Слезы дятловых гор

Нижегородцы боролись с оползнями еще при царе Горохе

Весна – пора оползней. А сходят они в Нижнем Новгороде регулярно, практически каждый год, зачастую причиняя городу большой экономический ущерб и надолго парализуя движение городского транспорта. Сегодня ликвидация последствий даже незначительных сходов - головная боль для служб, отвечающих за их устранение в самые кратчайшие сроки. Особенно трудно приходится чиновникам администраций нагорных районов города, спасателям МЧС, ГАИ, дорожникам, службе инженерной защиты города и другим городским ведомствам. Об истории борьбы с оползнями в Нижнем Новгороде “МК“ рассказал нижегородский спелестолог (специалист, который изучает заброшенные искусственные подземные сооружения - каменоломни, штольни, катакомбы) Евгений Медоваров.


«Оторвавшись от матерой земли, оползла гора»

Оползни на склонах Дятловых гор, вызванные их текущими «слезами» - родниками, грунтовыми и талыми водами, всегда приносили нижегородцам большую кучу неприятностей, а иногда даже становились виновниками гибели людей и животных. Особенно опасными эти бедствия считались в глубокую старину, когда масштабы разрушений были поистине трагичными. Так, «Нижегородский летописец» повествует, что один из самых страшных оползней произошел в Нижнем Новгороде 18 июня 1597 года, когда в три часа ночи «оторвавшись от матерой земли, оползла гора в Печерском монастыре и с растущим на ней лесом вдвинулась в Волгу сажен на 50, а местами и более, вследствие чего на реке произошло страшное волнение: стоящие на воде суда выбросило на берег сажен на 20 от воды и более. Когда оползень оселся, в горе образовалось множество ключей. Оползнем разрушены были каменные монастырские церкви: Вознесения Господня, Покрова Богородицы, апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Николая Чудотворца, святых Бориса и Глеба и Сергия Чудотворца; разрушены были кельи, погреба и прочие монастырские службы».

Нижегородский публицист XIX века Александр Гациский упоминал, что коллекторы для отвода речек, ручьев и родников строили в нашем городе еще с XVI века. Так, во время строительства каменного Нижегородского кремля итальянским зодчим Пьетро Франческо (Петром Фрязиным) под контрфорсами кремлевской стены строители проложили «каменные трубы, по которым вода из родников стекала в Волгу, не подмывая стены и башен». Другой архивный источник свидетельствует о бытовании дренажа в Коромысловой башне, «и от этой башни в прошлые годы была от вешних и дождевых вод учинена в Почайну отводная труба, чтоб ту башню и стены не подмывало, а ныне та труба заплыла и от вешней и дождевой воды прорыло ров великий под самою стеною в глубину сажен на десять и того ради водороины не можно подле городовой стены и пешему человеку пройти».

Евгений Медоваров рассказал, что первый проект противооползневых сооружений в нашем городе относится к 1650 году. Тогда знатный нижегородский купец Семен Задорин отправил царю Алексею Михайловичу челобитную, в которой он предлагал ему проект проведения противоопозневых мероприятий в Нижегородском кремле. Они включали в себя строительство дренажных штолен проходного сечения и лотков для отвода грунтовых вод с территории кремля. К сожалению, нет никаких данных, состоялся этот проект или он так и остался нереализованным. Однако сам замысел нижегородского купца поистине тянет на первый в мире проект противоопозневых штолен. В Европе подобные подземные конструкции появились лишь в 1715 году в Швейцарии.

Одно из известий об укреплении нижегородских откосов от оползней датируется 1838 годом, когда на месте построенного в 1618 году воеводой Борисом Лыковым-Оболенским деревянного моста через реку Почайну по проекту градостроителя Николая Лика была насыпана большая дамба. А накануне этого бегущую над дамбой Почайну строители заключили в каменный коллектор, имевший высоту полтора метра. Ниже Лыковой дамбы в 1839 году Почайну забрали в деревянные трубы, которые в 1924-1925 годы заменили на бетонный коллектор.

Наиболее опасными участками в Нижнем Новгороде на Дятловых горах в XIX веке и первой четверти XX века считались Верхневолжская набережная с прилегающими к ней Георгиевским и Казанским съездами. Нехорошей репутацией пользовался и склон кремля с Ивановским съездом и бульваром вокруг крепостной стены. Постоянным оползням был подвержен Похвалинский съезд, а также большинство оврагов на Окском косогоре. Однако заметим, до XIX века борьба с оползневыми процессами велась примитивными способами, была бессистемной и не отвечала полным технологическим требованиям. Для того чтобы остановить значительные подвижки склонов Дятловых гор, инженерам требовалось разработать новые системы дренажей, водозаборных устройств, ливневых коллекторов, укреплений оврагов и одернования склонов.

Первые дренажные штольни

В 1899 году от Мызы к Ромодановскому (Казанскому) вокзалу на правом берегу Оки частное общество Московско-казанской железной дороги начало постройку железнодорожной ветки. И, как рассказывает Евгений Медоваров, уже с первых месяцев работы строители столкнулись с постоянными оползневыми процессами. Чтобы укрепить склоны выше и ниже железнодорожных путей, вдоль них проходчики с 1901-го по 1911 годы заложили 28 дренажных штолен общей протяженностью 5940 м. Также под полотном железной дороги было проложено несколько водопропускных коллекторов. Штольни строили горным методом: они были проходными трапециевидного сечения (стены выкладывали деревянными балками) и имели высоту 1,62-2,07 м (в 1950-е годы эти крепления заменили на конструкции из бетонитовых блоков). Ныне большинство из штолен бывшей ветки Московско-казанской железной дороги разрушены. А из 28 штолен эксплуатируется всего шесть общей протяженностью 1128 м.

С начала и до середины 1920-х годов на волжском и окском откосах подвижки склонов вновь возобновились. Именно поэтому специалисты Нижгубкомотдела были вынуждены созвать комиссию, которой был намечен план противооползневых мероприятий: в их число входила и проходка новых дренажных штолен. Первая штольня была заложена 20 марта 1924 года в левом откосе Похвалинского съезда. На отметке 25 м проходчики наткнулись на плывун (насыщенный водой грунт), из-за чего проходку штольни решено было заморозить. Тогда горняки заложили вторую штольню, проходка которой продолжалась почти год. Штольня №2 была длиной 265 м. Обе эти штольни уничтожены в начале 1930-х, во время работ по строительству Канавинского моста и расширения Похвалинского съезда.

В 1925 году недалеко от городской водокачки заложили третью штольню, имевшую длину 213 м. А в последующие два года в правом откосе Похвалинского съезда соорудили и четвертую штольню протяженностью 135 м. Тогда же в районе теперешней Чкаловской лестницы построили пятую и шестую штольни длиной 498 и 324 м соответственно. Противооползневые штольни оправдали себя очень быстро: суточный дебит воды (объем жидкости, стабильно поступающей из источника) только в одной пятой штольне составлял 612,5 тысячи литров.

В 1936-1938 годы по заказу завода им.Ленина (ныне “НИТЕЛ“) была построена новая штольня в глубине окского косогора на территории самого завода. Примечательно, что из всех предшествующих ей дренажных штолен она имела самую большую протяженность под землей – 750 м. Ныне от этой штольни сохранился один лишь портал.

Последующие проходки штолен глубокого заложения возобновлены только в 1948 году.

 

Кстати
По словам Евгения Медоварова, в нижегородских штольнях можно увидеть и нечто необычное: натечные кальцитовые и ледяные формы – сталактиты, сталагмиты, геликтиты и так называемый «пещерный жемчуг». А в некоторых подземных коридорах, например, идущих в недра откоса возле парка «Швейцария», зимуют колонии летучих мышей.

Экскурсия по подземелью

Сегодня покой Дятловых гор хранят около полусотни противооползневых штолен общей протяженностью почти 15 км. Это огромное «хозяйство», за которым следит Управление городскими сетями наружного освещения и инженерной защиты Нижнего Новгорода, требует постоянного надзора и периодического ремонта.

23 марта глава администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов лично проверил готовность инженерной защиты города к противопаводковым мероприятиям. Для этого Олег Александрович спустился прямо в сердце Дятловых гор, в старые подземные штольни на глубину до 40 м. Проводником и одновременно экскурсоводом градоначальника выступил Евгений Медоваров. Именно он раскрыл главе администрации города глаза на некоторые тайны нижегородских подземелий, в том числе показал работу дренажей, коллекторов и их биологическую жизнь. Судя по отзывам в личном блоге, Олег Александрович своим подземным экстримом остался вполне доволен.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру