В Канавине как в «Империи»

Мусульмане собираются возродить Ярмарочную мечеть

13.02.2013 в 09:31, просмотров: 3599

На 14 февраля 2013 года назначены публичные слушания по корректировке в генплан города Нижнего Новгорода. Зону «набережных» по улице Марата в Канавинском районе предлагается поменять на зону «культурно-просветительного назначения и культовых объектов». 

В Канавине как в «Империи»
фото: Олег Зайцев
Место под мечеть.

На 10000 молящихся

Здесь - между территорией ОАО "Нижегородский мукомольный завод" и набережной Оки - планируется построить крупнейшую в Нижнем Новгороде мечеть на три тысячи человек. А в целом территория, которая будет отдана Духовному управлению мусульман Нижегородской области (ДУМНО) под культовый объект, рассчитана на 10 тысяч молящихся. Примерно столько человек собирается у главной Соборной мечети Нижнего Новгорода на Казанской набережной в дни праздников.

Мусульмане призвали пожертвовать средства на культовое здание. Собрано уже под 2 млн рублей.

С 2004 года руководство ДУМНО вело работу по поиску земельного участка в Канавинском районе города под строительство мечети, исторически и территориально связанного с местом расположения Ярмарочной мечети, сообщают в ДУМНО.

Из досье “МК“

На протяжении XIX века (до разрушения в марте 1930 года) в Канавинском районе действовала белокаменная Ярмарочная мечеть. Она была частью архитектурного ансамбля всемирно известной ярмарки, политическим, культурным и духовным центром жизни нижегородской уммы XIX века. В этом здании почти сотню лет купцы-мусульмане со всего мира совершали совместные намазы, а за пределами заключали выгодные сделки, взаимно уважая и доверяя друг другу.

Просили у Президента

На встрече Президента РФ Д.Медведева с российскими муфтиями 5 июля 2011 года в Нальчике первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России, председатель Совета улемов ДУМНО Дамир-хазрат Мухетдинов поднял вопрос о восстановлении нижегородской Ярмарочной мечети. Он рассказал Президенту РФ об этом уникальнейшем историческом и культурном памятнике, напомнив, что она была одной из первых каменных мечетей России, построенных по приказу самого императора и за счет государственной казны. Медведев поддержал идею возрождения Ярмарочной мечети.

Очевидно, были даны и соответствующие поручения. Решения вскоре приняли и в Н.Новгороде. Участок под строительство новой Ярмарочной мечети подобрали в конце 2011 года.

В январе 2012 года состоялось подписание договора о сотрудничестве между ДУМНО и администрацией города Нижнего Новгорода. Его подписали глава администрации города Нижнего Новгорода Олег Кондрашов и председатель ДУМНО Гаяз-хазрат Закиров.

На одном берегу – мечеть, на другом - монастырь

- Это действительно радость, - сказал в интервью корр. «МК в Нижнем» Дамир-хазрат Мухетдинов. - Мы не стремились ускорять события, понимая, как все непросто бывает, и действовали с запасом по времени, ориентируясь на заполнение наших мечетей молящимися.

Местом руководство ДУМНО довольно (хотя изначально Ярмарочная мечеть находилась на нынешней ул. Керченской, примерно на середине линии между Староярмарочным собором и собором Александра Невского).

- Исторически территория очень подходит, - сказал Дамир-хазрат. - Здесь во времена ярмарки жили торговцы-мусульмане. В сторону цирка было магометанское кладбище. Поэтому нас нисколько не смущает соседство с цирком. Напротив, мы дополним этот культурный ряд – планетарий, цирк, и «закроем», если смотреть с воды, промышленные объекты.

Все очень символично: на одной стороне Оки - православный монастырь, на другой – мечеть.

Стало тесно

Сегодня у мусульман в Нижнем Новгороде три мечети (Соборная - на Казанской набережной на 1000 человек, а также в Автозаводском и Ленинском районах).

Особенно остро вопрос о нехватке площадей встал, когда рядом с Соборной мечетью началась большая стройка: две жилые высотки, затем канатная дорога. Мусульмане, которые рассчитывали на расширение площадей, оказались «зажатыми». В дни больших праздников там просто негде яблоку упасть. Это, естественно, вызвало тогда и политическую напряженность в отношениях с властями.

Политологи, наверняка, вспомнят попытки мусульман заявить даже об участии в выборах в «бурные» для Н.Новгорода нулевые годы.

- Сносить жилые дома на окской набережной в Канавино не придется. Но властям Н.Новгорода придется выполнить берегоукрепление, - заметил Дамир-Хазрат. - На это выделяются федеральные деньги. Земля еще не оформлена в собственность, но руководство ДУМНО проводит весь комплекс работ, связанных с оформлением участка.

На набережной планируется возвести мечеть, подобную Ярмарочной, обустроить открытые площадки для молений, будут и хозяйственные постройки. Но никаких религиозных образовательных заведений, медресе не планируется, заверил нас представитель ДУМНО.

В разработке эскиза планировки принимали участие и студенты НГАСУ, а проект будущей Ярмарочной мечети, возможно, поручат одному из известных в Нижнем Новгороде архитекторов братьев Хафизовых.

- И если на то будет воля государства, то мы сможем закончить строительство к 2017 году, когда будет отмечаться 200-летие Ярмарочной мечети, - надеется Дамир- хазрат.

- И грандиозное событие - Чемпионат мира по футболу 2018 году - тоже может ускорить процесс. Мне кажется, и власти Н.Новгорода, и мировая общественность должны быть заинтересованы, чтобы здесь появился еще один культовый объект, а территория окской набережной превратилась в прогулочную туристическую зону.

- А как, по вашему мнению, воспримут местные жители и в целом нижегородцы появление такого крупного мусульманского объекта, куда будут съезжаться тысячи молящихся?

- Я думаю, население Нижнего Новгорода очень дружелюбное и мягкое, и не будет против, - ответил Дамир-хазрат.

Место для мечети, действительно, выбрано опорное. Эта часть Канавина вокруг рынка давно уже стала местом жительства для приезжих из стран СНГ. Ими скуплено большинство деревянных домов-развалюх.

С другой стороны, православные могут спросить, насколько целесообразно отдавать такой большой участок представителям ислама? В нижегородской митрополии от комментариев отказались.

Нужно учесть интересы

О том, как на Нижегородской ярмарке уживались представители разных религий, нам рассказала профессор НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, доктор исторических наук Ольга Сенюткина, эксперт Духовного управления мусульман Нижегородской области по научным вопросам:

- Мы, нижегородцы, действительно, показали пример толерантного межконфессионального отношения друг к другу, в частности, между православными и мусульманами. Последние ехали в Нижний торговать из Средней Азии, Ирана, Китая, Индии, а татары вообще укоренились на Нижегородской земле не позднее XIV века.

Так что на ярмарке была представлена своеобразная модель мультикультурных связей - вся экзотика Востока, дух торгового мира. Не было никаких споров из-за того, чтобы кому-то из верующих не дать построить культовое здание или не дать возможности молиться.

Истоки такого понимания заложены в «имперском» сознании. Именно такая форма государства как империя была обязана - ради своего сохранения - создавать комфортные условия для верующих. Власть понимала: надо, чтобы все религиозные потребности были удовлетворены. Вопрос о строительстве церкви, мечети, синагоги и т.д. решался на государственном уровне.

(Кстати, на Ярмарке были даже отдельные шиитские и суннитские молельные дома.)

Внешне, в архитектуре, это выглядело очень своеобразно: такая «Российская империя» в миниатюре, когда есть центр - Староярмарочный собор, и существует покровительство центра всем народам. Выделялись два «крыла»: по одну сторону - армянская христианская церковь, по другую – Ярмарочная мечеть.

Мечеть стала еще и местом, где было удобно общаться. Действительно, такого нигде в России не было - сюда съезжались представители разных мусульманских течений, которые могли все вопросы обсуждать совершенно спокойно, в том числе, поднимать и те политические проблемы, что активизировались в начале XX века. (Хотя, конечно, был негласный надзор - мы знаем об этом из материалов жандармских структур). Первый всероссийский съезд мусульман состоялся в Нижнем Новгороде на пароходике, и третий, очень значимый - тоже в Нижнем.

- Но бунтовщиков и революционеров оттуда не вышло?

- Нет, конечно, они обсуждали, как вмонтировать свое мусульманское сообщество в происходившие политические процессы.

Никаких стычек на религиозной почве с православными или представителями других конфессий на ярмарке не зафиксировано.

Так что это место – в Канавино - для строительства мечети исторически вполне оправдано, там издавна жили и торговали купцы, в том числе и мусульманского вероисповедания.

- Но в Москве к строительству мечетей в жилых кварталах (информация об этом периодически утекает в СМИ) относятся очень настороженно…

- В современной Москве, может быть, это выглядит несколько иначе. Москва - мегаполис, там пространство делится совсем по-другому. Хотя, действительно, и у нас появляется очень чувствительный момент, связанный с миграционными потоками, что не может не вызвать некую напряженность. Но если все будет продумано, никаких проблем возникнуть не должно.

- В головах многих обывателей с мусульманскими центрами связывают источники возникновения экстремизма, терроризма, да и просто повышенной опасности. Тем более когда ожидается наплыв приезжих рабочих. Не будут ли там, в Канавино, зарождаться какие-то опасные течения? Как вот этой беды избежать?

- Я верю в мудрость руководства нижегородской мусульманской общины – Умара-хазрата Идрисова, Гаяза-хазрата Закирова и других. Дамир-хазрат, заместитель Равиля Гайнутдина, все правильно понимает и действует грамотно. Он постоянно следит за ситуацией в Нижнем, общается с представителями власти.

Мы, конечно, многое не можем предсказать, особенно когда идет очень сильный миграционный наплыв. Но и для коренных местных мусульман – татар, и для мусульман, представителей других национальностей, живущих в Нижнем Новгороде постоянно – азербайджанцев, таджиков, узбеков, это тоже проблема.

Конечно, если приезжие придут молиться в мечеть, их никто не выгонит. Когда шла активная стройка на Казанской набережной рядом с Соборной мечетью, рабочие из стран СНГ приходили молиться в ту мечеть. И никто не препятствовал, хотя на том «пятачке» происходил явный «перегруз». Но наши лидеры шли на это сознательно. Сюжет можно перенести и в Канавино. Мне кажется, у руководителей нашей мусульманской общины существует определенный доброжелательный настрой к единоверцам.

- Но ведь видите, что происходит в Казани, где убивают имамов?

- Надо учиться противостоять опасным формулировкам, которые слишком однозначно воспринимаются не совсем образованными людьми: дескать, убьешь немусульманина - и будешь в раю. В мусульманской традиции жизнь человека – это большая ценность.

Важно говорить о том, что есть радость - жизнь на земле, и что есть цена человеческой жизни здесь и сейчас, и при этом делать понятные ссылки на Коран.

А окрестным жителям просто нужно привыкнуть и настроиться, что рядом будет большая молельная площадка. Ведь десять тысяч человек соберутся не каждый день, а раза два в год, по большим мусульманским праздникам – на Курбан и Уразу.

Сейчас даже такая традиция – как резать баранов, постепенно уходит из публичного пространства. Скот увозят на мясокомбинаты, и все делается как положено, только вдали от глаз людей разных конфессий.

Возможно, кому-то и не понравится задуманное строительство. Но не дать мусульманам возможность иметь место для моления - это еще более неправильно.