Его авангардная обувь популярна среди политиков и бизнесменов, ее можно найти в парижских элитных бутиках, о талантливом дизайнере пишут итальянские и английские глянцевые журналы. А одна из последних работ - «Образ новой эпохи» - на фоне скандалов с РПЦ вызвала нездоровый интерес у разного рода православных фундаменталистов. Многие ли нижегородцы знают о его работах? Вот то-то и оно…
Украшал чешки бусами
Обувь с детства привлекала внимание Рустама. В детском саду и в школе он украшал свои чешки и кеды мамиными бусами и значками. Потом, в армии, пытался из казенных кирзачей сделать «казаки». С тех пор каждая его пара обуви - произведение искусства. Для своих изделий Адюков использует более чем нестандартные материалы: лозу, дерево, бивни мамонта, граб, кожу ската и игуаны, стекло, фарфор, драгоценные камни, керамику, железо. Из технологий – финифть, филигрань, резьбу по дереву и кости.
- Мой единственный критерий – материал должен быть натуральным, а технологии – ручные, - замечает мастер. - Поэтому вся моя обувь – не клееная, а сшитая вручную. Этим я отдаю дань традициям старых мастеров, которые делали настоящие шедевры. В работах я не только отражаю свое видение мира, но и пытаюсь совместить современность и традиционную культуру.
Себя Адюков называет креативным дизайнером – специалистом, принципиально меняющим облик привычного продукта. Над каждым «башмачком» работает целая «бригада» специалистов - от пяти до восьми человек. Резчики, художники, обувщики, вышивальщицы, кузнецы – словом, представители всех традиционных ремесел. Долгое время все делалось на энтузиазме. Со своими идеями и эскизами Рустам бегал по спецам. Многие крутили пальцем у виска... А кого-то заинтересовывали смелые идеи Адюкова. Постепенно вокруг него образовалась когорта профессионалов, готовых воплотить в жизнь самые безумные проекты.
В 1998 году Рустам завершает многолетнюю работу над первой концептуальной коллекцией обуви. В 2002 году становится лауреатом российской премии MOSSHOES в номинации «Авангард». А в 2005-м и 2006 годах занимает первое место на международной выставке обуви и аксессуаров MIDEC в Париже. В следующем году становится членом жюри этой выставки и принимает участие в другой - GDS в Дюссельдорфе. В 2007 году Адюков удостаивается национальной премии Франции ESCARPIN DE CRISTAL. После чего впервые российский дизайнер получил заказ на проектирование партии обуви от французской фирмы Charles Journal.
Элитная обувь для борцов с режимом
С тех пор Адюков создал около сотни пар уникальных «шузов». Например, сабо, сплетенное из поясов в технике владимирской перевяти. Они символизируют связь популярной тогда рейв-культуры и народных промыслов. Или «Принцесса на горошине» - элегантные туфельки, сочетающие в себе олений мех, шерсть, платформу из мореного дуба, каучука и пробки с золотыми и серебряными пряжками.
«Сирин» - свадебный вариант туфель. Основной цвет - белый, олицетворяет переход в другой мир и готовность человека, надевшего белое, к этому переходу. Красный цвет, цвет крови, использован на внутренней стороне каблука одной из туфель в виде птицы, олицетворяющей непорочность и чистоту. Основа туфель – разные техники - ришелье, нижегородский гипюр, японское плетение кумихимо и обычный «крестик».
Одна из последних моделей – элегантные «Полярные льды» - уже куплена крупным казанским бизнесменом. Кожа варана и теленка сочетается с золотом и серебром. Впридачу идет щеточка из дуба, самшита, янтаря, волос теленка и пони. Все это укладывается в коробку из африканского дерева, покрытую росписью с использованием сусального золота и масла.
Себестоимость некоторых таких шедевров более 100 тысяч рублей. Поэтому и покупатели адюковской продукции соответствующие. О своих клиентах мастер предпочитает не распространяться. Известно, что «главный ленинец» Геннадий Зюганов приобрел у него туфельки из кожи игуаны за 75 тысяч рублей. Оппозиционерка Ксения Собчак предпочла сапожки с вышивкой из золотых нитей, а оппозиционер Борис Немцов - ботинки из кожи каймана. - Делать обувь на заказ - само по себе недешевое занятие. Это кропотливый процесс. Эскиз, его согласование, замеры, изготовление пробной модели, так как чтобы достичь максимального комфорта… обувь надо примерять и подгонять. И только после этого выполняется сам заказ. Здесь не только финансовые затраты, время и нервы: некоторые заказчики бывают капризны. Когда делаешь на заказ, не имеешь права на ошибку. Я четко разделяю «заказную» обувь и арт-объекты. В арт-объектах не ограничиваю себя никакими рамками. И могу одну пару делать годами. Обувь – один из важнейших элементов, по ней можно отследить социальные, экономические и духовные реалии. Мои произведения отражают их.
Новая эпоха покрыта нефтью
Об одном из таких арт-объектов мы уже упомянули. «Образ новой эпохи» - модель женских туфель из меди, серебра и дерева. В основании свода воображаемой стопы располагаются крепления в виде сквозной резьбы по дереву с силуэтом храма, вершину купола которого венчают изображения двух монет. Каблук, олицетворяющий культуру, представляет собой скорбящую матрешку. Многие в ней видят Богоматерь. Гвозди, пронизывающие подошву, воплощают образ Христа. На гвоздях и на стопе выгравировано «ХВ». Вся эта конструкция покрыта нефтью вперемешку с акрилом. - Мне кажется, эта работа наиболее полно раскрывает современное состояние умов в России, то, что сейчас происходит с людьми. Здесь нет никакого богохульства – то же самое мы видим вокруг себя. И все покрыто нефтью – единственным источником доходов страны. А меня теперь чуть ли не с «Пусси Райот» сравнивают... У нас в стране не любят эксперименты. Поэтому мои работы больше востребованы за рубежом.
В проекте Адюкова - создание ботинок с... GPS. Это будет «думающая обувь» для людей с ограниченными возможностями из высокотехнологичного гибкого материала OLED. В нее будут заложены координаты социальных объектов (поликлиника, аптека и т.д.), и можно будет отправлять sms.
Часы с вышивкой
Но не обувью единой жив человек. На пике «сапожной» карьеры Адюков заинтересовался... часами. Собрал творческий коллектив, который уже несколько лет работает над созданием уникальных наручных часов «Киевская Русь». Они состоят из четырех циферблатов, каждый из которых разделен на три часа и выполнен в своей технике – резьба по дереву, по кости, мозаика и ... вышивка. Секундные и минутные стрелки расположены в центре. Часы украшены перламутром, золотом, драгоценными камнями. Адюков называет их живыми:
- Живые часы - отражение культурного наследия, которое завещала нам Киевская Русь - это часы с отпечатком времени… Как будто они пролежали в земле несколько столетий, чудом уцелели и показывают особенное сказочное время. То, о котором мы можем только догадываться по археологическим раскопкам, былинам и сказкам.
Стекло часов с инкрустацией красным и розовым перламутром будто натекает на корпус , точно оно оплавилось после сильного пожара – столетиями воевавшая Киевская Руь отстаивала свою независимость. Как будто время вытекает из часов слезой со звоном богатырских сабель и кольчуги …Их мог бы носить великий князь Владимир Красное Солнышко.
К сожалению, сейчас очень мало профессиональных часовщиков. Поэтому их пришлось искать среди «старой гвардии». Над «Киевской Русью» работали мэтры часового дела - Владимир Плотников, автор изобретения русского анкерного хода, и Людмила Войник, ветеран труда, имеющая медаль ВДНХ за участие в разработке часов «Ракета». В свое время они трудились с Королевым над созданием часовых механизмов в космических кораблях и стратегических ракетах.
В Нижнем Новгороде Адюков планирует создать ни много ни мало, а часовую мануфактуру имени Ивана Кулибина – нижегородского уникума-самоучки, жившего в XVIII веке и умершего в нищете. Помимо самых фантастических проектов кораблей и мостов, Кулибин сконструировал «планетные» карманные часы, показывавшие месяцы, дни недели, фазы Луны, время восхода и захода солнца в Петербурге и в Москве. Другая его работа – миниатюрные часы, помещавшиеся в перстне.
«А зачем нам все это, - скажет иной меркантильный читатель. – Я никогда не смогу купить себе такие ботинки». Но ведь оттого, что большинство из нас не могут позволить себе приобрести, например, изделия Фаберже, работы мастеров не становятся менее ценными. И, может быть, когда-нибудь мы или наши потомки увидят в музеях работы Адюкова. Потому что это не просто часы или обувь. Это часть искусства и материальной культуры современности. Кусочек настоящего в пластиковом мире.