Дорогу предлагается увеличить с четырех до шести полос за счет переноса ограды на три метра вглубь парка имени Кулибина (урезать парковую зону планируется на 900 кв. м, общая площадь парка - 90 га). Но придется снести два ряда деревьев.
- Всего 64, - рассказал Карцев, добавив, что в проекте предусмотрено будущее дополнительное озеленение, организация нового сквера на 14 тысяч кв.м.
Также придется снести ряд «деревянных гнилушек», как выражаются некоторые, и перенести памятник – Дом-музей интеллигенции на Щелоковский хутор, в музей зодчества под открытым небом, разобрав по бревнышку.
«Отъедание» зеленой зоны под дорогу вызвало взрыв негодования у некоторых депутатов гордумы. Хотя, как заметил архитектор, действия по расширению трассы не затрагивают границ исторического памятника Петропавловского кладбища, есть экспертизы и согласование ГИБДД.
Из досье “МК“
Согласно историческим данным, в Н.Новгороде с 1774-го по 1937 годы на территории парка Кулибина располагалось городское Петропавловское кладбище. Сейчас это объект культурного наследия регионального значения - есть постановление правительства области от 2008 года, утвержденная схема границ и режим его использования. Граница бывшего кладбища не совпадает строго с границей парка, но территория погоста определяет зону объекта культурного наследия. Причем, как сказано в документе, «строительство подземных сооружений возможно только в границе пограничной зоны А после эксгумации и перезахоронения человеческих останков в установленном действующим законодательством порядке с последующим восстановлением планировочной целостности данной части объекта культурного наследия». То есть теоретически возможно, что хоронили людей и за оградой кладбища.
- А у епархии вы спрашивали согласие? - интересовался председатель комиссии по экологии гордумы Михаил Барковский, который перед этим непосредственно в парке провел заседание думской комиссии.
- Нет, - ответил Карцев, - но и не требовалось согласовывать проект с епархией. У нас есть документ о границах памятника.
- Я неслучайно спрашиваю, - настаивал Барковский, призвав на помощь Президента России. - Путин сегодня особо обращает внимание на то, чтобы учитывалось мнение церкви при принятии решений. И если в Н.Новгороде не прислушаются, то это очень плохо. А все эти карты, границы... Жизнь уже не раз показала, как у нас уничтожается зеленая зона. Вы даже не спросили людей - тех, кто парк устраивал!
- Вы расширите дорогу за счет парка, и у вас появится «бутылочное горлышко» – между пл. Горького – пл. Свободы, - предполагают некоторые депутаты. - Какой смысл это делать?
- Мы сегодня на месте посмотрели, как там вдоль ограды парка, между развлекательным центром и ТЮЗом, паркуются машины, - доложил Барковский. - Вполне можно было убрать эту несанкционированную стоянку и тем самым увеличить проезжую часть, не нарушая границы парка. Зачем уничтожать парк? Не решит это транспортной проблемы. А пешеходные дорожки внутри парка и так уже существуют. (Предполагается еще облагородить и сам парк, проложив там дорожки. - Авт.)
- Многих деревьев недосчитаемся, - опасаются думцы. Градостроительный план уже нарушен, и охранная зона тоже. В парке по периметру шли работы, тянули коммуникации.
- За счет одной парковки не удастся расширить проезжую часть, - считает Юрий Карцев.
– Можно сделать только пять полос, они не решают вопрос, а улица там уже сейчас стоит. Мы планируем две полосы отдать под общественный транспорт, - приводит доводы специалист.
- Парковочные места будут сдвигать вглубь парка? – спросил глава города Олег Сорокин.
- Нет, - утверждает Карцев, - и дополнительной парковки вдоль парка Кулибина не предусмотрено. Обязанность ГИБДД – не допустить несанкционированной стоянки. Парковки будут только за счет карманов у высотных домов.
- Но все равно несанкционированно машины у парка Кулибина будут ставить, как и сейчас, - уверен Барковский. - Непонятно, почему сейчас не работает ГИБДД? Ведь на самом деле автомобили стоят почти вдоль всей улицы Горького?
А что у нас в Нижнем Новгороде - улица Горького - это самая острая транспортная проблема? Вся Ванеева стоит, Сормово, Циолковского… Площадь Комсомолькая - когда решат там проблему с автозаправкой? Почему-то вы только центр утюжите. Сделайте его платным - и проблемы решатся, - не унимался Барковский.
- А вы не спрашивали ГИБДД? - вступил в полемику Александр Бочкарев. - Они наверняка поддержат прокладку полосы прямого движения через парк Кулибина! Да еще без светофоров! Если мы дадим сейчас разрешение на расширение, мы все равно отрежем кусок от парка, - считает Александр Бочкарев. - Парк им. Кулибина – это культурное наследие города и любимое всеми горожанами место отдыха. Вся Европа сейчас борется за экологические решения, даже если они стоят дороже. А мы что?
- Надо чиновникам иногда выходить из своих кабинетов и идти к людям. Давайте оставим парки нашим гражданам, нашим детям! – призвал пламенный депутат.
- Давайте лучше сделаем пешеходной зоной всю ул. Горького, - загорелись энтузиасты.
- Я предлагаю весь город объявить пешеходным, - Олег Сорокин показал, что можно довести идею до абсурда, - и выдадим всем велосипеды.
Но, вспомнили думцы, нам и жителям удалось же отстоять парк Пушкина и площадь Горького.
- Просто денег нет на реализацию здесь задуманных строек, поэтому и затормозили проекты, - трезво рассудил Барковский.
В конце концов, глава города предложил проанализировать, насколько увеличится пропускная способность улицы Горького при пяти полосах при ликвидации парковок? И потом уже принимать решение.