"Двойки" стало мало

В Нижегородской области открывают ещё одну колонию для женщин

В стране неумолимо растет женская преступность. За минувшую пятилетку представительниц слабого пола за решеткой оказалось в разы больше. Если еще в середине 2000-х по статистике Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН) в местах лишения свободы коротали время 46 тысяч представительниц прекрасного пола, то по итогам прошлого года этот показатель вырос до 69 тысяч. Все это вынудило ФСИН спешно открывать новые колонии. Нижегородская область на общем фоне не стала исключением. И если на протяжении десятилетий нижегородским преступницам хватало одной зоны – “двойки” на Автозаводе, то этим летом для дам готовят новые места еще и в Ардатове.

В Нижегородской области открывают ещё одну колонию для женщин

Отпетых отдельно

– Скорее всего, в новую колонию – ИК-18 – будут отправлять рецидивисток, – говорит замначальника отдела по воспитательной работе с осужденными Главного управления ФСИН по Нижегородской области Максим Кормишин. – Сейчас они – и “первоходки”, и отпетые – содержатся вместе. Обычно в “двойке” отбывают наказание одновременно около 1400 женщин. Это лимит. Если приговоров звучит больше, женщин этапируют в другие регионы.

Специалисты по-разному определяют причины роста женской преступности. Врачи-наркологи говорят о женском алкоголизме, который порабощает представительниц слабого пола гораздо быстрее мужчин. И как показывает статистика, большинство “мокрухи” было совершено именно в пьяном угаре. Сотрудники правоохранительных органов сетуют, что наркоторговцы, чтобы уйти от уголовной ответственности, всячески подставляют вместо себя своих жен. Суды обычно тем дают меньшие сроки, учитывая, что дамы эти, как правило, многодетные.

Изуродованный труп – дело женских рук

Преступность женская и мужская всегда отличались. Взять хотя бы тяжкие преступления, такие как убийства. Опытный оперативник, приехав на место его совершения, уже по характеру ран на теле жертвы может догадаться, чьих рук дело.

– Если на трупе много ранений или он вообще весь изуродован, первым делом рассматриваем версию, что это совершили женщины или подростки, – поясняет тонкости криминалистики помощник прокурора Автозаводского района Дмитрий Несвит, несколько лет до этого работавший в следствии. – Женщины более эмоциональны, бьют долго и жестоко. Для мужчины характерно ударить ножом несколько раз и скрыться.

И в мотивации они сильно разнятся. Мужчины часто совершают преступления с корыстной целью, убивают во время разбоя и ограбления. Для женщин бывает достаточно поругаться по “пьяной лавочке”. У меня было несколько уголовных дел, где обвиняемыми проходили женщины. Почти во всех них потерпевшими оказывались представительницы слабого пола. Сценарий схож: вместе пили, потом одна плохо отозвалась о мужчине своей собутыльницы, та оскорбилась, схватила табуретку и несколько раз ударила по голове обидчицы… Все. Выезжаем на труп…

Языком цифр

  • Одна женщина в Нижегородской области отбывает наказание за бандитизм, три – за изнасилование, 90 – за разбой, 23 – за вымогательство
  • 936 женщин преступили закон впервые 13 инвалидок I и II групп
  • 34 осужденных имеют высшее образование, 323 – только начальное и 114 – вообще неграмотные.

Сейчас в нижегородской колонии сидит 257 женщин-убийц. Правда, не все они закоренелые алкоголички. Иногда попадают сюда и приличные работящие хозяйки семейств. А то и вообще пенсионерки. Всего на зоне за совершение самых разных преступлений отбывают наказание 80 женщин старше 55 лет. Из них девять женщин, которые уже разменяли седьмой десяток.

– Иногда живет такая несчастная с мужем-пьяницей, годами терпит его выходки, а потом в один миг этот суженый становится жертвой женского терпения, – рассказывает оперативник одного из районных отделов милиции. – Причем такие женщины обычно после убийства и сами милицию вызовут, и “скорую”. А до нашего приезда так и будут сидеть возле похолодевшего тела горемыки-супруга, обливаясь слезами.

Жизнь не “по понятиям”

И все-таки, как гласят сухие цифры статистики, дамы попадают за колючую проволоку чаще всего не за кровопролитие. А за любовь к чужой собственности и распространение наркотиков. Многие из них возвращаются на зону снова и снова. Закоренелых рецидивисток – тех, что попали в места лишения четвертый и более раз – в “двойке” сейчас 89. Тех, кто попал во второй раз – 321 женщина.

– Ведь они выходят на свободу, а шлейф тотальной неустроенности – нищета, безработица – так и тянется. Вот женщина и идет опять на кражу у кого-нибудь тысчонки-другой, – объясняет причины женских рецидивов старший инструктор отдела воспитательной работы с осужденными ГУ ФСИН по Нижегородской области Светлана Глущенко. – Но все-таки большую часть осужденных в последнее время составляют цыганки, попавшиеся за сбыт наркотиков.

А что касается жизни по “понятиям”, как это есть на мужской зоне, то из дамской колонии она стала исчезать. Еще несколько лет назад здесь презирали тех, кто попал на зону за детоубийство. С такими женщинами тут вели себя так же, как на мужской с насильниками: не общались, отправляли спать в худшее место… Сейчас этого почти нет. Все осужденные общаются между собой, невзирая на статьи.

Психологи без дела не сидят

Одна из проблем, которую обсуждают сейчас в Минюсте, готовя реформу пенитециарной системы, перегруженность тюрем.

– Далеко не всех нужно лишать свободы. Кому-то достаточно заплатить денежный штраф или отбывать наказание на общественных работах, – считает министр юстиции Александр Коновалов. – Человек, который провел в местах лишения свободы хотя бы два года (я уже не говорю про шесть-восемь лет), становится в разы опаснее, чем он был до заключения. Он будет в разы опаснее, чем если бы провел эти два года не в тюрьме, а отбыл альтернативный вид наказания.

В отношении женщин это особенно справедливо. Как уверяют специалисты, представительницам слабого пола гораздо тяжелее отбывать наказание, чем мужчинам. А сроки у многих немаленькие – 725 женщин должны провести на “двойке” от пяти до десяти лет, еще 11 – от 15 до 25 лет включительно. Поэтому психологи в женской колонии никогда не сидят без дела.

– А уже года через два, максимум, на женщине появляется отпечаток зоны, – говорит Светлана Глущенко. – Практически все начинают курить, говорить на жаргоне… Есть, конечно, те, в которых есть стержень. Они и за колючей проволокой будут петь на французском. Но таких единицы…

Кстати

Бум женской преступности не является российским эксклюзивом. Крупнейшее итальянское агентство частных расследований Miriam Tomponzi Investigations провело масштабное изучение проблемы женского криминала в Европе. Данные доклада ошеломили Европарламент: за последние 20 лет уровень женской преступности вырос в пять раз, а если считать с 1960 года, то – в семь. Каждый седьмой преступник в Италии в настоящее время – женщина. Киллеры в юбках составили 13% от общего числа убийц. Кроме того, слабый пол совершает 36% подделок чеков, 24% краж со взломом и 16,2% угона автомобилей. Три четверти краж в магазинах на счету несовершеннолетних преступниц.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру