О Хэллоуине, страхах и тревоге

Главные атрибуты Хэллоуина – вырезанный из тыквы «фонарь Джека» и страшные костюмы. Когда-то у этих костюмов был особый смысл...

Сейчас это маскарад, игра, действо. И все же шутки со страшным, игры со страхом… есть в этом что-то необыкновенно волнующее. Недаром праздник давно перестал быть англоязычным и становится популярным во многих странах, в том числе и в России.

Главные атрибуты Хэллоуина – вырезанный из тыквы «фонарь Джека» и страшные костюмы. Когда-то у этих костюмов был особый смысл...

У нас к Хэллоуину относятся по-разному: кто-то к нему равнодушен, кто-то заранее готовится к веселой вечеринке, у кого-то праздник вызывает раздражение – мало того, что заморский, так еще с каким-то мистическим оттенком. У меня этот праздник не вызывает внутреннего протеста – почему бы не посвятить страху один день в году? Довольно забавно напугать кого-то или самому испугаться чего-то несуществующего один раз в году. Один раз… Настораживает другое – для многих людей хэллоуинские переживания становятся насущной каждодневной потребностью. Все больше людей заворожено смотрит мистические передачи о вампирах, проклятых местностях, колдовстве, Интернет заполнен предсказаниями ужасов. Люди с азартом пугаются «понарошку».

Так пугаться и пугать любят маленькие дети. Неожиданно выскочить с криками из-за угла, притаиться за дверью и издавать оттуда жуткие звуки. Или, став постарше, рассказывать друг другу страшилки. Играя, дети учатся обращаться со страхом, становятся более устойчивыми по отношению к нему. А еще в этих играх они сбрасывают с себя реальное напряжение, отыгрывают то, что действительно тревожит. Но если дети в большинстве своем знают меру в страшилках, то аппетит взрослых к ужасному практически неутолим.

От чего по-настоящему тяжелого и тревожащего помогают заслониться эти страшилки? Что так тревожит многих людей в нашей стране? Я не берусь ставить какой-либо диагноз, мне хочется лишь поделиться некоторыми своими размышлениями.

Я не случайно написала о тревоге, которая пребывает со многими современными людьми, и думаю не только в России. О тревоге, а не о страхе. Это разные чувства. Если страх возникает как реакция на какую-то конкретную понятную ситуацию, то тревога лишена объекта, и часто бывает совершенно непонятно, от чего она возникает. Но тем тревога и мучительна. Главные ее черты – неуверенность и беспомощность, ощущение некой постоянной опасности. И оставаться тревога с человеком может многие дни, недели, изнуряя и обессиливая его.

О природе тревоги, пожалуй, лучше всех написал американский психолог-экзистенциалист Ролло Мей. Тревога, по мысли Мея, возникает «в ситуации, когда под угрозой оказывается ценность, которая, по ощущению человека, жизненно важна для существования его личности».

Тот же Мей прекрасно иллюстрирует, чем отличается страх от тревоги. Например, студент идет к дантисту и встречает своего преподавателя, которого он уважает и с которым у него дружеские отношения, а тот отворачивается – в душе остается несильная, но неотвязная ноющая боль. Когда стоматолог хватает зуб щипцами, студент ощущает страх, который гораздо сильнее, чем чувство тревоги после встречи с преподавателем. Но когда студент уходит из клиники, страх перед лечебными процедурами уже позади. А муки тревоги от встречи с отвернувшимся преподавателем могут остаться на весь день. Потому что под угрозой оказываются самоуважение, ощущение себя значимым и важным человеком. От страшного стоматолога можно убежать, но куда деться от чувства собственной несостоятельности?..

От реальной опасности можно защититься. А вот от чего-то иллюзорного, несуществующего, от того, чего нет на самом деле, защититься нельзя.

Я даже не говорю о бесконечной рекламе и сериалах, в которых фигурируют роботообразные, счастливые, достойные самого лучшего люди, хотя, несомненно, этот пустой поток сильно невротизирует общество. Шаблонность мышления проявляется порой в самых неожиданных вещах. Модно быть креативным – не талантливым, не начитанным – а именно креативным. И ведь многие изо всех сил «креативят» на работе и дома. Модно быть позитивным – и тогда человек отказывает себе в праве на грусть.

К сожалению, многие, слишком многие из нас живут этой чужой жизнью, чужими стремлениями, совершенно разучиваясь понимать, чего хотят сами. А живя чужим, мы забываем о своем… и вот тогда-то этому своему угрожает забвение. И тревога растет. И справиться с ней бывает все сложнее. Разве что пощекотать себе нервы мистической передачей?

Встречи с нечистой силой хороши раз в году, например, 31 октября. В остальные 364 дня лучше все же встречаться с самим собой, со своей собственной душой и ее настоящими мечтами и желаниями.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру