Куда пропадают жетоны на метро – тайна сия велика есть. Не иначе как иностранцы разбирают на сувениры. Но вот какая математика выходит. Из 230 тысяч изготовленных год назад жетонов нового образца – с дырочкой – в обороте осталось 73 тысячи, объявил недавно на комиссии думы Нижнего Новгорода заместитель директора МП “Нижегородское метро” Виктор Кисель.
При этом, когда метро в Нижнем открывалось, было закуплено 3 млн жетонов, изготовленных на Санкт-Петербургском монетном дворе. Они были цельные, недырявые, оказались идентичными питерским и прекрасно открывали стойки тамошнего метро. Поэтому, пояснил г-н Кисель, большое количество ушло именно в Северную столицу – монетоприемники в двух городах жетоны не отличали. Их регулярно изымают там из оборота, и петербуржцы готовы продать нам же 500 тысяч нижегородских жетонов старого образца. Наверное, некие предприимчивые нижегородцы сделали на этом бизнес, ведь проезд в питерской подземке всегда был дороже, чем в нижегородской (сегодня, например, жетон там стоит 25 рублей, а у нас – 12).
В 1999 году руководство метрополитена Нижнего Новгорода ввело ограничение на продажу жетонов в одни руки – как раз из-за этих “утечек”. С тех пор это распоряжение МП автоматически продлевается.
Недавно заместитель прокурора города Елена Зубова выступила с предупреждением: в прокуратуру города поступили заявления от жителей Нижнего Новгорода на деятельность “Нижегородское метро”. Люди жалуются на ограничение продажи жетонов – четыре штуки в одни руки, на неработающие (отключенные) эскалаторы на станции метро “Московская”, а также на закрытие вестибюлей на станциях “Комсомольская” и “Кировская”. Проверка нарушения подтвердила, и прокуратура настроена очень серьезно: если руководство подземки не сделает правильных выводов, прокуратура будет обращаться в суд.
Сделать дополнительное количество новых жетонов дорого: по словам г-на Киселя, изготовление одного стоит 11 рублей.
Председатель комиссии по транспорту и связи гордумы Алексей Гойхман сразу же предложил рассмотреть переход на карточки в метро. И, кстати, о введении “единого проездного” власти областного центра говорят уже года два.
– А эскалаторы на станции “Московская” и вторые вестибюли на станциях “Кировская” и “Комсомольская” закрыты тоже по соображениям экономии, – объяснил Виктор Кисель. – Их работа приостановлена в декабре 2001 года по причине малого потока пассажиров. Пассажиропоток, при котором эскалаторы станут нужны и рентабельны, должен достигать 32 тысячи пассажиров в час. Сейчас поток составляет около 5,3 тысячи, поэтому мы считаем нецелесообразным включать эскалатор. Чтобы его обслуживать, надо 8 млн рублей в год, – добавил Кисель. Ожидается, что эскалаторы заработают в 2012 году, когда пустят нагорную ветку метро и вырастет пассажиропоток.
Но все же руководству МП “Нижегородское метро” предложили до 1 июля подготовить пояснительную записку с решением всех выявленных проблем. Так что, возможно, жетонов для метро вскоре можно будет купить больше четырех.
Но в юридическом отделе “Нижегородского метро” нам сказали, что ответ для прокуратуры пока не сформулирован:
– В законе говорится, что мы должны устранить нарушения, если есть такая возможность. А если возможности нет? Ведь раньше жетоны закупали по десятку и более и перепродавали в Санкт-Петербург. Почему, например, в автобусе никто впрок не закупает сразу по несколько штук билетов?