Для водителей-новичков стоимость полиса «автогражданки» увеличилась

Сюрприз для "чайников"

 Увы, связано это не только с запланированным и уже реализуемым ростом тарифов ОСАГО. Уже долгое время шли разговоры о соотношении возраста и стажа водителя. Многим (например, мне), имеющим большой безаварийный стаж вождения, совсем не хочется платить как мажору-малолетке на папиной машине, которую он все равно скоро разобьет.

За покой на дорогах я считаю себя заслужившим льготы. Сегодня наши чаяния стали сбываться. Только в больно уж изощренной форме: для «безаварийных» опытных водителей тарифы также растут, пусть и в меньшей степени. Попробуем проанализировать «возрастные» нюансы в страховых новациях. Тем более что они во многом связаны с другими сторонами автожизни. Например, автошколами. 

Сюрприз для "чайников"

 Про стариков забыли?

К слову, долгое время расчеты выглядели примитивно, исходя из двух категорий. Возраст: старше или младше 22 лет, и стаж – больше или меньше 3 лет. В зависимости от этих двух факторов менялась и стоимость полиса. Т.е. молодому водителю с небольшим стажем приходилось платить больше, чем опытному с большим. По деньгам разница выходила не такая уж значительная.

В российском союзе автостраховщиков (РСА) подумали, что такая система устарела. Возможных причин здесь может быть много. То ли желание «творчества», как у депутатов Госдумы, то ли «страховые страсти» в стране достигли своего апогея... А может, действительно задевает момент, что опытным водителям в буквальном смысле иногда приходится расплачиваться за огрехи новичков. В результате РСА предложил Центробанку новую систему.

По ней вместо двух градаций будет 4 «возрастных» и 6 «водительских». Возрастные: «менее 25 лет», «25-32 года», «32-45 лет» и «старше 45 лет». По водительскому стажу: «менее 1 года», «1-2 года», «2-4 года», «4-7 лет», «7-11 лет» и «более 11 лет». Предполагается, что в результате «чайники» будут платить по максимуму, а «водилы» - по минимуму. Начинающему автомобилисту моложе 25 лет и стажем меньше года полис обойдется в два с половиной раза дороже базового тарифа. К слову, сейчас где-то в полтора раза. Самое интересное, что это будет распространяться и на великовозрастных «чайников» - старше 45 лет.

Увы, экономисты просчитали, что эта система ударит по водителям вне зависимости от возраста. Зато сулит небольшие блага шибко опытным. К примеру, больше всего сэкономят водители старше 45 лет со стажем свыше 11 лет. Они заплатят лишь 0,77 стоимости от базового тарифа. А вот новички – в 3,3 раза больше. Самое интересное, что пожилые люди (70 +) в этой шкале не фигурируют. Дескать, старых и умудренных опытом водителей не так уж и много. Аналитики замечают, что если бы эту градацию добавили, то полис ОСАГО существенно сэкономил бы пенсию старикам, которые, как правило, ездят крайне аккуратно.

Засада для «теневика»

Но на этом «сюрпризы» для начинающих водителей не заканчиваются. Причем, с самого первого этапа – поступления в автошколу. В связи с масштабной реформой этой сферы появились страшные цифры: из 11 000 российских автошкол лицензию на работу получили только 300. Математически получается, что у нас на всю Нижегородскую область их может остаться только парочка...

Правда, есть мнение, что это запугивание многочисленных нелегалов от автообразовательного бизнеса. Которые с 12 августа были обязаны прекратить свою деятельность. Но работают...

И здесь начинается настоящая кабалистика. Появились и другие цифры, которые, увы, пока ни подтвердить, ни отрицать никто не может. Дескать, уже более трех тысяч автошкол страны подали документы на получение новых лицензий, и их число увеличивается с каждым днем. По самым нехорошим прогнозам, количество автошкол в стране может сократиться процентов на 15. Это те «учебные заведения», где минимум инфраструктуры, «автодром» на пустыре и «свои» гаишники экзаменаторы. В них возможны настоящие чудеса: курсант прослушает пяток лекций, накатает столько же часов, а потом «экстерном» сдаст экзамен. Новоиспеченный «водитель» готов! Да и принцип работы таких автошкол прост: курсантов завлекают низкими ценам, за которые они получают такое «обучение», что статистика ДТП в стране неуклонно ползет вверх. Да и если смотреть юридически, они не учат, а оказывают консультационные услуги!

И поневоле хочется порадоваться, что к программам обучения, материально-технической базе, а главное – к педагогическому составу государство теперь предъявляет повышенные требования. На то, что в современных экономических условиях эти стандарты чересчур высоки, как правило, жалуются представители ныне теневого бизнеса.

Попробуем разобрать некоторые новые требования к автошколам. Например, наличие сайта, где выложена вся документация. «Теневики» ее афишировать никогда не будут. Мало того, на сайте должен быть преподавательский состав, чтобы было на кого жаловаться...

Теперь о разнице между обучением и «консультативными» услугами. Если бы не «свои» экзаменаторы гаишники, то выпускник такой школы вообще не смог бы даже претендовать на экзамены в ГИБДД. Поскольку у него не было бы даже свидетельства об окончании автошколы. Как видим, теневая схема крайне примитивна. Да и не может исходя из современных реалий обучение стоить 6 тысяч рублей...

Отдельный момент – автодромы. По закону они должны быть площадью не менее 0,24 га. Именно на таком я когда-то тренировался в ДОСААФ. Увы, потенциальных курсантов это волнует в последнюю очередь, им бы заветные права получить! Посему на практике одним «автодромом» пользуются несколько «учебных заведений». Как уже говорилось, часто это пустырь с покрышками и одинокой эстакадой – торможение и трогание на склоне поневоле надо отрабатывать.

Кстати, те автошколы, которые имеют автодромы, уже получили лицензии. Естественно, это вызвало лютую ненависть среди «теневых» конкурентов. Которые стали утверждать, что... требуемые законодательством закрытые площадки вообще не нужны. Дескать, большинство аварий происходит на больших скоростях, а не на парковках и подъемах. Посему достаточно вышеуказанных пустырей. Мало того, нормально оборудованные автошколы обвиняют в монополизации рынка. Те, в свою очередь, жалуются на демпинг со стороны «теневиков». Вот такие разборки.

Тем не менее, вопрос с землей здесь крайне важен. Участок под автодром получить сложно. Достаточно вспомнить историю в деревне Мордвинцево, о которой «МК в НН» как-то рассказывал. Тогда камнем преткновения между жителями и автошколой стало строительство автодрома «по всем правилам». Увы, в ущерб местному населению. Кстати, правительство уже начало работать над снижением налогов на предоставляемые под автодромы земельные участки.

Еще одна «страшилка»: обязательное наличие тренажеров-симуляторов. Законом оговаривается, что они не обязательны. Их может заменить обычная учебная машина. А симуляторы могут использоваться как средство привлечения курсантов.

Большим плюсом новых учебных программ стало проведение учебных заездов в темное время и при плохой видимости. Раньше это было возможно только по прихоти погоды или инструктора. Кстати, по новым нормативам «урок» увеличивается с 45 минут до часа. Также добавилось обучение езды с прицепом. Увы, жадные «теневики» на этом экономят. «Серые» находят проблему даже в повышении стоимости бланков, необходимых для предоставления в ГИБДД. В общем, речь в основном идет о вложениях в бизнес, а не о безопасности дорожного движения, что вскрывает действительные мотивы «нелегальных» автошкол.

Лично я считаю повышенные требования правильными, поскольку когда-то сам обучался вождению в ДОСААФ, который до сих пор считается эталоном подготовки самых квалифицированных водителей страны. Где за подарок гаишнику получить права было технически невозможно, и обучение длилось в разы дольше. А то, что сейчас представляют некоторые автошколы, мы в начале 90-х самостоятельно устраивали в гаражах – раскидывали старые покрышки и отрабатывали маневры. Тем не менее, владельцы именно таких «учебных заведений» говорят, что если они исчезнут с рынка из-за «непомерных требований», то водителей в стране вообще не будет, поскольку у них низкие цены за подготовку! Дескать, за большие суммы большинство россиян лишится возможности учиться. С этим также можно поспорить. Могу даже дать совет из своей ранней юности: раскидайте между гаражами или на пустыре покрышки и тренируйтесь. Выучить правила и проштудировать несколько раз билеты также можно самостоятельно. Увы, за последние 20 лет самостоятельности у россиян сильно поубавилось. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру