Другое Дивеево

"МК в Нижнем" попытался выяснить, кто приезжает на дивеевские торжества

05.08.2011 в 08:36, просмотров: 1510

Если не вдаваться в религиозную полемику, то репортажи из этого поистине святого места не отличаются разнообразием. Обычно журналисты впадают в две крайности: смакуют приехавших вип-персон или бесконечно рассуждают о бесконечной благодати. В этот раз “МК в Нижнем” решил не вдаваться в стереотипы, а попробовать показать социальную составляющую дивеевских торжеств. Что за люди сюда едут и чего же они ждут от Чертога Богородицы?

Другое Дивеево
Чудаковатый дедушка привлекает внимание паломниц

Байки о майках

Начнем мы этот разговор с более чем мирского предмета – одежды. В середине 2000-х годов мне неоднократно приходилось бывать на дивеевских торжествах. Во многих торговых палатках продавались майки и другая одежда с патриотическими воззваниями типа: “Мы русские! С нами Бог!” и портретами исторических деятелей – Александра Невского, князя Святослава, Ермака и т.д. Также в изобилии были книги о “последних временах” и мировом заговоре, популярные у православного населения. Сейчас большую часть торговых площадей занимают более мирные платки и юбки для паломниц. Искомое нашлось лишь в глухом переулке по соседству с играющим гусляром. На мой вопрос, почему такое происходит, продавец лишь вздохнул. Поговаривают, что подобную продукцию признали чуть ли не экстремистской, и торговля ей не поощряется.

– Когда люди носят на себе порнографию и надписи, которые сами прочесть не могут – это нормально. А когда портреты наших героев – пальцем тычут: “Вон, русский фашист идет!”. Зато в Москве я во всех православных ярмарках участвую!

К слову сказать, у паломников эта продукция пользовалась спросом – многие мужчины ходили в таких майках. Я себе тоже купил – вдруг их совсем запретят!

Чудеса и странники

Мы провели небольшое социологическое исследование: кто же едет в Дивеево? Условно паломников можно разделить на три категории: “воцерковленные”, “туристы” и люди в поисках исцеления. В первой категории самым экзотическим образом выглядят “странники”. Многие из этих людей, носящих на себе свой нехитрый скарб, пришли в Дивеево чуть ли не пешком из самых дальних уголков страны. Они приветливы, и с ними всегда приятно общаться. В разговоре они “не грузят” и с удовольствием рассказывают о своих странствиях. Вывод из этих рассказов один: “мир стопами познается”. Например, бывший прапорщик из дальнего северного гарнизона мне поведал, как в поисках духовных истин бросил защиту родины и жену с двумя детьми и пришел сюда пешком. Более пожилой мужчина стал странником после гибели семьи в автокатастрофе. Третий оказался холостым.

Менее аскетичные “воцерковленные” приезжают на туристических автобусах. Как правило, это опрятные женщины предпенсионного возраста, которых хлебом не корми, а дай рассказать о видениях и исцелениях. Как правило, статьи в СМИ о дивеевских чудесах пишутся с их слов.

Некоторые из этих дамочек крайне навязчивы и сами подходят к журналистам с “проверенной информацией”. Ее же они обсуждают в своем узком кругу на лавочках. Большинство же паломниц спокойные, с опущенными “долу” глазами, платочком и непременным молитвословом.

“Туристы” же просто выполняют неписаный дивеевский обряд: приложение к мощам батюшки Серафима – прогулка по Канавке – купание в источниках. А вечером мирно потягивают сладкий дивеевский кагор в многочисленных кафе.

Чудаки и цыгане

Издревле святые места притягивали страждущих исцеления. Причем как физических недугов, так и психических заболеваний. Инвалидная коляска в толпе паломников – явление более чем обычное. А вот “бесноватые” сразу привлекают внимание. Наглядный пример: женщина ведет на импровизированном поводке парня с явными признаками олигофрении. Тот воет, прыгает и стонет. “Любительницы чудес” рассказывают журналистам об исцелениях и тщетности земного бытия. Бедный парень продолжает выть, и женщина увлекает его прочь.

Недаром говорится, что “святое место больше бесов привлекает”. Лет пять назад дивеевские медики мне по секрету поведали, что жалеют об отсутствии в селе психиатрической больницы – больно уж часто некоторых паломников “накрывает”. Приходится их увозить в соседний Арзамас.

В то же время просто чудаков в Дивееве хватает. Например, мне доводилось видеть паломницу в белоснежной строительной каске. К ней были прикручены иконы. Как мне объяснили, это обороняет женщину от инопланетян, Интернета и сотовой связи. В этот раз мне также попался интересный типаж. Благообразный дедушка с седой бородой и в разноцветной косоворотке носил на себе большие буквы Х и В (Христос Воскрес). В руке у него было несколько больших икон Батюшки Серафима. Паломницы прикладывались к ним и предлагали дедушке деньги. Тот отказывался: “Лучшая награда – ваша молитва!”. При этом рассказывал о пагубном влиянии тех же мобильников. Священники, разговаривающие рядом по сотовым, дедушку не смущали.

Было много и других добрых чудаков. Например, православный бард в камуфляже читал рэп о царствии небесном, аккомпанируя на старенькой гитаре.

На фоне подобных, будто пришедших из сказок персонажей, священнослужители на дорогущих автомобилях, монашки с полными корзинами и тазами денег кажутся не стоящими внимания.

Сейчас непременным атрибутом любого православного праздника стали казаки. Если в начале 2000-х они больше проповедовали на улицах черносотенные идеи, то сейчас обеспечивают безопасность на торжествах и регулируют потоки паломников. О своих политических убеждениях они особо не распространяются, говоря, что главное для них, чтоб человек был православным.

Отдельной составляющей массы паломников за последнее время стали… цыгане. Часть их большими семьями чинно выполняет все ритуалы: причащаются, исповедуются и купаются в источниках. Стайки благочестивых цыганят бегают по монастырским паркам, умиляя бабушек. Другая часть занимается более привычным делом – попрошайничают у входа в монастырь. Ушлые цыганки раздобыли черные наряды, напоминающие монашеские, и специальные ящички для сбора подаяний. Фотографироваться они боятся и при виде камеры разбегаются или отворачиваются.