В Нижегородской области изъято 254 километра сетей

"Три в одном"

 Увы, ситуация в этой отрасли народного хозяйства оставляет желать лучшего: кабинетные деятели придумывают очередные каверзы, а нищие селяне, вынужденные питаться и зарабатывать на жизнь с реки и озера, героически этому сопротивляются. Самое интересное, что расходы на разнообразные мероприятия по борьбе с браконьерством превосходят объемы незаконно выловленных щук и плотвы. Зато за последние несколько лет этой проблемой занимаются аж три ведомства.

 

"Три в одном"

 Чудо профилактика

По словам замминистра экологии и природных ресурсов Нижегородской области Николая Бондаренко, за последнее время его ведомство стало лучше работать. Критерий оценки: количество протоколов и уголовных дел. О воспроизводстве речи не идет: частники – рыбозаводчики предпочитают работать с такими же частниками.

- На сегодняшней день прорабатываются вопросы на следующий, 2015 год, - заявил замминистра, - главной нашей задачей является профилактика браконьерства, чтобы люди знали о последствиях своих действий. Надо наладить работу с главами администраций в этом деле, что бы они работали на местах.

Подробнее об этой профилактике г-н Бондаренко сказать не смог. По его словам, она ограничивается публикациями интервью с ним в районных газетах перед началом нереста. Собственно, все пиар-технологии в этой сфере почему-то происходят в будущем времени, а ответственные чиновники апеллируют словами «надо», «будем работать» и т.д. На вопрос, сколько средств из государственной казны выделяется на подобную «профилактику», замминистра ответить не захотел. Но заявил, что в этом году на рыбоохрану выделено 250 тысяч рублей, большая часть которых пошло на топливо для инспекторов. Которые мне неоднократно жаловались на скудость финансирования: дескать, месячной нормы топлива хватает на пару дней работы.

Только цифры

В этом году в Нижегородской области было возбуждено 244 уголовных дела за незаконный лов. За нарушение правил рыболовства составлено 646 протоколов. Из них 25 за незаконное предпринимательство, 61 за нарушение санитарных правил при торговле и столько же за торговлю в неотведенных для этого местах. За нарушение правил природопользования 342. Изъято 4162 незаконных орудий лова. Из них более 3 тысяч обычные сети, общей длиной 245 километров. В прошлом году было изъято 238 километров сетей. Около 10 тысяч изъятых рыб было выпущено в естественную среду обитания, а 3 тонны утилизировано.

Последняя цифра самая интересная. Мне доводилось видеть инспекторов рыбоохраны на джипах стоимостью более двух миллионов рублей и забитые рыбными богатствами дебаркадеры, где эти инспекторы и обитают. Также уместно вспомнить, что если раньше рыбинспекторы самостоятельно творили что хотели, то с 2011 года этим занимается сразу три ведомства: минэкологии, полиция и все та же рыбоохрана.

По словам заместителя начальника управления организации дознания ГУ МВД по Нижегородской области Сергея Трифонова, за использование технических средств, под которыми может подразумеваться автомобиль, моторка, взрывчатка и электроудочка, предусмотрен штраф от 50 до 300 тысяч рублей, либо процент от зарплаты от одного до двух лет, либо обязательные работы до 480 часов, либо исправительные работы до 2 лет, либо арест до 6 месяцев. Как видно, выбор наказания достаточно широк. А вот для должностных лиц и организованных групп закон предусматривает штраф от 100 до 500 тысяч рублей, принудительные работы до 2 лет, лишение права занимать должность до 3 лет. Увы, нижегородские правоохранители ни разу не похвастались задержанием ни одного такого вип-браконьера. Кстати, «сеточка» - самое любимое после охоты развлечение верхушки силовиков. Тем не менее, полицейский похвастался высокими показателями раскрываемости в Нижегородской области. Нижегородчину обогнали только Волгоградская и Ростовская области. Интересен и возрастной ценз браконьеров:

анализ показал, что большинство преступлений совершается мужчинами в возрасте 50 – 55 лет. А браконьеров от 18 до 40 лет не так уж много. Кстати, ответственность за браконьерство начинается не с совершеннолетия, а с 16 лет. Здесь уместно вспомнить культурные традиции России. В любом ремесле, в том числе и рыболовстве, издревле наблюдалась преемственность поколений: как только ребенок научится ходить, он находился рядом со взрослыми, перенимая и познавая мастерство. К сожалению, сейчас эта «скрепа» осталась только в браконьерстве – станку и пашне молодые предпочитают нелегкий труд менеджера. По социальному положению браконьерство осуществляют лица без постоянного источника дохода, меньше наемных рабочих, и еще меньше служащих. Также небольшой процент составляют инвалиды. Статистика вполне понятна: куда же еще деваться нищему и разоренному крестьянству? Анализируя множество подобных моментов, возникает ощущение, что в отношении последнего идет оголтелая политика геноцида: запретов много, а вот поддержка пока только на бумаге... Здесь уместно обратиться к конкретным примерам, которыми похвастались правоохранители.

Почем за хвост?

Так, в Пижме за 15 пойманных острогой рыб мужик заплатил штраф 1817 рублей. В затоне на Волге сторож ловил сетью со своего утлого ботника. На допросе он пояснил, что рыбой собирался накормить бездомных кошек и собак, которые в изобилии обитают у него на работе. В Навашинском затоне мужик выловил двумя сетями на 817 рублей. Но по решению суда заплатил 20 тысяч рублей, несмотря на наличие у него нескольких малолетних детей. На Кудьме мужик впервые решил попробовать половить сетью - и сразу попался. Поймал 10 рыбок, тоже на 817 рублей, но заплатил именно эту сумму. В Лысковском районе мужик ловил пятью сетями. На допросе заявил, что ловил на еду – работы нет. 22 рыбки обошлись в 1050 рублей. Даже таких денег у мужика не было, в результате – 60 часов исправительных работ. Как видно, вариантов наказания более чем достаточно. А вот мерами по развитию рыбоводства чиновники похвастаться не могут. Так же как и мерами поддержки сельского населения. Вплоть до того, что оплачивать огромные по сельским меркам штрафы селяне не могут.

- Основное наказание, которое употребляется на территории Нижегородской области – исправительные работы, - заметил начальник отдела применения административного наказания ГУ МВД по Нижегородской области Олег Вечхайзер. - Обычно назначаются на полгода, год и т.д. Обычно наказанные занимаются благоустройством.

Растут и штрафы за каждый незаконно пойманный экземпляр: если берш «стоил» 250 рублей, то сейчас 500. Налим был 150, сейчас 500 рублей. И т.д. Увы, «оценка» каждый раз происходит индивидуально, с учетом личности проверяющего и правонарушителя.

И поневоле возникает извечное противоборство селянина и государственной машины, которое, как показывает история, ни к чему хорошему не приводит. Растет арсенал средств борьбы с браконьерством, но количество безработных на селе так велико, что на постоянно растущую армию браконьеров у инспекторов средств не хватает. Особенно в глухих районах области.

- Мероприятия по защите природных ресурсов проводятся на территории Нижегородской области уже не первый год, - продолжает Олег Вечхайзер, - к ним готовятся заранее, составляются схемы, планы, выявляются наиболее проблемные участки, где выставляются посты, на которых находятся сотрудники полиции и других заинтересованных ведомств. На продаже пойманной рыбы привлекается санитарная служба. Стоит отметить, что впервые в Нижегородской области в период нереста использовался авиаотряд ГУ МВД по Нижегородской области. Использовались беспилотники, которые с высоты полукилометра протоколировали действия браконьеров. С земли он фактически не виден, но разрешение прибора позволяет видеть даже рыбу, которая находится в сети. Сотрудники полиции тем временем находились в 10 километрах от нарушителей, но могли за ними наблюдать. А полученная запись служит главным аргументом в суде. Такие мероприятия проводились в центрах браконьерства: Сокольском, Городецком и Павловском районах. Так, в Сокольском районе беспилотник засек граждан, которые установили 600 метров сетей. Эффективность этих мер доказана, и в следующем году они будут использоваться больше. Здесь есть и профилактическая мера, когда мы приезжали в уже отработанный район второй раз, то люди знали, что за ними следят. Многие не вышли на лов: ходили слухи, что снимают со спутника!

По словам полицейского чина, браконьеры также не отстают в технических средствах: сотовая связь, рации, «дежурные» на дорогах, которые отслеживают подъезжающие к берегу всяческие комиссии. Словом, селяне отчаянно сопротивляются. Когда это дойдет до откровенной махновщины, покажет время, а главное - государственные меры в этом вопросе. По словам замминистра экологии Николая Бондаренко, пока селяне пытаются просто удрать от проверяющих, например, на ходу выпрыгнуть с моторки или помахать кулаками при задержании. Последнее добавляет еще одну статью при наказании. Увы, у государевых людей вся надежда не на превентивные меры, а на беспилотники, дескать, браконьеры слышат звук приближающегося мотора проверяющих... Мало того, на селе неплохо работает агентура, которая вычисляет каждый шаг стражей рыбных богатств. Да и сами подобные «стражи» не прочь полакомиться свежей рыбкой. Когда я писал материал о браконьерстве в том же Сокольском районе, они в открытую требовали рыбы за возможность половить сетями.

Местечковые разборки

Отдельная песня - «посты охраны». Старший госинспектор отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Нижегородской области ВВТУ Росрыболовства Александр Демаков заявил, что в области их 13, где также «взаимодействуют различные ведомства». Было проведено около 900 рейдов и составлено около 500 протоколов. Эти меры «показывают себя эффективно» и «работа продолжается». По словам Демакова, штрафов было собрано более чем на 2 миллиона рублей, а количество браконьеров падает. Тем не менее, торговля рыбой наблюдается на всех основных магистралях области. Мало того, точки торговли год от года не меняются. С одной стороны, это говорит о повальной коррумпированности проверяющих. А с другой, проезжающие водители, которые покупают рыбу, таким образом инвестируют в поддержание жизни на селе. Также отдельная тема: горячие телефоны и жалобы законопослушных граждан на факты браконьерства. За этот год было около 60 письменных заявлений и около 150 звонков от таких граждан. Как видно, цифры более чем скромные. На практике это разборки между браконьерскими кланами по устранению конкурентов. Так же это может быть элементарное выяснение отношений между соседями на почве взаимной неприязни.

Единственным раздольем для браконьеров остается район Ветлуги. Чиновники признаются, что не могут оперативно туда добраться из-за удаленности этого заповедного края. Пока всяческие проверяющие туда доезжают, селяне успевают несколько раз поставить и вынуть сети. Вспоминая многочисленные командировки в эти места, добавлю, что на местных стражей рыбных богатств рассчитывать не приходится – они занимаются тем же самым. Да и механизм реагирования вполне в духе традиций гоголевской бюрократии: если поступает информация или заявка из районных органов внутренних дел, в областном центре решают, надо ли использовать беспилотник, надо ли выезжать в рейд и т.д. За это время рыба оказывается на рынке. Тем временем ГУВД Нижегородской области приобрело вертолет... 

Круглосуточный телефон доверия по жалобам на браконьерство 433-22-11

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру