Коммунисты “за”, либералы “против”
Примечательно, но идейные ленинцы не против курса “Основы религиозной культуры и светской этики”. Однако ратуют за грамотный подход к преподаванию.
– Нет ничего плохого в том, что дети получают знания об истории религий и вероисповеданиях, – поясняет кандидат философских наук коммунист Владислав Егоров. – Но только в том случае, если получение этих знаний не является элементом проповеди. В противном случае, такое преподавание является частью клерикализации общества. Школа должна являться источником объективной информации, исходя из которой человек впоследствии может сделать осознанный выбор.
А вот либеральная интеллигенция выступает категорически против. Сопредседатель Нижегородского либерального клуба Владислав Вишнепольский считает, что преподавание основ религиозной культуры в школах и вузах сознательно насаждается властью для превращения населения в послушных рабов.
– Необходимо разделять понятия “вера”, “религия” и “церковь”, – говорит Вишнепольский. – Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, кто именно будет преподавать основы религиозных культур в школах. Уровень образованности отдельных священников сомнителен, да и общая культура в церкви недостаточна.
– Многие церкви оккупированы сворами странных бабок, которые бросаются на прихожан, – иронически добавляет известный нижегородский журналист Георгий Молокин.
Знакомство с традициями
Мнение чиновников выглядит более чем шаблонным. Дескать, создана рабочая группа, туда всех пригласили, но явились только представители Нижегородской епархии. И нельзя говорить о каком-либо проникновении религии в школы.
– Основы религиозной культуры не преподают священники – они приходят лишь на встречи с родителями, но не с учениками, – уточняет начальник отдела дошкольного и общего образования министерства образования Нижегородской области Виктор Шмелёв. – Любое сотрудничество школ с Нижегородской митрополией происходит только на добровольных началах. Содержание всех программ доступно в Интернете.
По данным минобразования, родители 63% третьеклассников выбрали для своих детей изучение основ православной культуры.
Начальник отдела профессионально-методического обеспечения департамента образования администрации Нижнего Новгорода Татьяна Зайчикова говорит, что в самой концепции курса прописано, что это – культурологический предмет, который знакомит учеников лишь с элементами традиций. Кроме того, вводя такой предмет в школьную программу, органы образования исполняют поручение Президента РФ.
– Вопрос взаимоотношения религиозных конфессий и общества находится на постоянном контроле правительства Нижегородской области, – заверяет замминистра внутренней региональной и муниципальной политики Сергей Тарасов. – Я не согласен со словами об агрессии и вторжении религии в светское общество. Агрессия направлена на сами конфессии, а не наоборот.
Верующий или знающий?
У церкви своя позиция – толерантная.
– У меня не сложилось впечатления, что преподавание православия делает всех учеников православными, – говорит заведующий кафедрой церковной истории Нижегородской духовной семинарии Даниил Семикопов. – Даже далеко не все выпускники православных гимназий связывают свою дальнейшую жизнь именно с православием! У нас нет задачи направлять священников в школы или каким-либо другим образом принуждать учеников к изучению православия. Более того, митрополия, например, предпочитает закрывать курсы для преподавателей, если узнаёт, что учителей заставляют проходить их не по собственной воле.
Тем временем, за два последних года нижегородское интернет-сообщество резко поменяло свое отношение к “Основам религиозной культуры”. Если два года назад опросы на портале nn.ru показывали, что 70% аудитории ресурса поддерживают введение курса, то сейчас 80% выступают категорически против него.
Психотерапевт Андрей Камин напомнил, что религия изучается в школах всех европейских стран за исключением Франции. Кстати, корреспондент “МК в Нижнем” в марте побывал в Чечне – там в школах уже давно в обязательном порядке изучается ислам. Основной же проблемой Андрей Камин считает катастрофическое культурологическое невежество, которое свойственно современной России.
А что же сами учителя и родители учеников? Мама школьника Оксана Тажирова заявила, что она поддерживает любые инициативы, которые способствуют расширению кругозора ее ребенка:
– Но я за то, чтобы составители этих курсов знали, кого они хотят вырастить: человека верующего или человека знающего. Я против обрядовости и за научно-популярный подход!
Директор школы №24 Елена Моисеева не видит необходимости введения курса “Основы религиозной культуры и светской этики” в школьную программу.
– Я не очень понимаю, что делать религии в школе, – говорит педагог. – Достаточно информации о религиозных направлениях содержится в курсе “Мировая художественная культура” – там с точки зрения теологии рассматриваются все конфессии. Религия может стать яблоком раздора для учеников разных национальностей и вероисповеданий.