих случаях уже установили коллективные приборы учета и начали за эти приборы выставлять счета.
Отдельные взлеты в отдельных домах
Лето 2015 года было ознаменовано странными скачками тарифов. В среднем по региону они, согласно федеральному постановлению, они должны были подняться не более чем на 5,7 процента, а в среднем по отдельному муниципальному образованию – не более чем на 8,6 процента. Казалось бы, правительство РФ застраховало таким образом граждан от личного финансового краха… Но не тут-то было! Вся беда (и вся иллюзорность какой-либо гарантии) заключается в том, что имеется в виду «средняя температура по больнице». То есть если в целом по городу коммуналка не должна подскочить более чем на 8,6 процентов, применительно к отдельной семье рост может быть сколь угодно большим: слезы ее растворятся в усредненном потоке. Учитывая подобные эксцессы, областное правительство издало постановление, которое ограничило рост платы в любом домохозяйстве отдельно взятых районов. И данное ограничение оказалось более щадящим по отношению к ресурсникам, нежели федеральное. Так, в некоторых районах тарифам разрешено было вырасти до 18,5 процента. Региональная служба по тарифам объясняла эти возможные скачки выше среднего несколькими факторами. В частности, на дом могла придти новая ресурсоснабжающая организация – в этом случае она освобождается от ограничений. Или, скажем, в районе были установлены низкие нормативы, а теперь ввели общие, областные – конечно, плата подскочит вверх.
Однако в ряде особых случаев коммунальные платежи превышают и эти областные, и без того завышенные, нормативы. В частности, жители улицы Шевченко города Семенова, о которых мы писали, получают квитки, где сумма платежа только за электроэнергию составляет 13 тысяч рублей. Что с этим делать – пока непонятно.
Предсказуемая пассивность
О новой системе капремонта мы писали в этом году неоднократно. Подводя итоги, можно сказать, что нижегородцы повели себя предсказуемо пассивно. То есть в массе своей они ни за что не проголосовали. Спецсчет выбрали единицы. В результате практически все мы перейдем на счет регионального оператора, то есть в общий котел. Наши деньги как минимум в течение двух лет будут уходить на ремонт тех немногих домов, которые стоят в первом этапе региональной программы. А средства эти немалые: 6.30 с каждого квадратного метра. При этом большинство отдающих ощутят эффект от сборов только в 2030-х годах, если доживут: большинство домов стоит именно в последнем этапе программы. Кстати, на последний период запланирован ремонт и откровенно ветхих домов 1900-х годов постройки, которые до этого времени просто не дотянут. Но если региональная программа еще много раз будет подвержена изменениям, то саму систему капремонта, вызывающую ожесточенную критику, депутаты Госдумы менять не собираются.
Что касается дуковских сборов за капремонт: до последнего представители домоуправляющих компаний заявляли, что отменят эти платежи только после того, как жильцы от них откажутся путем голосования. Однако политики порекомендовали «управленцам» не будоражить население дополнительными сборами. Теперь некоторые из них заявляют, что «два двадцать» будут отменены без всяких общих собраний, некоторые же все-таки призывают голосовать за отмену, так как закон запрещает убирать строчку из квитков без оформленного решения собственников (ведь ранее жильцы за нее голосовали). Везде ли уберут «два двадцать» «автоматом»? Увы, этот вопрос пока открыт: вменяемой позиции у коммунальщиков нет.
Одуряющие коэффициенты
Неясен также вопрос с перепрограммированием двухтарифных счетчиков. НСК заявляет, что после перехода на зимнее время те приборы, «мозги» которых считают по летнему времени, якобы перестали быть законными. Некоторые депутаты и даже чиновники, в свою очередь, объявили незаконной эту позицию сбытовиков. В результате пока принимают к расчету показания не перепрограммированных приборов по двум ставкам, как раньше. Но долго ли это будет продолжаться – непонятно.
Все ждут правительственного постановления, которое ввело бы переходный период, но его все нет – и, возможно, не будет. Так что не исключено, что сбытовики в любой момент решат, что пора заканчивать «аттракцион неслыханной щедрости», и будут считать «незаконные» приборы как одноставочные.
Еще большая путаница возникла с повышающими коэффициентами для тех, у кого отсутствуют газовые счетчики: напомним, они как бы вводятся, но на само деле у нас – не вводятся. Согласно правительственному постановлению, коэффициенты могут быть применены только в том случае, когда норматив рассчитывается исходя из выборочных показаний приборов учёта. У нас в регионе выборки не делали, нормативы были установлены другим способом – следовательно, повышать их с 1 января 2015 года незаконно. К сожалению, не все нижегородцы (и даже не все СМИ) это поняли – а посему многие стали нервничать в связи с отсутствием в квартирах газовых счетчиков.
Все это происходит неспроста. Дело в том, что фирмы, устанавливающие приборы учета, из кожи вон лезут, чтобы все бросились воспользоваться их услугами. Местным чиновникам тоже надо отчитаться перед федералами, что граждане послушные и поставили в квартирах счетчики, как этого требует закон. Вот поэтому все и лукавят: цитируют постановление о коэффициентах, но не уточняют, что оно - не про наши нормативы.
В общем, сплошная истерия и суматоха, куча вопросов, остающихся без ответа. К сожалению, все это переходит в 2015 год. Причем введение увеличенных сборов за капремонт, которого большинство долго еще не увидит, несомненно, усугубит ситуацию.