Нетронутые воспитанием голубоглазые малыши превращаются в жестоких молодых людей, готовых ненавидеть и даже убивать за акцент, разрез глаз или форму носа. Что нужно рассказывать детям о войне и фашизме, обсудили участники круглого стола «Неофашизм и его современное восприятие».
- Недавно в нашем историко-художественном музее прошла выставка «Плен и возвращение. Советские военнопленные в Германии 1941-1945 гг.» За три недели ее посетило более двух тысяч детей, - рассказывает Светлана Скрябина, научный сотрудник арзамасского историко-художественного музея. - Наиболее частая реакция на представленные фотографии и воспоминания - слезы. Это внушает оптимизм, так как показывает, что дети способны на сострадание, гуманность и могут прочувствовать чужую боль как свою.
- Люди должны знать правду о войне, какими бы неприятными не были факты,- считает Евгений Березин, руководитель Совета ветеранов гороа Арзамас. - Мы, ветераны, знаем о войне не из книг и рассказываем о ней молодежи, потому что обязаны бороться с ложной историей. Значение Великой Отечественной и подвиг народа не должны подвергаться сомнению.
Однако не все ветераны готовы говорить о том, что пережили в военные годы. Кроме кровопролитных боев, голода и потерь близких до сих пор замалчиваются трагедия оккупации, правда о жизни в фашистском плену и долгая дорога возвращения в общество.
-Я занимаюсь раскопками на территории Белоруссии, где шли бои, - рассказывает Михаил Марков, главный специалист комитета по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации Арзамаса. - Одна из деревень, которую я посетил недавно, в 1941 году была оккупирована. Деревню поделили пополам. Семьи, у которых мужчины были на фронте, не трогали. Расстреливали родственников партизан, так как они представляли опасность для немцев. Участники событий не хотели об этом вспоминать, потому что просыпаясь спустя 70 лет, они видят эту картину вновь и вновь. Возможно поэтому тему военнопленных, как и тему оккупированных территорий, не поднимают до сих пор.
- О возвращении военнопленных на родину школьники знают только из произведений Солженицына, - говорит Вера Исаченко, директор краеведческого музея города Макарьев. - В исправительно-трудовые лагеря попадали не только военнопленные, но и члены их семей. Так, одним из сидельцев лагеря Унжлаг стал и двухмесячный ребенок. Унженский исправительно-трудовой лагерь, о котором сегодня знают единицы, находился на территории Костромской и Нижегородской областей. В 50-е годы численность заключенных Унжлага составляла 30 тысяч. Дешевая рабочая сила, которую не нужно было обеспечивать жильем. Заключенные заготавливали лес и отправляли его по узкоколейной железной дороге. Через Унжлаг прошли и бывшие военнопленные, и партийные деятели, и интеллигенция. Кроме того, в Унжлаге жили и 2000 священников, среди которых было десять новомучеников, позже причисленных к лику святых.
Впрочем, рассказать школьникам об этом месте пока не представляется возможным. Документы засекречены, территория лагеря заросла бурьяном, а имена сидельцев узнать невозможно - на крестах лишь номер статьи.
Помогать тем, кто выжил в плену и вернулся в общество, призваны немецкие молодежные антифашистские движения. Они поставили своей целью искупление делом, практической деятельностью, помощь всем жертвам фашизма на территории бывшего СССР.
- Молодые люди помогают по дому пожилым и инвалидам, ходят в магазины за покупками, - рассказывает Елизавета Устинова, директор благотворительного фонда «Сострадание». - Традиционными стали и международные летние волонтерские лагеря на Соловках. Юноши и девушки оказывают помощь престарелым соловчанам в заготовке дров на зиму, ремонте жилищ, выполняют экологические работы в заповеднике. Важным воспитательным моментом является участие молодежи в увековечении памяти жертв тоталитарного режима, в благоустройстве мест захоронений, установке мемориальных знаков на братских могилах.
Участники круглого стола выразили обеспокоенность ростом неофашистских настроений в молодежной среде, связанных как с недостатком переосмысления советского прошлого, так и со скудным преподаванием истории Великой Отечественной в школе.
- Каковы шансы, что историю Великой Отечественной войны сделают отдельным предметом? Как за три академических часа ребенок может стать патриотом и понять значимость подвига советского гражданина в годы войны? - говорит Светлана Краснова, директор Сормовского ресурсного культурно-просветительского центра имени преподобного Сергия Радонежского. - Преподавание истории Великой Отечественной – это рубеж информационной войны, на острие которой находится школьный учитель -историк, а также авторы новых учебников. Американским школьникам преподают историю с положительной точки зрения. Они не говорят о колонизации индейцев, но при этом подчеркивают, что один индеец стал профессором, другой - кинозвездой. Возможно, авторы будут придерживаться подобной концепции или выберут другую. Главное, чтобы через несколько лет наши дети, как заокеанские школьники, не пребывали в уверенности, что фашизм во Второй мировой победили Бэтман и Человек-паук.