Кто последний в инженеры,

или Почему предприятиям не хватает технарей

или Почему предприятиям не хватает технарей

Атомщики популярнее всех

Нижегородский машиностроительный завод – одно из старейших и крупнейших предприятий оборонной промышленности. На протяжении последних лет испытывает стойкий дефицит в квалифицированных кадрах. Уже хронически не хватает токарей, мастеров, операторов станков с цифровым программным обеспечением, инженеров-конструкторов.

– Более-менее проблема решается благодаря соглашениям, которые у нас заключены с рядом вузов и профтехучилищ, – рассказывает руководитель группы рекламы и связей со СМИ ОАО “Нижегородский машиностроительный завод” Дарья Смирнова. – Мы берем ребят на стажировку, учим работать на производстве. Некоторые потом остаются. Коллектив у нас хороший, на предприятии много своих традиций, работать интересно. Но зар-плату мы можем предложить только порядка 8-10 тысяч рублей. Понятно, что выпускники учебных заведений не испытывают особого желания работать за такие деньги.

Низкая заработная плата – по-прежнему, одна из основных причин того, что молодежь не идет в технари. Впрочем, такая ситуация далеко не везде: предприятия атомной промышленности сейчас переживают бурный расцвет.

– У нас налажено взаимодействие с такими центрами, как ОКБМ, “Атомэнергопроект”, НИИС, ядерный центр в Сарове, – говорит ректор НГТУ Сергей Дмитриев. – Там нет никакого дефицита сотрудников. И зарплата вполне достойная: для молодых специалистов – около тысячи долларов в месяц.

Однако об атомной и смежных ей отраслях стоит говорить скорее как об исключениях из общей картины.

– Положение дел в судостроении, машиностроении гораздо сложнее, – парирует начальник отдела оборонно-промышленного комплекса министерства промышленности и инноваций Нижегородской области Николай Старченко. – Не все предприятия имеют хорошие заказы и могут обеспечить сотрудникам такие условия, как атомщики.

За специалистов надо платить

Другая беда – низкий уровень престижа технического образования. Это в 60-е годы для того, чтобы произвести впечатление, достаточно было сказать: “Я буду инженером!” Сейчас подобные заявления скорее вызовут насмешки, чем интерес. Впрочем, в вузах и с этим не согласились.

– Принципиально не согласен с тем, что престижность инженерного образования в области низка, – отмечает Сергей Дмитриев. – 97% выпускников технических специальностей нашего университета устраиваются работать по специальности. Это значит, что инженерное образование возрождается.

– Я уверен, что стоит смотреть на эту проблему шире, – считает директор Нижегородского индустриального колледжа, председатель Совета директоров учреждений начального профессионального образования ПФО Сергей Варакса. – Необходимо навести порядок в головах на предмет, какое образование нужнее. Нет осознания того, что молодой человек или девушка, в первую очередь, должны быть технически грамотны. Плюс – необходимо снова поднимать на высоту статус человека труда. Тогда все получится.

Да только как его поднимать, если “человек труда” в ассоциативном ряду стоит по соседству с человеком бедным, нуждающимся, что и подтверждает целый ряд нижегородских предприятий. Только единицы промышленников могут позволить себе организовывать базовые кафедры в профильных вузах, назначать хорошим студентам дополнительные стипендии, выплачивать достойную заработную плату.

Вот и получается, что ключевая загвоздка кроется в деньгах. И в понимании, что хороший специалист – это тот же товар. А значит, за него надо платить.

– Кадры для любой коммерческой организации – ресурс, необходимый для производства товаров и услуг, – рассуждает заместитель министра образования Нижегородской области Николай Бабанов. – Никто не возражает, что надо платить за электричество, за воду, за газ. То же самое и с кадрами.

– За последние двадцать лет система образования очень сильно изменилась, – поддерживает ректор ННГУ-НИУ Евгений Чупрунов. – Не в сторону обучения человека на конкретное рабочее место, а в сторону как можно более широкой подготовки, которая даст возможность выбирать место будущего трудоустройства. Проще говоря, мы учим тому, что может понадобиться на многих местах. Готовить конкретных специалистов для какого-то одного предприятия мы можем, только если предприятие это оплачивает. Так дорого, а потому доступно не всем. Иного не дано.

Однако не очень богатым или переживающим трудности предприятиям можно к системе приспособиться.

– Наиболее остро вопрос кадров стоит сейчас в машиностроении. Вот почему в этом году Правительство России совместно с Институтом народного хозяйства и ведущими автопроизводителями приступают к разработке концепции программы кадрового обеспечения автомобильной промышленности РФ до 2020 года. Она будет включать в себя создание квалификационной структуры и разработку профессиональных стандартов, – рассказал начальник отдела машиностроения, металлургии и нефтехимии министерства промышленности и инноваций Нижегородской области Владимир Скудняков. – Это решение достигнуто благодаря объединению усилий автопредприятий. Теперь проблема будет решаться на самом высоком уровне.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру