Резидент в парке

Что мешает развитию индустриальных и складских площадок в регионе?

11.06.2014 в 10:18, просмотров: 2761

 Как уже не раз отмечалось, Нижний Новгород -действительно удобное место для федеральной логистики, благодаря равно приближенности к крупным узловым городам европейской России, - на этом строится и региональная cтратегия развития, этим козыряют и местные девелоперы.

- Город уже стал бэк-офисом для Москвы, - говорят многие бизнесмены, - здесь нормальная инфраструктура, кадры, дешевле аренда, и вообще что такое - четыре часа на «Сапсане»?

Резидент в парке
фото организаторов

 БЭК-офис и БЭК склад

В последние годы в Нижнем и его окрестностях стали активно открываться складские и промышленные парки. Спрос есть, но и подготовить нужную площадку непросто.

Тему «Индустриальные парки Нижегородской области. Тенденции развития» - заинтересованные лица обсуждали недавно прямо на месте, в логистическом комплексе "Южный". Модератором выступил член Российско-Германской внешнеторговой палаты Олег Тимофеев.

Руководители парков рассказали о возможностях своих площадок. Резиденты, представители иностранных производств доложили, как им живется в «парках», что нужно, чтобы жилось лучше. Присутствовали многие знаковые компании «Треллеборг Автомотив», «Язаки Волга», «Шлеммер Руссланд», «Магна Автомотив Рус», «Сумитомо Электрик Борднетце», «ШОТТ ФП», "ТРОСИФОЛЬ", «Дайдо Металл Рус», «Фройденберг Фильтрс Текнолоджис» и другие.

Насколько нижегородские парки удовлетворяют потребности бизнеса в промышленных и логистических помещениях? Требуются ли поддержка со стороны властей - федерации, региона - и соответствующие региональные законы?

Понятно, что наличие «парковых зон» повышает инвестиционную привлекательность региона. В противном случае инвестор может просто уйти к соседям, где есть недорогие мощности и более комфортные условия.

Инвестору-производственнику, который сегодня заходит в область, нужны не только газ (хотя, по словам бизнесменов, с его подключением и лимитами проблемы у большинства), электроэнергия, но и хорошая подъездная дорога, и ливневка, и очистные.

- Не будет ли здесь луж? – настойчиво выспрашивали потенциальные клиенты у хозяев парка «Южный».

Как слепые котята

Как действует бизнес, которому нужна площадка под склад или производство?

К примеру, компании-кооператору или поставщику какого-нибудь мирового гранда, который пришел в Нижний, нужно вслед за ним срочно найти походящее помещение.

Конечно, иностранцам удобнее взять готовую площадку, поэтому потребность в таких складских и производственных помещениях резко возросла.

Но сегодня, отмечают участники круглого стола, нет даже регионального информационного ресурса, который содержал бы оперативные данные обо всех индустриальных и логистических парках Нижегородской области. Задачка для регионального мининвеста.

В итоге бизнес делает заказ девелоперам, но потом обнаруживается, что все не так, как ожидалось.

- Иностранные клиенты порой случайно выбирают место, - отметил Олег Тимофеев, - а хотелось бы систематизировать базу данных.

Советский запас – евроремонт цехов

- Мы стремимся работать с каждым инвестором, который к нам обращается, чтобы обеспечить его комфорт, - говорит замминистра инвестиционной политики Филипп Звездочетов. - Помогаем в организации профильных кластеров по автокомпонентам, химии. Готовы принимать резидентов в мощные по энергообеспечению промышленные парки «Дзержинск-Восточный», «Ока-Полимер», предлагаем качественные

инвестиционные площадки на территории ГАЗа, в районе п. Доскино.

Конечно, большинство промпарков в регионе делается на основе советских заводов с их энергомощностями, сетями, газовым ресурсом.

Одной из первых в Нижнем на базе станкозавода в 90-х годах осела «Кока-кола». Это было, конечно, знаковое событие.

Огромные территории освобождаются, старые цеха раздеваются до коробки и подвергаются евроремонту. Создать комфорт, обустроить площадки на вкус резидента, - сейчас этим занимается частный бизнес за свои деньги. Логистические парки делают ставку на удобные транспортные развязки, в том числе с железнодорожными путями.

Некоторые совмещают и то и другое. Как, например, ЛК «Южный» в п. Дружный, обосновавшийся на бывших площадях завода НИТЕЛ, где раньше делали телевизоры.

- Несколько лет назад я с трудом нашел площадку с электрическими мощностями, -говорит Владимир Чвиховский из «Шлеммер Руссланд». - Сегодня – колоссальный прогресс по части предложений.

Примечательно, что публично никто из резидентов не жаловался на цену аренды в «парках». Но некоторых отпугивают трудности организации доступа на режимных объектах.

- Площадки размножаются «почкованием», - отмечает Тимофеев. - От завода «Красное Сормово», от ЗМЗ... ГК «Столица Нижний» преобразует в «парк» площадку Горьковского металлургического завода.

- Все зависит от потребности клиента – мы можем сделать и логистический, и производственный корпус, реконструировать старый цех за деньги заказчика, - будет не хуже нового, - заявляет Борис Замский, директор по развитию бизнеса ГК «Столица Нижний»/Индустриальная площадка Горьковский метзавод». – Например, построили площади для компании ВКТ. Берем сервисные функции по обслуживанию.

Сегодня уже и на территории режимного авиазавода «Сокол» формируется отдельный инвестиционный кластер для производств ОАК.

Лучше с нуля

Но отдельные бизнесмены уверены: сегодня технологии ушли так далеко вперед, что использовать советские заводы просто нельзя.

- Рынок складской недвижимости стремительно развивается, и мы довольны, что наш комплекс класса «А» признан лучшим среди введенных в эксплуатацию в 2012 году, - говорит директор «Волжского индустриального парка» Георгий Ачкасов. - Он рассчитан на дистрибьюторов и производителей различных товаров, у нас развитая инфраструктура, готовые коммуникации и большие мощности электроэнергии. Мы построили еще и холодные склады. Первая очередь парка почти заполнена, пришли ритейлер X5 Retail Group, компания «Валео», производитель комплектующих для автомобильной промышленности, фармкомпании. Здесь нормально соседствует и индустриальное направление, и складское. Мы можем переделать под производство складские терминалы.

И разливаем, и собираем

- Зачастую присутствует симбиоз – индустриальный парк и складской комплекс на одной площадке. Можно ли вообще совмещать склад пищевых продуктов и производственные корпуса? - задается вопросом Тимофеев. - Или это временное явление?

- Мы хотим рассматривать нашу площадку (территория бывшего химпредприятия) как производственную для химпроизводства или автокомпонентов, - уверен Сергей Рябов, директор по развитию «Ока-ПОЛИМЕР» (Дзержинск). - У нас мощная инфраструктура, сети. Мы можем быстро разместить новое производство. Конечно, без индустриальных арендаторов мы будем испытывать трудности.

На производственных резидентов собираются делать упор и в поселке Гидроторф, где запланирован многопрофильный комплекс, уже введено в эксплуатацию административное здание.

- Наше преимущество – очень мощная энерговооруженность, - говорит Дмитрий Волков, директор «Балахнинская ТЭЦ-1» (структура «Реал-Инвеста», который занимается газами).

- Нам выгодно для производства углекислоты (сырьем станут дымогарные газы, выделяемые Балахнинской ТЭЦ-1) запитать электричеством как можно больше площадей. Конечно, Гидроторф несколько в стороне от большой дороги, но зато рядом река и хорошие производственные соседи.

- Есть продукт и заказчик, которые диктуют условия. Поэтому мне трудно представить вместе на одной территории лакокрасочный комплекс и цех по производству продуктов питания, - говорит Илья Смолин, гендиректор «Магна технопласт», производитель автокомпонентов. - Для наших потребителей, например, важна транспортная доступность в радиусе 10 км. Мы арендуем площади в Автозаводском районе, планируем развиваться. Ждем эстакаду в Доскино, там порой скапливается приличная пробка.

- Интересная ситуация складывается с кадрами на территории Заволжье – Городец, - заметил модератор круглого стола. - Иногда работники переходят из одного города в другой, где зарплата выше.

В Заволжье на ЗМЗ, который раньше был заточен под ГАЗ, освобождается масса площадей.

- Сейчас уже зашли 8 резидентов, - говорит Игорь Морозов, руководитель департамента развития промплощадки ОАО «Заволжский моторный завод.

Политика, сэр

У некоторых региональных представителей импортных компаний, которые пока только торгуют автокомплектами в Нижнем и базируются на складских зонах, возникает необходимость переехать в производственные корпуса.

- Мы пока имеем в Нижнем только офис, производство - в Белоруссии и Румынии, - говорит на понятном русском Вальдемар Коландер «СЭ Борднетце» (дочернее предприятие немецкой компании "Сумитомо электрик Борднетце ГмбХ" занимается производством электропроводки для систем автомобилей). - Тяжко сказать, где и что лучше строить или арендовать. Мне кажется, иностранные инвесторы прежде всего озабочены развитием политической ситуации, тем, какое решение примут офисы головных компаний.

Как рассказали сотрудники ЛК «Южный» здесь тоже ощутили холодное дыхание политики – один американский арендатор покидает склад.

Однако директор компании «Ресурсы Бизнеса» Николай Макаров (развивает парк «Южный») говорит, что сегодня складские комплексы здесь заполнены почти под завязку. Реконструируется еще ряд корпусов, огромные цеха можно использовать и под производство. Поэтому владельцы рассчитывают увеличить мощности с запуском Южного обхода и железнодорожной ветки с выходом на станцию Кудьма.

Мостовой тормоз

Бор когда–то гремел как самый «заповедный заповедник» для инвесторов. Туда пришли, кажется, все иностранцы, начиная с испанской «Галина Бланка». Бизнесу хотелось организовывать там индустриальные парки, однако возникли частные проблемы.

- Развитие стало сдерживаться Борским мостом, - говорит опытный организатор производства гендиректор «Шотт ФП» (Заволжье) Сергей Мохонько.

- Теперь все с нетерпением ждут окончания строительства второй волжской переправы, -согласен гендиректор «Тросифоль» (Бор) Николай Бурдуковских.

«Соколу» не хватает «соколят»

- На территории авиазавода «Сокол» освобождаются производственные площади в перспективе до 150 тыс. кв. м. Там тоже будет создан индустриальный парк с использованием инфраструктуры авиазавода, но со своей управляющей компанией, - рассказал корреспонденту «МК в НН» директор программ реструктуризации производственных активов авиазавода Виктор Медведев. - Там планируется создать центры компетенции и специализации для нужд корпорации - ОАК. Но будем привлекать и внешних резидентов, чтобы закрыть дефицит мощностей по мехобработке деталей, литейному направлению, производству нормалей, элементов конструкции самолета. Дефицит существует во всех направлениях авиастроения - военном, транспортном, гражданском, спецавиации.

Напомним, соглашение о создании технологического парка на предприятии было подписано в сентябре 2012 года на международном бизнес-саммите в Нижнем.