Корреспондент МК рассказывает об экстремальной работе журналиста на гонках в степи и пустыне

Как увернуться от "Камазов" на раскаленном песке

В прошлом выпуске «МК в Нижнем Новгороде» мы рассказывали о ралли-рейде «Великая степь», третьем этапе чемпионата России, куда я отправился вместе с продукцией родного автозавода гоночной команды «За Рулем – Спорт». Наш гоночный «Соболь» занял первое место в своем классе. Но не только пилотам и штурманам приходится изнывать от жары, сутками мчаться по раскаленной степи и пустыне. Непросто приходится и братьям журналистам, освещающим подобные спортивные мероприятия. 

Как увернуться от "Камазов" на раскаленном песке

 Как настоящий гонщик

Когда я собираюсь на гонки, коллеги мне обычно завидуют: дескать, отдохнешь, на солнышке погреешься. И каждый раз приходится разочаровывать их: работа журналиста на ралли – тяжелый труд, где удачный кадр или видеоролик подчас может стоить жизни.

Начну с описания первого дня гонок, который наглядно характеризует вхождение журналиста в рабочий ритм. Ты еще не отошел от кондиционерного уюта двух аэропортов, и первые часы на 35-40-градусной жаре кажутся наказанием за неведомые грехи... Итак, на пресс–каре, полноприводном «Соболе», мы отправляемся на точку съемки посреди бескрайней степи. Официально по регламенту гонки их две. Но взыскательный журналистский вкус они не устраивают. После долгих расспросов штурманов и изучения роут-бука (маршрута гонки) узнаешь более подходящие позиции. А до них надо еще добраться (это отдельное приключение, где журналист имеет возможность почувствовать себя в шкуре пилота или штурмана).

Заезд гонки стартовал в половине девятого утра, но в семь часов мы уже ринулись в степь. Нужно быть на месте раньше экипажей гонки! Все как у настоящих спортсменов: пилот, штурман и бортмеханик - чем больше народу, тем легче выкапывать застрявшую машину из песка. В том, что это предстоит, по опыту предыдущих гонок мы не сомневались... Здесь поневоле воскресают настоящие водительские навыки, которые как-то атрофируются при привычной городской шоссейной езде. Время поджимает, и по пересеченной местности иногда несешься как профессиональный гонщик: 80-90 км/час. Особо «приятны» ощущения, когда по пути машины неожиданно появляются яма, трещина в раскаленной степи или арык. Опасность представляют вольно пасущиеся стада верблюдов и коров или огромные табуны лошадей. Несмотря на то, что местных жителей заранее предупреждают о гонке, собрать всю домашнюю скотину в огромной степи подчас просто нереально.

Координаты точки у нас были, но в степных условиях этого знания недостаточно. Степь – это бесконечные дорожки и тропинки, которые могут запутать самого опытного штурмана. Что ж тут требовать от гуманитария-журналиста? Посему, с учетом интеллектуальных возможностей, наша троица распределилась следующим образом: я стал «пилотом» и сел за руль, представитель «ГАЗа» Любовь Петрова - в штурманское кресло, а коллега журналист из Москвы - бортмехаником. И хоть одеты мы были в шорты и майки, а не в гоночные термокостюмы, чувствовали себя полноценными участниками гонки: все пристегнуты (в других условиях делать это мы часто забываем), свист в ушах и мелькающая перед глазами бескрайняя степь. Слышны только команды штурмана: «Давай левее», «Притормози», «Бархан справа, объезжай», «Куда прешь, баран» и т.д. Сам штурман на дорогу почти не смотрит: уткнулся в навигатор и груду карт. Да и смотреть на штурмана тоже не получается – взгляд сосредоточен на том, что условно можно назвать дорогой.

Кстати, одним из препятствий в степных разъездах являются.... газопроводы. Они принадлежат местным олигархам, и организаторы гонки заранее предупредили, что за их несанкционированный переезд придется платить штраф – 5 тысяч рублей. Посему нужно тащиться вдоль газопровода (даже если там нет дороги) и искать «легализованный» переезд. Это еще более запутывает и без того вполне кабалистическое передвижение по степи. Полноприводный «Соболь» я перманентно тестирую уже несколько лет и побывал на нем в самых отдаленных точках страны (например, в стойбище Оймякон в Якутии), тем не менее, каждый раз поражают практические возможности этого скромного фургончика. В нем можно вполне комфортно жить и на полярном морозе, а в южном зное, главное - иметь практические навыки.

В результате мы установили машину на вершине бархана (как на него забрался наш «Соболь» – отдельная песня) и раскрыли окна и двери. Несмотря на сорокаградусную жару, в «Соболе» было прохладно. И пока вдалеке не показались экипажи гонки, можно немного расслабиться и пофилософствовать.

Занимательная фотоохота

Среди автожурналистов есть три «школы», как добраться до точек съемки. Представители первой полагаются исключительно на приборы. За это их называют «технократами». Другие добывают информацию у немногочисленного местного населения. Здесь есть одна особенность: нужно разговаривать только с хозяином мужчиной. Калмычка на вопрос, где тут у вас разноцветные машины носятся, может ответить типа: «у нас тут 20 верблюдов где-то ходют....». Со стороны это напоминает приключения Шурика из «Кавказской пленницы».

Гостеприимные калмыки очень ценят редких гостей и стараются тут же усадить за стол. Отсутствие времени для них не аргумент – они буддисты. Кстати, все проходящие у них многочисленные гонки они почему-то называют одинаково: «Париж – Дакар»...

Третья поисковая «школа» - эзотерическая. Ее адепты полагаются исключительно на чутье и интуицию. Памятуя о прошлогоднем «Шелковом пути», где мы с Любой немного «слетались», на этот раз решили стать последователями двух последних направлений. И ничуть не пожалели: до желанного объекта наш экипаж добрался достаточно быстро, за два часа.

Теперь уместно рассказать о нюансах работы фотографа-оператора на гонках в степи и пустыне. Человеку, который привык снимать котиков и родню на фоне ковров, степь может показаться скучной, унылой и непригодной для фотосессий. Типа, снимать там нечего! Но для настоящего путешественника фотоохота здесь более чем интересна. И учитывая пустынную местность, каждая «добыча» желанна и приятна. Про облака я вообще не говорю, за несколько дней можно наснимать на футуристическую фотовыставку - каждое облако самобытно и индивидуально.

Забегая вперед, похвастаюсь, что за полдня я «настрелял» верблюдов, лошадей, серых журавлей и повелителей степей орлов и ястребов. А вот хитрющей плутовке лисе удалось ускользнуть от моего объектива. Кстати, съемка верблюдов чем-то напоминает настоящую охоту, которой я долгое время с азартом увлекался. Правило здесь одно: не подходить к зверю «с головы и хвоста». Нужно сделать большой круг и приблизиться сбоку. Спрятаться в степи особо негде (если поблизости нет балки с кустарником), посему действия фотоохотника напоминают работу разведчика – пригнувшись, максимально быстро, но бесшумно пробежать «запретку». Иначе верблюда можно спугнуть, и он, несмотря на кажущуюся меланхоличность, достаточно резво убежит восвояси.

Навстречу смерти!

А вот механические существа, появляющиеся в степи во время гонок, снимать гораздо сложнее. Приведу небольшую зарисовку из еще одного моего трудового дня. Точка съемки находилась на вершине бархана у поселения Утта. Здесь зарегистрировали рекордно высокую температуру в этих краях. Утром было относительно прохладно – плюс 35 градусов и ветерок.

Спокойствие лагеря на бархане нарушают появившиеся участники гонки. Начинается настоящая работа, которая может стоить жизни. Здесь главное умение – увернуться от несущихся на тебя многотонных машин.

Рядом с нашей базой находился «створ» - контрольная точка для гонщиков. Это два телескопических шеста с флагами, через которые нужно обязательно пройти. Первые гоночные экипажи еще не накатали колею, и многие терялись: куда мчаться дальше? Посему некоторые экипажи неслись прямо на журналистов! Больше всего мне запомнился гоночный «КамАЗ», рванувший в гору под «сотню» и поднимающий пятиметровые волны песка. От него я отлетел метров на десять, держа над собой камеру!

Как я это сделал – не представляю. Потом посмотрел по следам. Получалось, что «КамАЗ» промчался ровно по тому месту, где я стоял! А от столика с миллионным в рублевом эквиваленте оборудованием телевизионщиков он прошел ровно в метре.

Помню, в прошлом году на «Шелковом пути» через меня буквально перелетел джип туркменской команды, когда я снимал на краю гоночной трассы... И таких случаев каждый съемочный день происходит предостаточно. Каждый раз даешь себе слово, что будешь осторожнее, но желание сделать красивый кадр побеждает. В результате то, чем вы наслаждаетесь в красивых журналах, добывается не так легко, как можно подумать. Кстати, объектив камеры «приближает» машины, и, глядя в «глазок», подсознательно думаешь, что они еще далеко…

Сухарики с теплой водой

Но иногда приходится часами сидеть на раскаленном бархане и ждать, когда пойдет очередной поток гонщиков. На жаре обрабатывать кадры и писать тексты подчас просто лень. Также приедаются игра в карты и редкие перекусы. Остается только погрузиться в воспоминания о прошлых гонках. Об этом мы с коллегами можем философствовать часами. Кстати, главным в журналистском таборе становится счастливый обладатель переносного холодильника. Обычное меню журналиста: «сухпай» из орешков и сухариков с теплой водой. Правила здесь такие же, как в любой экспедиции: идешь на сутки - бери продуктов на три дня. Вода и продукты могут пригодиться не только журналистам...

Постепенно наш бархан окружили застрявшие экипажи гонщиков. Скажу честно, глядя на копающихся в песке пилотов и штурманов в термокостюмах, у меня появляется вполне христианское сострадание – поневоле представляешь себя на их месте! Однако прийти на помощь нельзя – запрещено регламентом соревнований. Единственное, чем можешь помочь, это дать воды или угостить сигаретой. Помню, у нашего «Соболя» буквально упал штурман одного из застрявших экипажей. Развалившись в тени, здоровенный детина «присосался» к бутылке с теплой водой и жадно закурил предложенную смятую сигарету. Из-под его термокостюма ручьями струился пот. Встать он не мог. Полежав минут пять, штурман еле поднялся и уныло поплелся в сторону застрявшего авто – надо откапываться и в очередной раз штурмовать бархан.

Так что «акулы пера» находятся, все-таки, в более комфортных условиях!

Здесь уместно упомянуть о настоящих подвигах наших гонщиков из команды «За Рулем – Спорт». Несмотря на то, что гоночные «ГАЗели», «Соболи» и «Садко» по конструкции идеально подходят для перемещений по песку, не обошлось без серьезных поломок. Так, на середине пути у капитанской машины полетела коробка передач. Быстро починились - и снова в бой. Но к бархану у Утты, где уже застрял другой наш экипаж, они прибыли без задней передачи. Поднимая тучи пыли, на сломанной машине капитан Вячеслав Субботин смог выдернуть застрявших товарищей. Но те, разогнавшись, буквально спрыгнули с песчаной горы трехметровой высоты! В результате оборвана крестовина одного из карданов, и авто стало моноприводным! На таком по пескам особо не поездишь! Пришлось оставить «сломавшихся» товарищей ждать «технички» и мчаться на разбитой машине сквозь пески к финишу – время поджимало.

Между тем, другой наш экипаж на «Садко» шокировал и коллег-гонщиков, и журналистов. Один из самых знаменитых барханов под названием «Большой брат» они взяли... задом. При этом пилот Болеслав Левицкий и штурман Александр Обухов еще успевали позировать перед фотокамерами! А этот бархан своим коварством известен мне еще по прошлогоднему «Шелковому пути». Можно сказать, организаторы гонки на последнем песчаном участке решили сделать гонщикам и штурманам «прощальный подарок», от которого нельзя было отказаться – контрольные створы находились ровно на вершинах барханов! И здесь каждый гонщик импровизировал, как мог. Но лишь одному «КамАЗу» удалось взять «Большого брата» с разбега «в лоб». Экипаж знаменитого Бориса Гадасина выбрал другой путь – «гонки по вертикали». А еще более знаменитый Владимир Васильев (победитель «Великой степи» в абсолютном зачете) взял бархан только с четвертого раза!

Тут не растерялся и другой экипаж на «Соболе» - ребята стали победителями в классе «рейд-спорт». Поскольку пилот Александр Коструков - «кроссовик», а штурман Евгений Павлов - «трофист», то они поменялись местами. И очень медленно, из последних сил, «Соболь» поднялся на песчаную гору. А для многих на «Большом брате» гонка закончилась. Например, экипаж из Прибалтики оборвал на нем рычаг подвески.

Творческие эксперименты со штатной комплектацией

Конечно, лицезреть гонки очень интересно, но цель журналиста не только хроникерская, но и практическая: всестороннее испытание автомобилей, на которых они перемещаются по пескам. Наш коллега журналист, а по совместительству и гонщик Александр Потапов пустился на эксперименты. На обычном полноприводном «Соболе» штатной комплектации он решил пройти гоночную трассу.

- Я докажу, что «Соболь» способен также брать барханы, как и гоночный аппарат, и не буду отклоняться от гоночной трассы ни на метр, – заявил Саня и сел в водительское кресло.

Надо сказать, что это было даже более зрелищно, чем заезд спортсменов! Особенно когда понимаешь, что перед тобой обычный автомобиль, который можно встретить на улице! Фургон поднимал огромные столбы пыли, ухал «мордой» с отвесных барханов, но шел напролом через пески! Именно у нашей точки он встал боком на середине подъема на бархан и застрял – пришлось поработать лопатой. Но в этой ситуации мы имеем полное право помочь товарищу. В результате буквально скатившись вниз, Саша с разбега взял бархан, который с первого раза не могли покорить гонщики на подготовленных аппаратах!

Калмыкия – Нижний Новгород.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру