Парковка на дне

В Почаинском овраге планируют организовать 800-местную стоянку авто

Очередной зеленый островок в Нижнем Новгороде планируют убрать, обустроив местечко железобетонными конструкциями. На этот раз речь идет об участке Почаинского оврага между улицей Добролюбова и Зеленским съездом. У городских властей есть намерение сделать здесь большую парковку…

В Почаинском овраге планируют организовать 800-местную стоянку авто

Правда, проекта еще нет, инвестор не найден, а на бюджетные средства эта идея вряд ли может быть реализована. Тем не менее, на прошлой неделе были проведены публичные слушания по данному участку: зону озелененных территорий предлагается сменить на зону многофункциональной общественной застройки. Большинство пришедших на слушания высказались против, но это, как показывает практика, не значит, что решение, в конце концов, не будет принято.

Предпроектные заботы

Всего на слушания пришло человек 40. Остальные то ли дождя испугались, то ли отчаялись ходить на подобные мероприятия: мнение общественности могут потом просто не учесть… Эколог Асхат Каюмов так и сказал:

- Я долго думал, идти или не идти. Потому что я прекрасно понимаю, что решение потом примут независимо от того, что будет в протоколе. Ведь на слушаниях по парку Кулибина все высказались против. И все в курсе, что сказала в результате городская дума, то есть те самые депутаты, которых мы избирали и которые должны отражать наше мнение…

Тем не менее, хоть и в малом количестве, но общественность собралась. Первым выступил архитектор Александр Дехтяр. Однако выступил он в странной роли: Александр Борисович не является автором проекта (потому что проекта никакого нет). Он всего лишь нарисовал по просьбе городской администрации (причем бескорыстно) свое видение возможного паркинга в Почаинском овраге. Это сооружение, имеющее несколько уровней, спускается вниз вдоль склонов, а две «шайбы», которые возвышаются над местностью - заезд и выезд. Всего здесь должны уместиться около 800 авто. Оставив здесь машину (причем вряд ли бесплатно), ее владелец будет подниматься наверх на лифте.

Сразу было оговорено: реальный проект (в случае успешной смены зоны) может сильно отличаться от эскиза. Некоторых собравшихся это удручило.

- Вы нам сейчас предлагаете пустоту, - заявил житель дома №22 по улице Добролюбова Олег Моштин. – Нас ведь интересуют конкретные вопросы: какая загазованность от этой парковки? Будет ли эта концепция реализована так, как у вас нарисовано? Кто будет это финансировать? Сколько деревьев вырубят? Вы нам скажите, для чего вообще менять зону? Если вы приглашаете жителей, дайте им реальный предмет обсуждения, они выскажут свои опасения, вы внесете коррективы…

В ответ на это Александр Дехтяр сообщил, что изменить последовательность событий не получится: сначала надо сменить зону, а потом уже звать инвесторов, ибо ни один застройщик не будет ничего планировать, если участок нельзя освоить. От себя добавим, что есть масса обратных примеров…

Асхат Каюмов, между тем, вообще выразил большие сомнения, что после смены зонирования в Почаинском овраге появится паркинг, а не, скажем, торговый центр. Может быть, инвесторы просто-напросто не сочтут идею с парковками интересной, а поскольку участок будет готов к освоению, вряд ли он будет простаивать.

Для пацанов из Сормова

Естественно, Александр Дехтяр объяснил, зачем вообще делать парковку в центре города. Во-первых, чтобы разгрузить узкие улочки от поставленных на стоянку машин. Тем более что машин в городе становится все больше, многим водителям надо остановиться в центре, но не у всех получается припарковаться.

- Всем известно, что центральная часть города перегружена автомобилями, объектами, привлекающими автомобильное движение, и практически не имеет ресурса для парковки, - напомнил Александр Дехтяр. – Поэтому предусматривается ряд таких площадок.

Во-вторых, чтобы некоторые улицы (в частности, ту же Большую Покровку) освободить от транспортной нагрузки вообще. В-третьих, под это дело можно сделать мостик, возвышающийся над Зеленским съездом – необходимость в нем назрела давно.

- Неважно, под землей этот переход будет или над землей, но он должен быть, - утверждает архитектор.

Собственно, никто из жителей не против мостика. Но с тем, что эта парковка разгрузит улицы в центре города, мало кто согласился. Многие, напротив, считают, что сравнительно большая стоянка – пусть даже платная – привлечет сюда еще больше машин. Идея убрать авто из исторического центра остается красивой мечтой: достаточно активное строительство офисных зданий и ТРЦ, а также обустройство больших стоянок не способствуют ее реализации.

- А что плохого в том, что пацаны из Сормова будут беспрепятственно приезжать в кремль, гулять в центре города, посещать музеи и выставки? – задал залу вопрос Александр Дехтяр.

- А мы хотим в Сормово ездить, - ответила ему женщина из зала. – Там тоже должно быть, где погулять и чем полюбоваться!

Пара собравшихся вообще высказала довольно крамольную мысль – дескать, ни в Почаинской слободе, ни на Ильинке, ни в районе Покровки обильных транспортных потоков вообще нет, и непонятно, для чего вообще тут парковку делать. Однако архитектор напомнил, что днем эти улицы заставлены автомобилями, а институт генплана Москвы недавно посчитал, что машинный трафик в центре Нижнего Новгорода будет только увеличиваться – посему парковка нужна. Естественно, не столько для «местных», сколько для тех, кто приезжает сюда отдыхать, учиться и работать (или просто по рабочим делам). Концепция Дехтяра предусматривает, что от стоянки на Почаинском овраге люди смогут выйти в Започаинье, на Большую Покровскую и, конечно, на Почаинский бульвар.

- Кроме того, есть идея сделать туристический маршрут, который связал бы этот бульвар и набережную, - отметил Дехтяр.

Чем дышать в штиль?

Собравшиеся, между тем, продолжили терзать архитектора замечаниями. Анна Степанова – гидролог по образованию и секретарь местного отделения одной из партий – поинтересовалась, исследованы ли грунты на предмет насыщенности водами. Оказалось, что нет, поскольку нет еще инвестора. А ведь именно здесь весной прошлого года случился оползень, и некоторые жители выразили опасение – не сползут ли вместе с новой стройкой их дома, стоящие рядом с оврагом…

Кандидат исторических наук Анна Давыдова, в свою очередь, сообщила, что этот участок входит в охранную зону Нижегородского кремля, а в ней запрещено строительство парковок. Зона эта, правда, еще не утверждена окончательно…

- Но этот режим действует, - уверяет Анна Давыдова. – Это было доказано не раз, есть судебные решения, в которых говорится, что автопарковки на этой территории запрещены. По Нижегородскому откосу было судебное заседание, где застройщик хотел сделать парковку.

Александр Дехтяр ответил на это, что менять зонирование «кремлевские» режимы не запрещают, а уж можно или нет проектировать и строить парковку – здесь веское слово должно сказать управление по охране объектов культурного наследия.

Анна Давыдова напомнила также, что на сегодняшний день разработан (но не утвержден) историко-культурный план Нижнего Новгорода. Согласно этому документу, овраг относится к категории охраняемого ландшафта и входит в достопримечательное место «Започаинье».

- А какое количество деревьев будет вырублено? – задала вопрос представитель организации «Зеленый мир» Ирина Фуфаева.

- Я не могу ответить… - признался архитектор. - Но при таком строительстве все зеленые насаждения, которые в этих границах есть, с ними надо будет что-то сделать… Что касается краев оврага, то там планируется зеленая зона, но вряд ли можно будет посадить деревья.

Асхат Каюмов сообщил, в свою очередь, что если идея будет реализована, вместе с зелеными насаждениями на склонах оврага погибнет несколько соловьев. Но главное – если все-таки здесь устроят паркинг - местные жители в безветренную погоду будут травиться выхлопными газами.

Тут некоторые собравшиеся стали искать другие варианты. Например, на улицах Заломова, Сергиевской, Гоголя, Ильинской довольно много гаражей. Не лучше ли их снести и «разбросать» эту большую парковку по данным участкам? По словам начальника отдела строительства администрации Нижегородского района Ларисы Калугиной, все это придомовые территории. Вряд ли жильцы захотят отдать их не под детские площадки, а под парковки для чужаков.

При этом многие участники публичных слушаний посетовали на то, что улочки в центре города заставлены автомобилями.

- Ходить уже невозможно из-за этих парковок, - с горечью сообщила местная жительница Татьяна Глухова. Стало быть, проблему эту надо как-то решать…

Но, как посчитали собравшиеся, решать не так, как предлагает городская администрация. В идеале надо ограничить въезд авто в центр города и увеличить количество автобусов с трамваями.

Кстати, сам Александр Дехтяр признался, что «в хорошем городе» соотношение общественного и частного транспорта должно быть 70 и 30, у нас же наоборот – 30 и 70.

В общем, большинство участников отнеслось к идее такого освоения оврага негативно. В ходе «самостийного» голосования (регламент слушаний его не предусматривает) все подняли руки против смены зонирования, «за» не поднял никто.

Теперь данный вопрос должен быть поставлен перед депутатами гордумы.

Между тем

Помимо Почаинского оврага, под парковку в центре города предполагается отдать еще несколько мест. Например, проект планировки Нижнего посада (район улицы Рождественской) включает в себя стоянку авто.