Ставки сделаны на «Комету»

После длительного перерыва начато строительство пассажирского судна на подводных крыльях

Долгие годы легендарное ЦКБ Алексеева не занималось рабочими проектами пассажирских судов на подводных крыльях (СПК), ограничиваясь разработкой концепций, а также созданием судов с воздушной каверной и сравнительно небольших катеров. И вот, наконец, лед сломан: спроектирован и уже строится крылатый теплоход «Комета 120М», на котором в следующем году планируется совершить кругосветное путешествие. На очереди – создание ряда других пассажирских СПК. 

После длительного перерыва начато строительство пассажирского судна на подводных крыльях

Мимо олимпиады

«Комета» - последний теплоход, спроектированный лично Ростиславом Алексеевым. Ряд экспертов считает его наиболее удачным судном на подводных крыльях, хотя у «Кометы» были свои недостатки – например, комфорт части пассажиров, сидевших возле двигателей, был омрачен шумом и вибрацией.

Это морской корабль с превосходной мореходностью (то есть устойчивостью к волнам) и со скоростью 60 км/ч, рассчитанный на 120 пассажиров. В 1970-х годах «Кометы» поставлялись в Грузию (где, говорят, две из них до сих пор эксплуатируются), Крым и в зарубежные страны. Было построено около 170 судов. Пассажиры, получившие возможность с комфортом и быстро перемещаться вдоль морского побережья, полюбили эти СПК. В ЦКБ Алексеева из разных точек земного шара начали поступать заказы на новую «Комету» - тем более что ресурс сделанных ранее теплоходов заканчивался.

В 1980 году выпуск «Комет» был приостановлен, в том же году умер Алексеев. Поскольку был большой спрос на морские скоростные теплоходы, в 1981 году была спроектирована «Колхида». Ее конструктор Вадим Максимов рассказывал нам, что в портах ждали судно лучше «Кометы», но, получив «Колхиду», многие были слегка разочарованы. По признанию самого Максимова, новое судно получилось, мягко говоря, не лучше: не был решен вопрос с вибрацией, которой были подвержены пассажиры, корпус же сделали менее обтекаемым. Однако морской теплоход «Циклон», спроектированный позже, оказался весьма удачным.

В начале 1990-х для ЦКБ наступили сложные времена, и создание судов на подводных крыльях – как морских, так и речных - на долгие годы было свернуто. Только в 2000-х годах появилась идея создать новую, модернизированную «Комету», получившую название «Комета 120М». В ЦКБ предлагали сделать это судно «под олимпиаду», поскольку в Сочи существовала проблема морских пассажирских перевозок. Это предложение активно поддержало правительство Нижегородской области… Но, увы, в 2010 году организация, занимавшаяся созданием олимпийской инфраструктуры, не поддержала отечественную разработку скоростного теплохода, заказав катамараны в Голландии. Объясняли это тем, что у катамаранов лучше мореходность, хотя в действительности суда на подводных крыльях более устойчивы при волнении на море.

Пассажиров убрали подальше от вибрации

Лишившись крупного потенциального заказчика, конструкторы, меж тем, не пали духом. В 2011 году ЦКБ Алексеева выиграло конкурс и по его результатам было включено в Федеральную целевую программу развития транспорта. По ней должно быть построено и испытано четыре пассажирских СПК нового поколения (морские «Комета 120М» и «Циклон 250М», речные «Альбатрос 120Р» и «Валдай 45Р») и два грузопассажирских судна с воздушной каверной на днище (суть данного принципа движения заключается в нагнетании под днище воздуха, в результате чего большая часть корабля не соприкасается с водой, и скорость увеличивается).

Вначале было принято решение делать «Валдай 45Р» - легкое речное СПК на 45 пассажиров. В 2012 году представители ЦКБ Алексеева заявляли, что «Валдай 45Р» уже спроектирован и что его строительство начнется в 2013 году. Однако впоследствии планы поменялись, и реанимацию скоростного судостроения было решено начать с создания СПК «Комета 120М». В ЦКБ Алексеева был выполнен проект нового теплохода, и в 2013 году началось его строительство на заводе «Вымпел» в Рыбинске.

Конструкторы попытались повысить комфорт пассажиров и экипажа за счет:

*Автоматической системы, позволяющей снизить качку и перегрузку;

*Системы кондиционирования воздуха;

*Размещения пассажиров в носовом и среднем салонах – таким образом, люди не подвержены шуму и вибрации, которые в основном создаются на корме;

*Двойного остекления в помещениях бара и ходовой рубки;

*Применения современного вибропоглащающего материала.

Дизайн судна сильно изменен, он стал более современным. Даже цвет конструкторы поменяли: Алексеевские теплоходы были белоснежными, «Комета 120М» будет ярко-желтого цвета. Собственно говоря, в Рыбинске сегодня строится не «Комета», а принципиально иное судно. Однако по некоторым параметрам (скорость, автономность плавания, число пассажиров и членов экипажа) оно совпадает с теплоходом-предшественником.

- Сегодня строительство «Кометы 120М» продолжается, и мы рассчитываем, что в следующем году спустим на воду первое судно, - сообщил главный инженер ЦКБ Алексеева Михаил Гаранов.

По словам Гаранова, есть планы по кругосветному путешествию на новом СПК. «Кругосветка» покажет, на что «Комета 120М» способна, и поднимет престиж скоростного флота, создаваемого в Нижнем Новгороде.

Замахнулись на скоростной рекорд

Превзойти новую «Комету 120М» по скорости и пассажировместимости должен «Циклон 250М» - это еще одно морское судно, спроектированное ЦКБ Алексеева на основе прежнего теплохода.

Прежний газотурбинный теплоход «Циклон», проект которого был готов в 1986 году, был построен в ответ на американское СПК «Джейтфойл». Он развивал скорость 77 км/ч, тогда как предыдущие морские СПК ходили, как правило, максимум со скоростью 65 км/ч. Кроме того, данный теплоход превосходил предшественников по объему: в нем умещалось 250 пассажиров, это тоже был своеобразный рекорд. По словам Михаила Гаранова, этот теплоход 12 лет эксплуатировался на линии Таллин-Хельсинки и 10 лет в Греции, где был признан лучшим пассажирским судном страны.

Сегодня у ЦКБ есть проект СПК нового поколения «Циклон 250М»: пассажиров будет столько же, сколько и ранее, а вот скорость увеличится до 101 км/ч – за счет газотурбинных двигателей.

- В настоящее время не существует пассажирских судов, обладающих такой скоростью, - отмечает Михаил Гаранов. - При волнении до 3 метров это судно сможет двигаться со скоростью 65 км/ч. Конструкторы смогли придать «Циклону 250М» столь высокую мореходность, применив решения, отработанные на военном СПК «Антарес», спроектированном в конце 1980-х годов для пограничных войск.

 

Мель нипочем и пристани не нужно

Еще один новый проект ЦКБ Алексеева – речное судно «Альбатрос 120Р», которое продолжает тенденции, заложенные в СПК «Буревестник». У «Альбатроса 120Р» также будет высокая скорость – 100 км/ч. Кстати, «Буревестник» в свое время уже доводили до «сотни», поэтому современные конструкторы уверены, что смогут создать такое судно. А вот пассажирских мест у «Альбатроса 120Р» будет меньше, чем у предшественника: 120 вместо 150-ти. По словам Михаила Гаранова, это связано с изменениями в речных регламентах.

Все перечисленные нами суда будут создаваться для отдаленных регионов, а вот «Валдай 45Р», вполне возможно, будет курсировать по нижегородскому участку Волги. Отличительная особенность этого теплохода – малая осадка: он будет погружаться в воду всего на метр, легко преодолевая участки, на которых обычное пассажирское судно застрянет. При этом «Валдай 45Р» сможет подходить к необорудованному берегу и высаживать пассажиров.

 

Создание судов на подводных крыльях, которые любили называть «кораблями будущего», был заморожено в течение 20 лет. В этот период велось строительство более тихоходных судов, и казалось, что скоростной пассажирский флот, от которого осталось всего 5-6 исчерпавших ресурс теплоходов, никогда не возродится. Однако проекты ОАО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» все же попали в государственную программу – стало быть, регионы действительно нуждаются в таких кораблях, и работа великого конструктора была не напрасной. 

Сравнительные характеристики «Кометы» и «Кометы 120М»

 

Комета

Комета 120М

Период производства

1961 – 1992 г

2013 - ?

Завод-изготовитель

Судостроительный завод «Море» (Крым) и Потийская судоверфь (Поти, Грузия)

Судостроительный завод «Вымпел» (г. Рыбинск)

Водоизмещение

59 тонн

70 тонн

Осадка на плаву

3,6 м

3,5 м

Скорость

60 км/ч

65 км/ч

Дальность хода

230 миль

200 миль

Экипаж

4 чел.

5 чел.

Количество пассажиров

120 человек

120 человек