Оку уже "пересолили"

Незаконно работающий аварийный соляной причал угрожает региону экологической катастрофой

Обычная поваренная соль может нанести непоправимый вред экологии, если не соблюдаются законодательные нормы ее хранения и транспортировки. Об этом журналистам рассказали дзержинские экологи. 

 Жители забили тревогу

- Незаконное складирование соли в закрытом для эксплуатации по решению суда порту в поселке Дачный (пригород Дзержинска) угрожает экологии Оки, - считает исполнительный директор Общественной экологической приемной Дзержинска Владимир Орехов. – К нам стали поступать обращения жителей поселка, связанные с противозаконной разгрузкой соли на этом причале. По результатам обследования, проведенного экспертами-экологами, выяснилось, что здесь производится активная выгрузка соли, а у нынешнего владельца - компании ООО ТК "Н.Н. Авто" отсутствует договор на утилизацию солевого раствора с лицензированным предприятием. Соль и ее отходы рассыпаны по всей территории порта. При сильных дождях она просачивается в реку. Кроме того, стало известно, что разгрузка соли совершается в интересах производства ПВХ, расположенного в Кстове. Мощности этого предприятия довольно серьезные, соответственно и потоки поваренной соли как сырья предполагаются очень большие. В связи с этим возникает беспокойство у жителей близлежащих поселков, через которые будет происходить транспортировка этой соли большегрузным автотранспортом. Мы обратились в ряд инстанций, включая транспортную прокуратуру, администрацию города Дзержинска, Росприроднадзор, с просьбой разобраться и разъяснить сложившуюся ситуацию, чтобы в результате детально и грамотно проинформировать обеспокоенное население.

Коллегу поддержал председатель общественной экологической приемной Дзержинска, директор ЭАНО "Вьюница" Михаил Бубнов.

- Поселок Дачный находится в промышленной зоне рядом с Окой, - рассказал он. – Многие жители-рыбаки обращаются к властям и к нам с тревогой – пропала рыба в Оке. И причину они видят в том, что этот порт до сих пор продолжает работать, даже после официального запрета по суду.

Недавно прошедшие проливные дожди слили часть соли в реку. И есть все признаки, что по этой причине не стало рыбы у нас в Оке. И это признаки действия тех организаций, которые сегодня занимаются незаконной выгрузкой и перегрузкой соли.

Аварийный причал продолжает работать

Бьют тревогу и эксперты в сфере оценки состояния причальных сооружений.

- Еще в 2012 году нами было произведено полное техническое исследование как надводной, так и подводной части причала и площадки выгрузки соли, - рассказал директор ООО «Нижегородстройдиагностика», кандидат технических наук Александр Красавин. - И результаты, к сожалению, получились самыми негативными. По итогам обследования причал был признан аварийным, потому что износ основных несущих конструкций составил 50 процентов. Тогдашнему собственнику - холдингу «СИБУР-Нефтехим», который принимал и складировал там соль, было предписано – вывести причал из эксплуатации. Формально, по документам, это было выполнено. По итогам обследования мы проинформировали транспортную прокуратуру. А она уже инициировала соответствующие действия в отношении собственников.

Причал давно находится в плачевном состоянии. Трещины через все железобетонное покрытие разгрузочной площадки - сквозные. При выпадении атмосферных осадков соль растворяется, и этот концентрированный раствор, соприкасаясь с конструкциями причала, попадает в итоге в реку и в подземные воды. Разрушение конструкций может произойти в любой момент при разгрузке соли на причал, и владельцы об этом знают.

После обследования к нам обратились владельцы причала: хотели узнать, как привести его в порядок и сколько это будет стоить. Мы такую предпроектную документацию разработали в трех вариантах. Собственники выбрали вариант капитального ремонта ценой в 283 миллиона рублей. По нему необходимо параллельно старой стенке построить новую, с более высокой отметкой. При существующей отметке причал может затапливаться серьезными паводками, которые прогнозируются у нас раз в 20 лет.

Однако нашими рекомендациями дело и закончилось. Если одновременно это все попадет в реку, то превышение ПДК будет такое, что нижележащие водозаборы – богородский, два нижегородских и кстовский, будут хлебать соленую морскую воду. А рассчитаны ли они на очистку такой воды до питьевого состояния, я не знаю.

К сожалению, этот причал не единственный. Он просто худший из всех. Но у нас есть еще нефтеналивные причалы, которые не оборудованы в соответствии с техническими регламентами, но производят перегрузку нефтепродуктов. Например, в Подновье у нас есть такой объект.

Отходы идут на бытовые свалки

В курсе грозящей экологической катастрофы находится транспортная прокуратура. Она тоже предпринимает определенные действия.

- После проведенной проверки мы обратились с иском в дзержинский суд, который летом прошлого года вынес решение о запрете эксплуатации причала,- сообщил нижегородский транспортный прокурор Приволжской транспортной прокуратуры Алексей Ворошилов. – Но с учетом того, что прежний собственник «СИБУР-Нефтехим» в декабре 2013 года продал причал ООО «Транспортная компания Нижний Новгород-авто», требования суда не распространяются на нового владельца. Поэтому нами проводится проверка нового собственника, который продолжает нарушать законодательство. К нему будет подготовлен иск о запрете эксплуатации причала до приведения его в соответствующее состояние и получения декларации соответствия причальной стенки требованиям техрегламента.

В заключение невеселые экологические перспективы, связанные с соляной проблемой, обрисовал председатель РО «Общественный экологический контроль России» по Нижегородской области Павел Тихомиров.

- В нашем разговоре мы затронули работу «РусВинила», - отметил он. – Но есть и другие подобные предприятия – и крупные, и мелкие, которые производят достаточно большое количество промышленных отходов повышенной опасности. Например, по тому же «РусВинилу» отходы достаточно сложные. И соответственно, их надо куда-то транспортировать. Для переработки и утилизации их здесь, на территории Нижегородской области, мощностей нет никаких. Уже сейчас ряд компаний выстроился в очередь за перевозкой подобных отходов. Но, опять же, надо думать, куда эти отходы пойдут. Потому что сейчас они направляются на бытовые свалки, в леса и т.д. Подобные примеры у нас есть. Хочу отметить: ни Росприроднадзор, ни другие соответствующие организации нас пока не информируют по состоянию уже озвученных в прессе дел. С той же солью: может оказаться так, что завтра у нас из кранов потечет вода непонятного содержания.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру