Лунная дорога в забытую деревню

Связь с цивилизацией в Евдокимово держится на внедорожной “инвалидке”

В деревне Евдокимово Воскресенского района живут шесть человек: отец с сыном, две старушки и семейная пара предпенсионного возраста. До ближайшей цивилизации – всего несколько километров. Но пройти их непросто, в летнюю сушь нога по колено проваливается в глиняную жижу. В непогоду дорога превращается в болото, где вязнут даже трактора. Единственное транспортное средство, которое может преодолеть это бездорожье, собрал местный умелец, он же и староста деревни 45-летний Николай Кириллов.

Связь с цивилизацией в Евдокимово держится на внедорожной “инвалидке”
Автор фото: Константин Гусев

“Последний из могикан”

Вечерами он в буквальном смысле “химичил” из металлолома, который был под рукой. В результате за три года получилась некая машина. Эдакий “биг-фут” по-деревенски. Корпус – половина от “инвалидки”, передний мост от “Волги”, задний – от “Москвича”. Двигатель – от “Запорожца”. Рама самодельная. Колеса-“пневматики” были переделаны из тракторных. Машину он назвал “ЛунДор” – лунная дорога.

– У нас дороги как на Луне, в смысле бесхозные! – улыбается конструктор. – И дела до них тоже никому нет – как до космонавтики!

До “ЛунДора” Кириллов переделал обычную “Ниву” в вездеход и написал на ней: “Сделано в Евдокимово”. Когда соседи увидели новый автошедевр, то были несказанно рады. Это единственная связь с цивилизацией. Кроме агрегата Кириллова другая техника не проходит, уазики и трактора просто застревают в грязи. На “ЛунДоре” привозят в деревню все необходимое для жизни, от хлеба до врачей.

Двенадцатилетний сын Кириллова Иван – последний ребенок в деревне. Его так и называют – “последний из могикан”. Шесть лет каждый день отец возит его на своем чудо-автомобиле в школу в ближайшую деревню Галибиху (около семи километров). Одного, особенно зимой, отпускать боится – вокруг деревни много диких зверей, постоянно рыскает стая волков.

Сам Николай Кириллов родился в Евдокимово. Но прожил одиннадцать лет в Набережных Челнах, а после армии и техникума уехал работать на Север. За его спиной опыт работы техником-лесоводом, он приобрел профессию тракториста и долго работал водителем вездеходов. Потом решил вернуться на родину, где и обзавелся семьей. Но год назад с женой развелся – видимо, той не захотелось делить суровый быт отшельников. Сына Ивана Николай оставил себе и воспитывает сам – в отрыве от цивилизации мальчики гораздо быстрее превращаются в мужчин. Помимо работы с техникой, Ване приходится быть и домохозяйкой. Вместе отец с сыном ухаживают за 88-летней мамой Николая, бабушкой Вани. Сейчас Николай официально безработный. На жизнь зарабатывает калымами – кладет печи.

– Один раз маме было плохо, – продолжает Кириллов. – Мне пришлось зимой фельдшера постоянно возить. Без “ЛунДора” не пролез бы, дорогу не чистят…

“Одна корова в семи полях”

Петр и Татьяна Стрижак – единственная семейная пара в поселении. Татьяна здесь родилась и 25 лет проработала в деревенском магазине. Раньше магазинов было два. Почта и остальные блага цивилизации находились в соседней деревне. Зато жил совхоз и была работа.

В 1970-е годы прошлого века в Евдокимово проживали около 500 человек. Но с годами становилось все меньше и меньше. В 1990-е закрыли магазины. Потом приезжала автолавка, но лет пять и она не появляется. Зато в деревне поставили таксофон.

Сейчас Татьяна на работу ходит пешком в Галибиху, она на турбазе сторож-администратор.

– Нам нужна дорога – сюда ни автолавка не проедет, ни пожарная, ни врачи. Если с кем сердечный приступ – умереть можно, – вздыхает Татьяна. – Единственное средство связи – Колина машина. Я всегда стараюсь с ним ездить.

Кстати

В прошлом году лесные пожары подходили к деревне. Пожарные машины подъехать не смогли. Противопожарные пруды уже лет сорок не чистили. Да и колодцы пересохли. Смогли только деревню опахать – тем и спаслись.

Муж Татьяны, Петр, родом из Украины. Здесь уже более 30 лет и никуда уезжать не желает:

– А куда мы денемся? Мы проросли уже здесь. Несмотря ни на что, мне вот до пенсии пару лет осталось, а работы нет. Если работать, то добираться надо из Галибихи на шестичасовом автобусе в Богородское, для этого надо часа в четыре утра вставать. Так вот и живем – зарплата жены тысяч семь и я скотиной занимаюсь.

Бабушка Галя Клюнева говорит еще короче:

– Без Коли мы никуда. Не будь его – померли бы!

Евдокимово – одна из самых старых деревень в области. Ей около тысячи лет. От древних времен осталось только название речки Черемиски – когда-то на этих землях жили марийцы-черемисы. До сих пор люди находят на огородах монеты XVI века. В селе есть легенда, что лет триста назад по рукам ходила таинственная рукописная “книга будущего”. В ней было написано, что настанут времена, когда “одна корова в семи полях пастись будет”, будут общие амбары, придет время, когда золото не нужно будет, а главной ценностью станет вода. Пророчества сбываются. Появились колхозы и общие амбары, потом они развалились, а сейчас на всю деревню одна корова – у Петра Стрижака. Да и с водой в деревне проб-лемы – водоемов рядом нет.

Обречены на вымирание

Николай Кириллов неоднократно обращался к власти, чтобы в деревню проложили нормальную дорогу.

– Каждый раз приходил отказ. Чтобы к деревне провели дорогу, в ней должно жить более 120 человек. За 15 лет население Евдокимово сократилось с 35 до шести человек. Но надежда умирает последней. Хотя чиновники, кроме главы сельсовета, нас не посещают… Таких мест, как наше, в стране много – Россия всегда славилась дураками и дорогами. Поэтому я бы посоветовал людям не сдаваться и надеяться только на себя.

У старосты есть папка с бумагами, где он хранит переписку с чиновниками по поводу дороги к деревне. Алгоритм переписки стандартный – жалобы старосты пересылаются из вышестоящих инстанций в нижестоящие. И ответ всегда приходит один и тот же: “возможность ремонта автомобильной дороги” будет рассмотрена в таком-то году.

– Но никак не может рассмотреть-ся, – замечает Николай.

Около месяца назад Кириллов решил устроить силовую акцию. Перекрыл своей чудо-техникой дорогу лесовозам, которые вконец разбили и без того уже разбитую дорогу. Это возымело конкретный результат – лесовозы больше не ездят.

И глава администрации Богородского сельсовета Сергей Шитов на своем большом черном джипе в Евдокимово проехать не может. С ним мы встретились на дорожном участке, после которого начинается глиняное болото. Пафосный вид главы никак не соответствовал его скромным возможностям:

– Есть надежда, что, когда начнется ремонт дороги Воскресенское – Республика Марий Эл, старый асфальт и щебень распределят по таким населенным пунктам. У меня на подведомственной территории их 27, и только шесть имеют твердое покрытие. Таких деревень как Евдокимово – 20-30%. Эти населенные пункты обречены на вымирание.

Нормальную дорогу сюда не проведут, затраты на один километр составляют около 7 млн рублей. Из-за нескольких человек никто ни пойдет на такие траты. Мне на год выделяется 750 тысяч рублей на 27 населенных пунктов. Получается, на все нужды 2,5 тысячи рублей в месяц на каждую вымирающую деревню. Вот и выживаем потихоньку.

Выходит, что единственный вариант самостоятельно построить дороги – подарить землю коммерсантам.

– Например, в Баранихе проживали две бабушки. Земли выкупил предприниматель и оборудовал там рыболовно-охотничью базу. Дорогу к населенному пункту строит он сам, – продолжает г-н Шитов.

По поводу популярных ныне противопожарных мер глава сельсовета признается, что выполнить их невозможно:

– Есть проверки, предписания и обязательства. Но на их выполнение нет денежных средств. Сейчас мы должны в каждом населенном пункте организовать противопожарную добровольную дружину из трех человек и обеспечить ее всем необходимым. На это надо 800 тысяч рублей. Где я их возьму?

Тем временем Николай Кириллов не сдается. Двухместный “ЛунДор” маловат, чтобы поместить всех желающих. Поэтому планирует собрать микроавтобус на огромных шинах низкого давления. Пока у дома Кириллова стоит старая ярко-красная японская “праворулька”. К ней планируется приделать колеса-”дутики”. Как-никак, пять человек и еще вещи помещаются…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру