В Нижнем Новгороде обсуждали, как спасти молодое поколение от экстремизма

Буржуа против Брейвика?

Как мы уже сообщали, в Нижнем Новгороде прошла конференция по профилактике терроризма. Собравшиеся чиновники, ученые, силовики и общественники были крайне озабочены тем, что образ боевика-Робин Гуда становится все более популярный среди молодежи. Совместно они обсуждали, как же “вправить мозги“ подрастающему поколению? Оказалось, что набор средств не так уж и велик...

Буржуа против Брейвика?
Фото автора.

Робин Гуд в поясе шахида

Представитель аппарата Национального антитеррористического комитета Николай Синцов считает, что угроза терроризма в относительно спокойном ПФО более чем реальна.

- Угрозу безопасности нашей страны представляет деятельность «Имарата Кавказа», связанного с международной террористической структурой «Аль Кайда». Они хотят расшатать ситуацию в РФ и создать государство с шариатской формой правления, - говорит Синцов. - Фиксируется активная работа «Имарата Кавказа» в Поволжье, на Урале и на Дальнем Востоке. Например, в ПФО раскрыта деятельность международной террористической организаций «Хизбут-Тахрир»... Развернута пропагандистская деятельность по распространению террористической идеологии, в первую очередь, в молодежной среде. Они активно используют Интернет, и его уже можно называть энциклопедией терроризма. Преследуется цель не только распространять свои взгляды и освещать свои преступления, но и убедить журналистов признать законность и справедливость их деяний.

Вспоминаются слова из интервью террориста Шамиля Басаева, которое он дал накануне миллениума: «Мир входит в новое тысячелетие, все меняется – век прогресса! Сегодня один бандит может сесть к компьютеру и наворочать столько, сколько не сделает целая армия».

Есть три основных тезиса исламских экстремистов: РФ – враг ислама, большинство ее населения негативно относятся к исламу, государство подавляет ислам, поэтому целью джихада является создание на территории России «справедливого» общества на основе шариата. В контексте кризиса традиционного общества это подается как национальное возрождение.

Стоит помнить, что наш ближайший сосед Татарстан - исламский регион, и перед его властями уже встала проблема масштабной вербовки населения в экстремистские организации. Также стоит помнить, что и в Нижегородской области есть целые районы с компактно проживающим мусульманским населением. И тамошнюю молодежь вполне может привлечь романтика джихада и зеленого знамени пророка. Террорист преподносится как некий благородный Робин Гуд и борец за справедливость, независимость, как народный герой, готовый готов, не глядя, пожертвовать своей жизнью ради высоких целей.

- Необходимо разрушить этот романтичный образ, - продолжает Синцов. – Население, особенно молодежь, должно понять, что террористы - это бандиты, толкающие психически неустойчивых людей на самоубийство и использующие в своих корыстных целях мировую религию – ислам. Поэтому проблема не в том, чтобы ликвидировать какую-то конкретную группу, а чтобы уничтожить идеологию терроризма.

«Гости» пришли

«Политика партии» крайне противоречива. С одной стороны, предлагается «мочить в сортире», с другой - признается тупиковый характер силовых действий. Такой же раздрай в умах наблюдается и среди ученых, преподавателей и чиновников, которые эту политику и должны доносить до обывателя.

Тем временем, на волне борьбы с экстремизмом идет выкорчевывание всякого инакомыслия. В кулуарах чиновники и силовики вовсю обсуждали «эффективные методы» борьбы с крамолой: подкинуть наркоту – и человек в тюрьме. Но и здесь выходит неувязочка: в тюрьме боевик вербует новых адептов и на свободе его встречают как героя. Были случаи, когда члены «Хизбут Тахрир» с целью вербовки новых сторонников специально старались оказаться за решеткой на небольшой срок.

Есть еще один момент, который всегда удачно эксплуатировался – идеи о мировом заговоре против России. Обратная сторона этого явления – скинхеды националисты, для которых все нерусское подлежит избиению и уничтожению. Они в глазах молодого поколения также имеют романтический облик. По мнению профессора Антона Фортунатова, в экстремизме подросток ищет обычное человеческое тепло и понимание. И зачастую находит...

А, по словам руководителя Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раиса Сулейманова, зачастую единственная возможность противостоять терроризму – тотальный контроль над мечетями и их посетителями.

- Как показали последние события в Подмосковье, теракты организуются уже не только выходцами с Кавказа, но и жителями Приволжского федерального округа, - напоминает Сулейманов. - Тот факт, что террористами могут быть даже миролюбивые татары, не должен никого смущать. Есть русские террористы-ваххабиты, самый известный - Саид Буряцкий. Процессы, которые сегодня получают распространение в молодежной среде ПФО, свидетельствуют, что фактически мы сталкиваемся с переносом кавказских событий в наш регион!

Кстати, в январе прошлого года в Центре международных стратегических исследований в Вашингтоне был опубликован доклад «Рост радикальных исламских организаций в ПФО». В нем докладчик однозначно утверждает, что «к вам пришли «гости».

Если резюмировать многочисленные высказывания экспертов, то борьба с экстремизмом упирается в два момента: извечный поиск «нужной» идеологии и борьбу с инакомыслием. Под идеологией обычно подразумевается некий «лубочный» традиционализм на уровне эпохи крепостного права. Его неотъемлемой частью должна выступать религия. Насколько он актуален в XXI веке, наглядно показывают многочисленные антиклерикальные высказывания. Тем не менее, опыт наших соседей - в первую очередь Татарстана и Башкортостана - показывает, что вполне хитроумные приемы все-таки есть. По мнению декана юридического факультета башкирской Академии госслужбы Тимура Касимова, это создание противоположного экстремистским сайтам интернет-контента, где идет богословская дискуссия о достоинствах традиционного ислама перед ваххабизмом и доказывается, что в странах, где господствует ваххабизм, жизнь хуже чем в России. Да и в отличие от блогеров, ваххабит ведет подобные споры, нажимая на спусковой крючок автомата...

За молодежь нужно бороться!

- Вопросам формирования мировоззрения у нас уделяют очень мало внимания, - посетовал проректор по учебной и воспитательной работе ННГУ им. Лобачевского Александр Петров. - Я не могу сказать о наличии четкой и системной идеологической работы в государственном масштабе и наличии серьезной правовой базы для этой работы. Наш университет направлял в Госдуму вполне конкретные наработки и методики, но это не было воспринято. Я полагаю, что все социальные проблемы лежат не столько в среде, сколько в голове человека. И нечего сетовать на проблемы, коль мы этой головой не занимаемся. Проходят конференции, публикуются статьи... В них много ценных предложений, но нет целенаправленной программы формирования антиэкстремистской идеологии. И она не появится сама собой – за молодежь нужно бороться!

Специалист по тоталитарным сектам и культам, социальный психолог Евгений Волков уверен, что проблема гораздо шире.

- Когда мы говорим о проблемах экстремизма, мы говорим о себе, - считает Евгений Волков. - Экстремист – отображение социума. Глядя на него, можно увидеть деформацию общества и его изъяны. Как правило, они связаны с нежеланием развивать гражданское общество. Стоит задуматься: а что нам хотят сказать о нас сектанты и террористы?

Занимаясь этой проблемой не один год, я пришел к выводу, что у нас, начиная с дошкольного образования, люди не получают знаний и навыков, необходимых для жизни в современном мире. Например, критического мышления. Это научное мышление, которое включает в себя все достижения человеческой мысли. Можно сколько угодно смеяться над США, но там технологии воспитания критического мышления считаются гарантом национальной безопасности. У нас тоже есть достижения и инструменты, но нет желания и политической воли их применять.

Тем временем несмотря на развернувшуюся охоту на экстремистские, с точки зрения власти, сайты, те продолжают спокойно существовать. По словам руководителя департамента интернет-коммуникаций НРО партии «Единая Россия» Геннадия Гурьянова, они постоянно отслеживают такие сайты, “сдают“ их соответствующим органам. Но ни один из них не был заблокирован. Связано это с несовершенством законодательства, которое, по мнению многих экспертов, у нас весьма и весьма гуманное. Максимальное наказание за участие в экстремистском сообществе – два года тюрьмы (а то и вообще штраф до 40 тысяч рублей!). В США только за подозрение в членстве в террористической организации человека могут осудить на 10 лет тюрьмы, в Узбекистане на 12, в Китае - на 15.

В поисках героя нашего времени

Примечательно, но в борьбе с интернет-экстремистами первенство принадлежит не специалистам, а активистам молодежных провластных организаций. Но они, как было сказано выше, мало что могут реально сделать. По словам нижегородской активистки Российского союза молодежи (РСМ) Надежды Кобиной, у организации есть много разных проектов, они тесно работают с органами власти, проводят мероприятия. Но конкретными результатами активистка похвастаться не смогла.

Отсюда возникает вполне практический вопрос: какой образ в масс-медийном пространстве можно противопоставить романтическому образу боевика, столь привлекательного для юношеских гормонов? Образ «героя нашего времени» оказался крайне примитивным: это юный конъюнктурщик, который из молодежной организации попал в молодежный парламент, а там, на горизонте, уже и кресло чиновника или помощника депутата Госдумы показалось...

Видение ученых не сильно отличается: советский идеал «покорителя стихии» мутировал в обычного буржуа.

- Современный молодой человек, в первую очередь, сконцентрирован на себе и своей будущей жизни, - заметила проректор по внеучебной работе Мордовского государственного университета Марина Мартынова. - Создать идеал можно, опираясь на то, как молодой человек сделал свою жизнь успешной и сделал успешной свою страну.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру