Преступник оставляет запах

Следователи-криминалисты рассказали «МК в Нижнем» об особенностях своей службы

Здесь, в следственном комитете, расследуют только самые тяжкие преступления – те, что совершены против личности и сексуальной неприкосновенности. Но даже и среди них есть разряд дел, которые на особом учете – это когда убит или изнасилован ребенок, лишены жизни несколько человек или потерпевшими оказались представители власти… Тогда вместе со следственно-оперативной группой на место происшествия обязательно выезжают сотрудники специального криминалистического отдела. «МК в Нижнем» встретился с ними накануне профессионального праздника - 15 января следственный комитет России отмечает свой первый день рождения. Ровно год назад он был образован взамен следственного комитета при прокуратуре.

Следователи-криминалисты рассказали «МК в Нижнем» об особенностях своей службы
Так упакованы чемоданчики криминалистов

По утрам – полицейская сводка

- Вот, смотрите, в Автозаводском районе несколько дней назад мужчина уехал на работу и не вернулся, - руководитель отдела криминалистики Следственного управления следственного комитета России по Нижегородской области Геннадий Иванов показывает мне полицейскую сводку, где он только что подчеркнул карандашом это сообщение. – Будем сегодня выяснять, то ли человек просто свои дела решает, то ли уже пора возбуждать уголовное дело по статье «убийство».

С просмотра полицейских сводок у «главного криминалиста» региона начинается каждое утро. На самые тяжкие преступления сотрудники его отдела выезжают сразу же, едва поступила заявка по каналу «02». Однако ежедневно по всей области совершаются преступления, при расследовании которых районным следователям может понадобиться помощь, поэтому криминалисты управления стараются быть в курсе всех тяжких преступлений, совершаемых в регионе.

Их иногда путают с сотрудниками Экспертно-криминалистического центра (ЭКЦ) регионального управления МВД. Но у этих подразделений различные функции. Главная задача эксперта - грамотно собрать на месте преступления следы, оставленные преступником: пот, кровь, сперму, отпечатки пальцев, следы обуви и так далее - и отправить все это на экспертизу. Криминалисты следственного комитета должны еще проводить следственные мероприятия: воссоздавать картину преступления, выдвигать версии его совершения, собирать улики, оказывать помощь при допросах, допрашивать обвиняемых на полиграфе и так далее. Работать в отдел криминалистики обычно приглашают тех, у кого за плечами богатый опыт следственной работы. А, как говорят старожилы, чтобы его набраться, нужно покататься «по трупам» не меньше семи лет.

Достаточно капельки пота

На заявку следователи-криминалисты выезжают со специальными чемоданчиками, иногда с несколькими – в зависимости от специфики дела. В них есть все, начиная от обычных пинцетов, лупы и порошков для сбора «пальчиков» до различных металлоискателей и уникальных осветителей, с помощью которых сыщики на месте происшествия разыскивают улики и следы преступлений. Работу одного из таких аппаратов мы оценили прямо в кабинете. Поднесли к столу, на вид совершенно чистому, и включили боковой свет: и сразу стало видно, что стол буквально усыпан мельчайшими частичками, на которых видны следы от пальцев.

- Геннадий Иванович, с каждым днем у вас становится все больше возможностей идентифицировать преступника. Раньше они боялись «наследить» или оставить «пальчики», а теперь даже вспотеть нельзя, вы вычислите по запаху…

- Действительно, появилась такая экспертиза - ольфакторная или запаховая. И она с каждым днем становится все популярнее. Проводится экспертиза с помощью специально обученных собак-биодетекторов - чаще всего колли, спаниелей. С места преступления изымаются следы пота преступника, которые он мог оставить на любой поверхности: на оружии, на спичках, на ткани. Затем в лабораторных условиях специальным методом выделяется его индивидуальный запах. Полученный образец будет храниться до того момента, как будет задержан предполагаемый преступник. Затем у задержанного возьмут кровь и поместят в специальную емкость. А далее проводится сама экспертиза: в комнате по кругу устанавливают больше десятка емкостей с различными образцами, среди которых и кровь подозреваемого. Дают собаке понюхать эталон, тот, что был изъят с места преступления, и запускают в комнату. Она обнюхивает все емкости и быстро находит ту, где лежит нужный образец. Запах – одно из самых достоверных доказательств. Причем, для подтверждения результата исследование проводят несколько раз, меняют собак. У этой экспертизы большое будущее, но в Нижнем Новгороде ее пока, к сожалению, не проводят, нет специалистов.

- И какой тогда самый главный козырь остается в руках наших следователей? Экспертиза ДНК?

- Геномная экспертиза в свое время оказалась революционной. И сегодня она продолжает играть главную роль как при установлении личности преступника, так и при создании доказательственной базы. Достаточно одной капельки крови, спермы или слюны, или даже волоска, чтобы идентифицировать человека.

- Геннадий Иванович, я слышала выражение, что хороший следователь – это штучный товар.

- На самом деле, следственных звезд не так много. Но я всегда говорю своим ребятам, если вы будете добросовестно относиться к своей работе, со временем обязательно станете профессионалами. Например, есть важный момент в работе – точное описание места происшествия. Это нужно сделать очень детально, чтобы потом судье, который не был на месте преступления, было легко представить, как все происходило. А во-вторых, это надо еще и для того, чтобы проверить, насколько честно описывают события подозреваемый, потерпевший и свидетели…

- Ну вот, я думала, вы сейчас среди главных качеств назовете аналитический ум или какую-то неординарную способность раскручивать разные перипетии дел, а вы говорите оскрупулезности…

- А это далеко не мелочь. Были случаи в практике, что если бы не эта тщательность, в тюрьму могли попасть люди, которые не совершали данных преступлений. И совсем не потому, что на них хотели что-то «навесить», а по собственной инициативе. Например, два года назад в Вадском районе была изнасилована и убита маленькая девочка. Подозрение пало на одного таксиста. Стали его допрашивать, и он сразу во всем признался, плакал, просил прощения, в подробностях рассказывал, как он все это совершал. Но вот эти подробности нас как раз и насторожили. Он совершенно иначе описывал место преступления. Мыстали копать дальше, и только через несколько месяцев вышли на след настоящего убийцы. Я до сих пор не могу понять, почему тот таксист хотел взять на себя вину.

- Выгораживал преступника?

- Исключено. Они даже не знакомы. И потом, не та это статья, чтобы кто-то захотел по ней отсидеть за другого. Одно дело драка, кража. А убийства ребенка на зоне не прощают. Там хоть и отморозки по большей части сидят, но дети для них святое.

И красивая женщина может быть виновна

- А кроме дотошности, какие-то еще главные характеристики хорошего следователя можете назвать?

- Я смотрю на две вещи: блеск в глазах и постоянное сомнение. Если взгляд потухший, ничего хорошего не жди. На нашей работе многие ребята быстро ломаются. Ведь что им приходится видеть каждый день? Грязь, кровь, слезы, обмороки и инфаркты потерпевших, трупы,

которые бывают и тухлые, и сгнившие, и с опарышами. И при этом они еще испытывают колоссальное психологическое давление во время следствия. Потерпевшая сторона давит на следователя, чтобы тот добился и преступника четвертовали, или, по крайней мере, расстреляли. Сторона обвинения, наоборот, постоянно жалуется, что следователь их отпрыска грузит, вешает на него лишнее.

- А в этом случае следователю не нужна какая-то психологическая реабилитация. Работа с психологом?

- Не знаю. Может, и нужна. Хотя я сам, наверное, не пошел бы к психологу. Не мое это, привык сам решать свои проблемы. Хотя санаторий, какой у нас был в советские времена, очень нужен. Туда приезжал, за месяц с коллегами из другихгородов наговорился - и нормально.

Может быть, легче было, если бы дел приходилось расследовать поменьше. Моему руководителю в рамках расследования одного уголовного дела пришлось несколько раз ездить в Швецию и Норвегию. Так там в 15 часов никого, кроме дежурной бригады, на работе уже нет. А наши ребята и день и ночь в отделе.

- А что вы имеете в виду под сомнением как важным качеством?

- Не верить чьим-то словам только потому, что тебе кажется, что этот человек прав. Оперировать только фактами и не смотреть на внешность. У меня был такой случай в практике: на Автозаводе убили мужчину. Приезжаем, у него ножницы из горла торчат. Устанавливаем последние контакты и выходим на одну его знакомую. Очень миловидная женщина, прекрасно пошла на контакт, спокойно давала все показания и даже предоставила алиби – билеты в кино как раз на время убийства. Скажу честно, я счел ее непричастной к такому жестокому преступлению. Но стали проводить следственно-оперативные мероприятия, и факты стали указывать против нее. В итоге, убийцей оказалась действительно она.

- Если говорить про общество, то сейчас больше подвергается сомнению как раз честность и прозрачность в следственном и судебном процессах. Фраза: посадить можно любого - все крепче укореняется в сознании народа

- Честно говоря, я вообще не понимаю, откуда родился этот миф. Для того чтобы посадить человека, у следователя должна быть собрана мощная доказательственная база. Иначе дело рассыплется в суде, и плохо, в первую очередь, от этого будет самому следователю. У нас, наоборот, весь процесс построен так, что потерпевшие и обвиняемые изначально поставлены в неравные условия. Например, если потерпевший будет говорить неправду, в отношении него может быть возбуждено уголовное дело за дачу ложных показаний. Обвиняемый же может нести любую околесицу, и это считается методом защиты.

Послушаешь правозащитников – так у нас в тюрьмах только невиновные и сидят. И сами преступники за время отбывания наказания столько раз говорят, что с ними несправедливо обошлись, что уже сами начинают верить в свою невиновность. А откуда же у нас по 800 криминальных смертей за год в одной только Нижегородской области?

Досье «МК»

Геннадий Иванов работает в органах более тридцати лет. Пришел буквально от станка. Работал слесарем и заочно учился в ВЮЗИ (Всесоюзный юридический заочный институт). А в это время, в 1980 году, прокурор Автозаводского района как раз сколачивал команду следователей. У него был принцип – никого из блатных не брать. Лучше обычных ребят, у которых меньше капризов, а больше блеска в глазах. После собеседования в прокурорский резерв попал и 28-летний Геннадий Иванов. Кстати, принцип оказался действенным – за первые три года работы в районе не было ни одного «глухаря» по убийствам.

Сегодня полковник юстиции Геннадий Иванов считается одним из самых опытных и заслуженных работников следственного комитета. Имеет звание «Почетный работник прокуратуры». Награжден медалями «За заслуги перед Отечеством II степени», « За верность служебному долгу». Генеральный прокурор России наградил его именным оружием.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру