«Деревяшки» обречены?

В Нижнем Новгороде реставрируются только каменные памятники

Можно сколько угодно говорить о недостатках реставрации каменных зданий и сооружений в Нижнем Новгороде, являющихся памятниками: где-то у собственников нет на нее денег, где-то в конечном итоге искажается облик фасада… Но процесс этот идет, и можно назвать целый ряд удачных примеров. 

В Нижнем Новгороде реставрируются только каменные памятники
фото автора

 К сожалению, этого нельзя сказать о деревянных объектах культурного наследия, которых немало в областном центре. Почти все они находятся в депрессивном состоянии, несмотря на богатые резные наличники и интересную архитектуру. Здания эти по большей части пустуют, и такое ощущение, что собственники, вместо того, чтобы вкладываться в ремонт, ждут – не дождутся, когда же они рухнут.

Догнивают за банерами

Наиболее яркий пример такого депрессивного состояния – дом №35 по улице Грузинской. Здание частично подожжено. Оно давно уже пустует, окна выбиты, цокольный этаж заделан современным кирпичом, что еще больше ухудшает восприятие памятника, конструкция заметно просела в середине и вот-вот вообще разрушится. Региональное управление охраны объектов культурного наследия (УГООКН) уже который год пытается заставить собственника начать реставрацию, но платить штрафы для него, видимо, дешевле. Судя по всему, со временем данный шедевр деревянной архитектуры завесят баннерами – так же, как это уже произошло со многими неотреставрированными домами. Владельцы оставляют их догнивать за рекламными плакатами, обещая когда-нибудь отреставрировать и не называя сроков. В частности, это произошло с деревянным домом №8 по улице Варварской, который также пустует.

- Такая же ситуация с домом №8 по улице Ульянова, - говорит заместитель руководителя УГООКН Игорь Петров. - Многие деревянные дома закрыты сегодня баннерами, заколочены… Как говорится, с глаз долой – из сердца вон.

Десятки деревянных памятников в Нижнем Новгороде находятся в таком же состоянии.

- Технологии их восстановления у нас есть, и специалисты найдутся, - говорит председатель Нижегородского отделения Российской ассоциации реставраторов Владимир Молоканов, - более того, нам хотелось бы заниматься деревянным зодчеством, в Нижнем Новгороде много красивых объектов… Но владельцы этих памятников не желают тратиться на реставрацию. У них мысль какая? Вот разрушится дом, и мы что-нибудь новое построим…

Кто их возьмет за десятки миллионов?

На наш вопрос – что «из дерева» у нас было отреставрировано в последние годы – Владимир Молоканов не смог ничего ответить. Игорь Петров, в свою очередь, вспомнил лишь о летней даче купца Бугрова в Володарском районе. По этому объекту был недавно выполнен комплекс ремонтно-восстановительных работ. Но что касается Нижнего Новгорода, встречающего гостей покосившимися домами с резными наличниками, - увы, ни одного примера за последние лет пять.

Если собственниками деревянного памятника – а это как правило всего несколько квартир - являются жильцы, они просто не могут потянуть реставрацию, а ТСЖ или же домоуправляющая компания оперирует исключительно средствами этих жильцов. Если у здания один собственник, то ему, как мы уже отметили, выгоднее платить штраф. Он с удовольствием продал бы дом кому-нибудь, но в Нижнем Новгороде никому не нужны «деревяшки», имеющие статус объекта культурного наследия: снести, чтобы застроить, их нельзя, реставрировать затратно, к тому же у таких сооружений есть ряд ограничений по использованию. Это же касается и муниципальных зданий: их не могут продать, а в местных бюджетах денег на реставрацию нет. Недавно были выставлены на продажу четыре дома-памятника на улице Студеной – их никто так и не купил.

- В западной Европе нашли выход из такой ситуации, - рассказывает строительный эксперт Сергей Щигалев. – Чтобы привлечь потенциального инвестора, там объекты культурного наследия продаются очень дешево, буквально по 1 евро за дом. Но при этом на собственника накладывается ряд жестких обременений по содержанию. А у нас дома на Студеной пытались продать за 22 миллиона – кто их возьмет? Еще ведь надо будет тратиться на реставрацию…

Между тем, в целом ряде домов-памятников деревянная конструкция скрыта за штукатуркой и лепниной – так, что объекты кажутся каменными. В полном смысле слова деревянными их не назовешь – и тут все не так плачевно, есть примеры удачного восстановления. По словам Игоря Петрова, начались ремонтные работы на доме №62 по улице Ильинской – несмотря на его запущенное состояние. Разрабатывается проект реставрации по 64-му дому той же улицы – все это оштукатуренные деревянные дома. Таким же, кстати, был и 126-й дом по Ильинке, который УГООКН отказалось признать объектом культурного наследия, в результате чего застройщик его снес. Деревянную конструкцию, спрятанную за фасадом, имеет и дом Добровольского (ул. Малая Покровская, 4) – это наглядный пример того, что даже под защитой штукатурного слоя дерево может прогнить, а владельцы зданий не всегда успевают отследить негативные процессы. Год назад мы писали о том, как собственник испугался, что лепнина будет падать, и сбил с дома Добровольского каменных львов, представлявших культурную ценность.

Вложения в имидж

Заметно больше в Нижнем Новгороде отреставрированных каменных памятников, в конструкции которых нет дерева: и в областном бюджете на них (увы, почему-то только на них) средства находятся, и собственники видят в этих объектах некие перспективы. Показателен пример с покупкой директором компании «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» Феликсом Верховодовым знаковых нижегородских каменных памятников – особняка Каменских и ночлежки Бугрова. Очевидно, предприниматель приобрел эти объекты не для того, чтобы снести, а чтобы именно отреставрировать.

На бюджетные средства отреставрированы такие объекты, как усадьба Рукавишниковых, дом Сироткина, который также более 10 лет был в аварийном состоянии, Нижегородский острог, Чкаловская лестница. Ведутся работы по восстановлению Арсенала.

Зачатскую башню также можно назвать примером восстановления, если вести речь о кремле. Она, правда, выглядит как новая и отличается этим от остальных сооружений древней крепости. Тем не менее, по конструкции новодел похож на другие башни, а внутри в нем очень удачно сохранены остатки средневекового сооружения. Приятно отметить, что Зачатскую башню решили эксплуатировать именно как музейный объект.

- В кремле у нас два варианта использования: административный и исторический, - отмечает Владимир Молоканов. - Я больше склоняюсь к историческому, культурному использованию крепости. Но наша власть там любит находиться.

Надежда на «котел»

Есть, между тем, примеры неудачной реставрации. Так, в ходе работ по ремонту Строгановской церкви древние узоры оказались частично закрыты новой штукатуркой. По словам архитектора-реставратора Ирины Агафоновой, разработан проект, согласно которому ошибка должна быть исправлена. Вернуть храму первоначальный облик хотели уже в прошлом году…

- Но конкурс, объявленный министерством культуры, выиграла московская компания, которая вызвалась сделать работы по низкой стоимости, и так ничего и не сделала, - сообщает Владимир Молоканов.

Довольно много в Нижнем Новгороде каменных домов-памятников, остро нуждающихся в восстановительных работах. По палатам Олисова – это один из древнейших нижегородских объектов – был сделан несколько лет назад проект реставрации, но на этом все и закончилось. Федеральный памятник ветшает, его своды в аварийном состоянии, на фасаде отваливается штукатурка. Сегодня палаты Олисова принадлежат Нижегородской епархии. По словам Ирины Агафоновой, недавно представители церкви начали искать проект реставрации этого объекта – значит, есть надежда на его восстановление.

Недавно мы писали о доме №4 по улице Варварской – довольно высоком здании, с которого уже который год отваливается лепнина, находящаяся под крышей. Это многоквартирный дом, обслуживаемый домоуправляющей компанией Нижегородского района. По словам представителей ДУКа, денег жильцов не хватает, чтобы отремонтировать здание. Здесь, как и в случае с рядом других проблемных объектов, надежда на «котловой метод». Но, во-первых, жители могут проголосовать за спецсчет – и тогда процесс капремонта затянется. Во-вторых, дом-памятник может оказаться далеко не первым в списке домов, которые будут отремонтированы на «котловые» деньги. Составляя этот список, чиновники обращали внимание прежде всего на техническое состояние домов, а не на их культурную ценность. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру