Сказ о фатьяновском топоре

Был ли геноцид в бронзовом веке в Нижегородском крае?

 Практически в любом, даже в самом маленьком районном музее Нижегородской области, посетителю покажут несколько каменных сверленых и хорошо отшлифованных боевых топоров. Например, совсем недавно в музее поселка Дальнее Константиново мне попались на глаза более 6 штук. Однако, кому принадлежало это грозное оружие, нижегородские работники музеев и экскурсоводы вам вряд ли подробно поведают.

 

Был ли геноцид в бронзовом веке в Нижегородском крае?
фото Андрея Пудеева

 Война или эпидемия?

Эти топоры в начале II тысячелетия до нашей эры изготовили племена раннего бронзового века, относящиеся к фатьяновской археологической культуре - одной из самых ярких, самобытных и загадочных культур боевых топоров и шнуровой керамики в древней истории Восточной Европы. Свое название фатьяновская культура получила по первому могильнику, открытому в 1873 году археологом графом Алексеем Уваровым возле деревни Фатьяново в Ярославской области. С той поры ученые «науки лопаты» открыли немало грунтовых могилиников и тысячи случайных находок – каменных боевых топоров.

Считается, что фатьяновские скотоводческие племена вторглись на территорию верхневолжского бассейна не позднее XVIII века до нашей эры с территории Беларуси и Литвы. А известный археолог Дмитрий Крайнов считал, что некоторые группы, влившиеся в фатьяновскую культуру, некогда обитали в районах Висло-Рейнского междуречья, а также Верхнего и Среднего Поднестровья. В любом случае в течение небольшого промежутка времени эти кочевники распространились на значительной территории лесной зоны и занимали значительную территорию, включавшую в себя современные Ярославскую, Ивановскую, Нижегородскую, Костромскую, Владимирскую, Московскую, Тверскую, Рязанскую, Тульскую, Орловскую, Калужскую и Смоленскую и другие области.

Обыденным занятием этих мобильных кочевников бронзового века было скотоводство. Они разводили овец, коз, свиней, а позднее - коров и лошадей. Уже тогда эти люди умели изготавливать творог и сыр. Об этом свидетельствует их глиняные сосуды с отверстиями у дна.

Особым почетом и уважением в фатьяновских родовых коллективах пользовались воины-пастухи, охранявшие стада от хищников. Первыми помощниками в их нелегком труде были собаки типа современных лаек.

Женщин и ребенка казнили ударами в затылок

Тем не менее, по мнению ряда историков, кочевнический уклад жизни фатьяновцев подразумевал, что продвигаясь со своими стадами по чужим территориям, им невольно приходилось вступать в жестокие военные столкновения с аборигенными племенами рыболовов-охотников - волосовцами. Об этом свидетельствуют многочисленные фатьяновские и волосовские могильники с групповыми захоронениями.

Однако археологи Александр Уткин и Елена Костылева считают, что продвигаясь по территориям Верхнего Поволжья и Волго-Окского междуречья с большими стадами скота, фатьяновцы невольно «заразили» волосовцев некоей тяжелой инфекцией, а последние, в свою очередь, также «подарили» пришельцам неизвестную болезнь. Именно так, по мнению этих уважаемых исследователей в Волго-Окском крае началась страшная эпидемия, выкашивающая и тех и других целыми семьями, и даже поселками. Кстати, упомянутые ученые отбрасывают мысль о том (как они сами пишут), «что на рубеже III-II тысячелетия до нашей эры в лесах Восточной Европы от Рижского залива до Среднего Поволжья шла череда истребительных войн, сопровождавшихся этническими чистками, когда уничтожалось поголовно все население противника, включая младенцев». Однако кто бы какого мнения ни придерживался, подобные военные конфликты в те далекие времена, конечно же, происходили. Известно, что на определенных этапах своей экспансии в Волго-Окское междуречье у фатьяновцев были военные столкновения с волосовскими племенами, оказывающими пришельцам достаточно жесткое сопротивление.

Эти факты прослежены археологически. Так, в могильнике Николо-Перевоз в Московской области найдено несколько скелетов убитых фатьяновцев, в костях которых застряли кремневые наконечники волосовских стрел. Нечто подобное было зафиксировано и в Шагарском могильнике в Рязанской области. Там археологи обнаружили захоронение трех человек - двух женщин и ребенка 10 лет. На их черепах антропологи насчитали от двух до пяти ударов в затылок боевым топором, что является неоспоримым свидетельством о том, что все трое были жестоко убиты. Видимо последние минуты своей жизни эти бедняги провели связанными, затем их повалили лицом вниз и стали наносить удары топорами в затылок. На сей раз убитыми оказались представители волосовского племени. Кстати, в этом же могильнике была обнаружена еще одна братская могила, а в ней 11 скелетов, среди костей которых археологи нашли кремневые наконечники стрел – свидетельство того, что все эти люди были расстреляны из луков. Так что, такой вот был первобытный геноцид!

Новинки вооружения

Особо навороченного оружия, кроме луков со стрелами, дротиков и копий с кремневыми наконечниками, а также каменных рабочих топоров, у представителей волосовских племен не было. Зато фатьяновцы были вооружены до зубов. В их могильниках археологи нашли современные для той эпохи новинки вооружения. Кроме каменных сверленых боевых топоров, в их арсенале имелись округлые булавы, метательные шары для пращ и луки со стрелами. Правда считается, что в условиях военных действий в лесных массивах Волго-Окского края пращи были неэффективным оружием – их применению мешали деревья. Тем не менее, немалым преимуществом являлось то, что фатьяновские воины искусно владели техникой ближнего боя. В моменты стычек с чуждыми им племенами они бесстрашно вступали в рукопашные схватки, нанося врагу смертельные удары костяными и кремневыми кинжалами, а также каменными сверлеными боевыми топорами, напоминающими томагавки североамериканских индейцев.

Кстати в отличие от аборигенных волго-окских племен рыболовов-охотников, изготавливавших свое оружие из камня, фатьяновцы были более продвинутыми технологически: они уже освоили литье бронзы и металлообработку. Поэтому еще более грозным оружием в арсенале фатьяновцев были легкие и смертоносные медные топоры и копья. Известно, что эти орудия убийства были намного эффективнее и владели ими лишь фатьяновские вожди и военачальники.

Археологи хорошо изучили погребальный инвентарь фатьяновских могильников, расположенных на высоких мореных холмах, в том числе топоры и другое оружие, помещенное в могилах вождей, почетных воинов и еще совсем «неоперившихся» воинов-юнцов. Оказалось, что богатые предметы погребального инвентаря и вооружения, положенные соплеменниками в могилы знатных воинов, отличались от скудного набора оружия в погребениях молодых юношей, ступивших на путь войны незадолго до своей кончины. А ведь согласно религиозным верованиям фатьяновцев оружие и личные вещи, принадлежавшие им при жизни, были необходимыми и в «мире потустороннем».

Именно поэтому своим ушедшим «в иной мир» знатным покойникам -- вождям, жрецам, военачальникам (в возрасте от 30 до 60 лет) - в момент похорон фатьяновцы помещали в могилы каменные боевые топоры, положив их перед лицом умерших. Более же молодым воинам (от 17 до 30 лет) они клали топоры за черепом. Ну а в районе пояса и у ног фатьяновцы клали топоры совсем молодым «бойцам», скоропостижно закончившим свой земной путь, или юношам, посвященным в воины накануне своей гибели.

По всей видимости, фатьяновские роды и семьи были патриархальные: женщин часто хоронили отдельно от мужчин, на краю могильников. Правда, иногда их погребали и вместе с мужами, но в таких захоронениях обычно первобытные жены (или рабыни?) были умерщвщлены преднамеренно. Проще говоря, они были принесены в жертву во время их похорон, дабы воссоединиться с воинами в царстве мертвых, следуя солярному погребальному культу подземного солнца, культу предков.

Фатьяновцам-скотоводам, племена, которых входят в так называемые культуры боевых топоров, было просто необходимо завоевывать новые благоприятные территории под новые пастбища для выпаса скота, а поэтому им требовалось более эффективное оружие для вторжения и продвижения по вражеской территории.

У этих профессиональных воинов-пастухов было 16 разнообразных типов боевых топоров-молотов, которые они с течением времени совершенствовали по форме и материалу. Мастера, изготавливавшие топоры из диорита, порфирита, гранита, диабаза, постепенно довели их до совершенства. Известно, что сначала из куска камня путем обивки они придавали заготовке нужный контур, а затем обрабатывали, полируя на полировальных плитах. В конечном итоге полой костью, постоянно подсыпая под нее сырой песок, они высверливали в заготовке сквозное отверстие необходимое для крепления топора с деревянной рукоятью. Видимо, для этой цели древние мастера использовали первобытный "сверлильный станок" - лук с тетивой. Сутки работы, и боевой топор готов.

Всякий раз, изготавливая топоры, мастера бронзового века старались высверлить в них отверстие так, чтобы после соединения с деревянными рукоятями это оружие давало хорошую амортизацию при ударе. Лопастные, ромбические и другие формы каменных боевых фатьяновских топоров были необходимы их хозяевам как более совершенное оружие. А такие топоры могли совершенствоваться фатьяновскими оружейниками только в ходе боевых столкновений с вражескими им племенами, и изготавливались они как с целью защиты, так и с целью простого и надежного убийства врага.

Кстати, пик военной активности фатьяновских племен археологически установлен не только благодаря рассматриванию ученых тех или иных типов каменных или бронзовых топоров, но и благодаря распространению у них кремневых черешковых наконечников стрел, служивших вовсе не для охотничьих, а для боевых целей. Они предназначены для того, чтобы их было сложно извлечь из человеческой плоти: во время такой экзекуции они наносили еще большие травмы.

Во второй половине II тысячелетия до нашей эры военная активность фатьяновцев на Средней Волге постепенно стала спадать. А вскоре они совсем исчезли под напором пришедших на нашу территорию воинственных абашевских и раннедьяковских племен.

От автора: В Нижегородской области известно немалое количество фатьяновских могильников и их остатков, хотя археологически они изучались мало. Это могильники Нагорное и Губцево (в Губцево найден редкий медный топор) в Чкаловском районе, Федоровское местонахождение ???? в Ветлужском районе. А года три назад возле рабочего поселка Красные Баки в песчаном карьере были найдены фатьяновские сосуд и боевой топор из гранита, видимо, происходящие из разрушенного могильника. Кроме того, в нашей области часто случайно находят в лесах и на пашнях боевые каменные топоры.   

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру