Cледы проживания первобытных людей найдены в рабочем поселке Борского района

Тысячелетия вокруг Рустая

На территории рабочего поселка Рустай в Борском районе, недалеко от природоохранной границы биосферного заповедника «Керженский», были найдены орудия и отщепы эпохи каменного века. Много тысячелетий назад их изготовили из кремня древние люди, облюбовавшие приречные дюны реки Керженец.

Тысячелетия вокруг Рустая
Лесной Керженец. Люди каменного века. Реконструкция борского краеведа В.А.Пинегина

Путь к новым открытиям

Разведочный полевой сезон археологи традиционно открывают в конце апреля-мае. Именно в это время в полях и в лесах подсыхает грязь, припекает солнце. Между тем открытие, которое сделали мы с коллегой, произошло 30 марта.

Первые древние артефакты были обнаружены на краю поселка, в противопожарном рву, уже через час после приезда в Рустай. Вместе с несколькими кремневыми отщепами - отходами кремневого производства каменных орудий - заметили лежащую на поверхности песка маленькую пластиночку из белого кремня (на языке археологов - микролит) с острыми краями на противоположных сторонах. Но это еще не все! Скоро на другом краю Рустая, за так называемой сплавной частью поселка, взору открылись высокие песчаные дюны со стоящими на их вершинах соснами. Любой археолог, изучающий эпохи каменного и бронзового веков, хорошо знает, что песчаные дюны с соснами-великанами - это самые настоящие маяки, именно они указывают исследователям путь к открытиям. Зачастую сосны отмечают берега, мысы, отмели, и именно на подобных песчаных дюнах селились и вели свое хозяйство древние люди, начиная еще с эпохи среднекаменного века - мезолита.

- Ну что, пойдем к Керженцу, - потянула меня за рукав спутница.

Однако какое-то внутреннее чутье подсказывало, что нужно продвигаться совсем в ином направлении - туда, где желтым ковром раскинулись эти самые песчаные возвышенности. И чутье не подвело.

Рустайские дюны с растущими на них соснами-маяками. Фото автора

Многие из рустайских дюн очень сильно разрушены в результате хозяйственной деятельности человека. Чего только не было на их вершинах в XX веке! Когда-то тут пролегала узкоколейная железная дорога, по которой транспортировали торф и перевозили рабочих к торфяникам. Здесь же и по сей день можно найти белые высохшие кости скотины – останки некогда стоявшей фермы. К разрушению дюн приложили руку и местные жители: по свидетельству селянок, они берут отсюда песок для хозяйственных нужд. А для рустайских ребятишек эта благодатная местность словно большая песочница: здесь они лепят аккуратные куличики и старательно рисуют на песке палочкой своих пап и мам. Ну а чуть дальше, словно огромная рваная рана, зияет распаханная гусеницами бульдозеров большая свалка (еще не так давно сюда свозили отходы со всей округи).

Вместе с тем, большая часть песчаных дюн, полумесяцем опоясывающая древнюю пойму Керженца, оказалась хорошо задернована и практически не тронута ни людьми, ни временем. Тогда-то было решено осмотреть разрушенные дюны с целью сбора подъемного материала, то есть попытаться найти остатки разрушенного культурного слоя или какие-нибудь древние артефакты, лежащие на поверхности песка. Сначала я нашел валявшийся на песке кремневый отщеп, обработанный древним человеком, а метрах в десяти от него - кремневую пластину, острую с противоположных сторон (будто это лезвие бритвы).

Пройдя еще метров пятьдесят и остановившись возле одиноко стоящей высокой сосны, корни которой полностью обнажились в результате ветровой эрозии, я заметил на песке то, во что даже поначалу не поверил. Внимательно приглядевшись, увидел торчащие две маленькие пластиночки: одну - изготовленную древним человеком из кремня, другую - из кремнистого известняка.

Зачем были нужны древним людям такие кремневые микропластины (археологи называют их вкладышами в составные орудия)? Дело в том, что в эпоху мезолита охотники и рыболовы изготавливали свои гарпуны, наконечники копий, стрел, дротики, кинжалы из костей и рогов животных - лося, оленя, медведя. С одной или с обеих сторон костяных лезвий таких орудий древние мастера вырезали узкие пазы, в которые с помощью специального клея (в его состав входили хвойная смола, пчелиный воск и угольная пыль) закрепляли множество таких микропластин. В итоге эти орудия становились для мезолитического охотника еще более острыми, надежными и опасными.

В гармонии с природой

Тогда у подножия рустайских дюн и на их вершинах были найдены несколько выходов разрушающегося древнего культурного слоя, а в одном месте, похоже, мы нашли даже остатки древнего разрушенного очага. Судя по найденным на этих древних стоянках каменным артефактам и полному отсутствию на них лепной неолитической керамики, были обнаружены стоянки эпохи мезолита. Скорее всего, эти стоянки принадлежали древнему лесному населению бутовской археологической культуры, а это VIII-VI тыс. до н.э.

Древние кремневые орудия, найденные в поселке Рустай. Фото автора

Из этого следует, что не менее восьми тысячелетий назад на рустайских дюнах стояли примитивные жилища, и прямо у самого их подножия древнее племя рыбачило на мелководье в пойме Керженца. В этом месте, прямо за так называемой сплавной частью Рустая, тысячелетия назад каждый год во время весеннего нереста наступало самое настоящее рыбное изобилие. Здесь после долгой холодной зимы, когда некоторые члены рода погибали от голода и болезней, первобытные промысловики пополняли впрок свои рыбные запасы. Мужчины, женщины и подростки ловили рыбу сетями и неводами, изготовленными из скрученной тонким шнуром коры ивы и крапивы, из листьев и корней осоки. Также они рыбачили сделанными из сосновых лучин и ивовых прутьев вершами, били крупную рыбу (щуку, сома, налима, леща, судака) костяными острогами, гарпунами и стрелами из лука.

Кроме того, все здоровые мужчины и юноши племени охотились на лося, оленя, медведя, кабана, бобра, куницу и других животных и птиц.

В ходе будущих исследований на этих стоянках археологами могут быть найдены следы первобытной трапезы - кости рыб и животных. Хотя рыболовный и охотничий промыслы были распространены в каменном веке в среде первобытных рустайцев в большей степени, в дополнение к мясу и рыбе им требовались и другие продукты питания. Поэтому также, как и у нынешних рустайцев, у древних первопоселенцев Рустая важную роль играло собирательство. В богатых лесных керженских угодьях женщины и дети собирали грибы, ягоды, мед диких пчел, лесные орехи, съедобные и лекарственные травы и коренья. А на речных мелях первобытные гурманы занимались сбором речных моллюсков-беззубок.

Наши далекие предки были намного «экологичнее» нас. По крайней мере, о разбрасывании по лесу какого-либо мусора у них не могло быть и речи. К тому же нынешний человек охотится на дичь и ловит рыбу зачастую ради увлечения. Древним же людям эти промыслы были необходимы, чтобы не умереть с голоду. Например, у всех представителей древних племен существовали запреты на убийство тотемных животных и птиц, запрет на посещение членами родов лесных угодий, принадлежащих соседним племенам, и проч. И эти табу люди выполняли безукоризненно. Почему? Да потому, что, живя в гармонии с природой, древние ценили свои природные богатства и брали от них ровно столько, сколько им было нужно для полноценной жизни.

Каменная летопись

С точки зрения археологических исследований многокилометровый участок поймы Керженца до сих пор остается белым пятном: там либо проводились незначительные исследования, либо таковых не было вообще. А все потому, что и левый берег реки Керженец (в 1993 году там создан и располагается природный заповедник «Керженский»), и правый, незаповедный, заболочены. Трудность заключается еще и в том, что берега и окрестности лесной реки покрыты густым лесом и разнообразной порослью. Это делает тамошнюю территорию почти непроходимой. Но это сейчас. А в каменном веке, как показало наше открытие, территория Керженца была заселена людьми достаточно хорошо.

Какие еще интересные загадки хранит в себе керженский песок, нам неведомо. Жили ли древние люди на рустайских дюнах постоянно или приходили сюда каждую весну во время нереста, пополняя впрок свои рыбные запасы во время разлива Керженца в его пойме на мелководье? Без проведения комплексных археологических работ ответить на этот вопрос невозможно. Однако бесспорно, найденные артефакты являются немыми свидетелями того, что много тысячелетий назад берега и долина реки Керженец, а также его ближайшие притоки, в том числе нынешняя территория поселка Рустай, была заселена древнейшими племенами каменного века.

Значимое историческое наследие, пополнившее удивительную каменную летопись Нижегородского края, обретено нами случайно и не должно исчезнуть бесследно. Не исключено, что уже в скором времени специалисты Керженского заповедника станут знакомить экотуристов с древними рустайскими стоянками, включив в один из экологических маршрутов археологическую экспозицию и интереснейший рассказ об их древних первопоселенцах.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру