Корреспондент «МК в Нижнем» узнал, как решаются вопросы по правам человека с ограниченными возможностями в ООН

ВЫЗВАТЬ СТРАНУ НА КОВЕР

 К сожалению, работа по защите интересов инвалидов - одной из самых социально незащищенных категорий населения - в провинции далека от идеала. Чиновники заседают и постановляют, члены соответствующих НКО делают то же самое, а вот люди с ограниченными возможностями вынуждены выживать кто как может. Посему побывать на заседании комитета ООН по вопросам инвалидов очень полезно.

 

ВЫЗВАТЬ СТРАНУ НА КОВЕР

 Дискриминация инвалидов – уголовное преступление

Само заседание может длиться целый день. В соответствующий комитет ООН приглашаются представители страны на «разбор полетов». В делегации должны быть ответственные чиновники министерского уровня и противоположная сторона – активисты правозащитники. Вначале стороны выступают с докладами о положении инвалидов и о проблемах, связанных с этой сферой. Потом огромная группа экспертов задает всяческие каверзные вопросы и выкладывает свои данные, которые, как правило, не соответствуют отчетам чиновников. Со стороны это выглядит, как будто министров «вызвали на ковер».

Но, помимо критики, здесь есть и конструктивный момент: в результате этих дебатов создается список рекомендаций по социальной защите и политике государства в отношении инвалидов.

Все это происходит в огромном зале, где присутствует большое количество журналистов и наблюдателей со всего мира. Поначалу мне хотелось посмотреть, как будут разбирать какую-нибудь развитую страну с налаженной социальной защитой населения. Например, Швецию. Увы, на момент моего пребывания в Женеве проходило заседание только по Эквадору. Увиденное было не менее интересным. Оказалось, что по многим социальным показателям Россия сильно напоминает страны третьего мира.

Здесь необходимо сделать небольшое пояснение. Эксперты ООН оценивают ситуацию в стране не по отчетам ее чиновников, даже самого высшего ранга, а по крайне дотошной системе со множеством, как нам кажется, незначительных показателей. Например, «количество несовершеннолетних школьниц, употребляющих наркотики после аборта». Посему ситуацию по социальной защите населения в бывшем СССР они считают более благоприятной, нежели в современной России. Скорее всего потому, что там эти «незначительные показатели» чиновниками просто игнорируются.

Теперь перейдем к Эквадору. Несмотря на то, что всевозможные органы соцзащиты в этой стране созданы еще в 70-х годах прошлого века, выплаты по инвалидности начались только с 2007 года, когда был запущен проект «Эквадор без барьеров». До этого страна выплачивала огромный национальный долг, было не до «сирых и убогих», и Эквадор считался самой отсталой из латиноамериканских стран в этой сфере. Официально сейчас соответствующие разделы конституции опираются на Конвенцию ООН по правам инвалидов, и к 2017 году руководство обещает неслыханные успехи в этой сфере. Для этого разработан соответствующий нацплан, по которому уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями будет интегрироваться во все сферы социальной жизни. Словом, все как и в России. Но латиноамериканцы пошли дальше, и в прошлом году создан «технический секретариат по вопросам инвалидов». Это некий государственный орган, занимающийся проблемами доступной среды как для людей с ограниченными возможностями, так и для мам с колясками и пожилых.

Речь замминистра здравоохранения и социальной политики этой страны походила на отчет на съезде партийного актива где-нибудь в российской глубинке. Сперва восхваление вышестоящих инстанций (то есть ООН), затем - критика нижестоящих (то есть местных общественников). Дескать, «мы жить не можем без европейской конвенции по правам инвалидов», «у нас хорошие результаты», но общественники пребывают в тени и нам не помогают. Типа, «знают свои права, но за них не борются», а это важнее различных медицинских показателей...

Знакомая ситуация? К теме общественников мы вернемся чуть позже.

Омбудсмен Эквадора заявил «на ковре», что в планах страны – создание «национального совета по равенству». Мало того, у них дискриминация инвалидов – уголовное преступление, и таких дел немало в судах страны. А проблемы те же, что и в России: стандарты доступности среды не соответствуют архитектурным реалиям. В стране по этому поводу никак не могут собрать соответствующую статистику, наблюдается кадровый голод: нет узкоквалифицированных специалистов по проблемам инвалидности. Есть еще одна немаловажная проблема – частные страховые компании всегда отказывают инвалидам.

Кстати, по поводу статистики доступности и гражданских активистов. По идее, это задача государевых людей, однако в Нижнем Новгороде организация инвалидов-колясочников «Инватур» за несколько лет кропотливого труда составила «карту доступности» города и постоянно ведет соответствующий реестр. Увы, в Эквадоре таких социально активных граждан не нашлось.

Дикая картина

А теперь перейдем к оценкам независимых экспертов. По их словам, картина вырисовывается абсолютно дикая. Постоянное насилие в отношении женщин-инвалидов, их в стране достаточно много. В первую очередь, это умственно отсталые, которые после рожают неполноценных детей. Присутствует и масштабная практика телесных наказаний детей-аутистов, а они же нуждаются в самом трепетном обращении. Глухонемым не доступен язык жестов, ему нигде не обучают.

Медицинское обслуживание инвалидов в сельской местности фактически отсутствует. А гражданские суды опускаются до элементарных оскорблений: например, до сих пор используют термин «идиот». В Латинский Америке это медицинский диагноз, который устоялся в официальном языке еще с 80-х годов прошлого века. Каково же слышать потерпевшему от судьи: «Идиоту Педро отказано в медицинской помощи, потому что он идиот!».

- В законодательстве Эквадора вообще ничего не сказано о женщинах и девочках-инвалидах, - заявил эксперт Карлос Риос. - На практике они подвергаются инцесту со стороны мужчин-домочадцев, и это считается нормой! Умственно отсталые женщины вовсю сексуально эксплуатируются, но не имеют доступа даже к гинекологу, не то что к адвокату. Мало того, слабый пол вообще не фигурирует в официальных документах! В 2010 году комитет по правам ребенка сделал замечания правительству Эквадора. И что после этого изменилось?

Здесь есть немаловажный пункт, который характерен и для Эквадора, и для нашей страны. Соответствующих методик, гармонизирующих языковые, этнопсихологические и бюрократические нюансы, достаточно. Комитет ООН по проблемам инвалидов и соответствующие общественные организации буквально заваливают ими чиновников. А вот те ознакомиться с ними не всегда желают. Например, в Эквадоре методички даже не переведены на местный язык! В то время как по независимой статистике люди с ограниченными возможностями составляют 15 процентов населения страны, а по официальной – 2,4 процента.

Нет денег на билет

Теперь по поводу НКО и социальной активности. Всего НКО в Эквадоре пять, и они находятся при государственных органах. У некоммерческих организаций мизерное финансирование, но иностранные гранты они получать не могут: автоматически становятся «иностранными агентами» и закрываются. В результате представители эквадорских общественников даже не смогли предстать и отчитаться перед мировым сообществом – у них просто нет денег на билеты, а государство не оплачивает такие расходы. Картина знакомая и по российским реалиям.

- Сложно понять, как отчеты государственных чиновников соотносятся с действительностью, - посетовал эксперт Рональд Макколом. - Я не услышал конкретики про санкции за нарушение прав инвалидов. И эти вопросы постоянно переходят из одного заседания в другое практически по всем странам третьего мира. Мы не можем выявить реальную ситуацию, если нет альтернативных источников информации. В этом случае у нас нет возможности помочь ни методически, ни практически.  

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру