Кем управляет "Электронное правительство"?

Когда мы будем общаться с чиновниками, не выходя из дома

Просто ли получить справку в техникум для начисления социальной стипендии? А оформить детское пособие? Сколько придется собрать документов для получения жилищной субсидии? Как заставить чиновников внять нуждам жителей и отремонтировать дорогу? Все, кто сталкивался с этими и другими проблемами, знают – очень непросто.

Когда мы будем общаться с чиновниками, не выходя из дома

Придет ли времечко (приди, приди, желанное!), когда ответ на свой запрос мы будем получать в течение дня, когда списки всех требуемых документов можно будет посмотреть в Интернете, а справку получить, не выходя из дома? Все это и многое другое входит в понятие “Электронное правительство”. Есть ли оно у нас, кем управляет и как развивается? Об этом и шел разговор на заседании “Эксперт-клуба”, который редакция “МК в Нижнем Новгороде” провела на минувшей неделе в конференц-зале гостиницы “Октябрьской”.

Список участников

Заместитель губернатора, заместитель председателя правительства Нижегородской области Вадим Иванов.

Министр информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области Сергей Кучин.

Директор Нижегородского филиала ОАО «ВолгаТелеком» Дмитрий Проскура.

Заместитель директора территориального управления №7 Приволжского филиала ОАО «Ростелеком» по коммерческой работе Александр Крюков.

Директор по связям с общественностью Центрального филиала ОАО "МегаФон" Дмитрий Смиркин.

Директор УФПС Нижегородской области – филиала ФГУП «Почта России» Сергей Щелкунов.

Директор ОАО МТС в Поволжье Андрей Ревков.

Генеральный директор ЗАО «ТрансТелеКом-НН» (ТТК-Нижний Новгород) Михаил Иванов.

Директор Нижегородского филиала ОАО "ВымпелКом" (ТМ "Билайн") Максим Чистяков.

Руководитель направления Нижегородского филиала компании ЗАО «Энвижн Груп» Энвижн – Волга Роман Антонов.

Главный редактор «МК в Нижнем Новгороде» Ольга Кочеткова.

– Идея круглого стола у нас появилась недавно, после того, как наша секретарь четыре дня в режиме реалити-шоу пыталась получить справку из органов соцзащиты. И вся редакция наблюдала за ее борьбой с бюрократией, – открыла заседание “Эксперт-клуба” главный редактор “МК в НН” Ольга Кочеткова. – Дошла до министра. Номинально в Нижегородской области программа “Электронное правительство” действует уже с 2004 года (соответствующее постановление было подписано губернатором Геннадием Ходыревым). Но можно ли уже сейчас заглянуть в виртуальное единое окно и в этом же окне достаточно быстро получить не только нужную информацию, но и нужную услугу? Ефим Малитиков, представляющий СНГ и Международную просветительскую ассоциацию “Знание” в ООН, в одном из интервью заявил: “Пока я далек от оптимизма. Прежде всего, инновационные перемены нужны в нас самих, особенно в психологии доблестно-кипучих чиновников. У многих ведомств, чаще в регионах, “аналоговая” ментальность, им предстоит преодолеть колоссальную “цифровую” пропасть”. Вадим Витальевич, вы согласны с Малитиковым? Насколько нижегородские чиновники готовы к переходу на “новую ступень эволюции”?

Вадим Иванов:

– Конечно, мы понимаем, что решение состоит из двух частей – физической возможности и психологической готовности. В мире технические решения найдены. В некоторых странах это уже работает в полном объеме. В нашей стране существует государственная программа, четкая политическая воля к внедрению системы “Электронное правительство”. Некоторые услуги жители Нижегородской области уже имеют возможность получить при помощи онлайн сервиса на региональном интернет-портале государственных и муниципальных услуг. Это информация о размере ежемесячной денежной компенсации и о жилищной субсидии. Можно подать электронную заявку на регистрацию брака, узнать задолженность по налогам, получить информацию о штрафах ГИБДД. Предприниматели могут сдать налоговую и другую отчетность в электронном виде. Но готовы ли мы сегодня перейти от реального пространства и начать работать в электронном пространстве – это тема для разговора. Возьму на себя смелость за всех наших коллег сказать, что мы к этому готовы. Все понимают, что это новый инструмент, который позволит нам повысить эффективность работы органов власти.

– Изначально предполагается, что система “Электронное правительство” должна каким-то образом оптимизировать работу чиновников, снизить их инертность. Но где гарантия, что человек, который вчера складывал бумаги в долгий ящик, сегодня будет оперативно работать с электронными запросами?

Сергей Кучин:

"Гарантия – в страховых компаниях. А здесь все будет зависеть от желания. Морально все чиновники готовы переходить на новые методы работы. Но не хватает каких-то мелочей – времени, чтобы переучиться, технических средств, опыта. Когда всего, чего не хватает, мы добьемся, тогда и будет результат. Когда говорят об “Электронном правительстве”, многие вкладывают в это понятие разный смысл. Мы сейчас говорим о той части, которая нацелена на оказание государственных услуг. Но это далеко не все.

Если грубо систематизировать, то “Электронное правительство” состоит из двух составляющих – совершенствование работы власти внутри себя (внутренний контур) и совершенствование механизмов работы с внешней средой – населением, предпринимателями, общественными организациями и т.д. Это внешний контур.

Если говорить о собственно программах, то первой была принята “Электронная Россия”. Были определенные этапы реализации. В самом начале нужно было создать базу, на которую потом можно было бы надстраивать технологии: приобрести компьютеры, обучить людей, наладить обмен информацией. Сперва специалистов, которые работали раньше с бумагами, надо было хотя бы научить работать на компьютерах. Сейчас, когда эта задача решена, возникла вторая задача – обеспечение каналов связи, средств коммуникации для передачи информации. Сегодня эта задача еще не решена до конца.

В крупных городах обеспеченность и населения, и организаций доступом в Интернет повыше, но есть территории, где не каждый имеет возможность подключиться к сети и получить хотя бы информацию о деятельности органов государственной власти. А это часть “Электронного правительства”".

– На данный момент “Ростелеком” внедряет региональную инфраструктуру “Электронного правительства” (РИЭП) в трех регионах ПФО и других регионах страны. Вы предлагаете некий базовый проект, который применим к каждому региону, или же нужно адаптировать для каждого региона и создавать свое уникальное “Электронное правительство”?

Александр Крюков:

"“Электронное правительство” на федеральном уровне существует уже довольно давно. Больше года существует портал государственных услуг. Что касается регионального сегмента, нами разработано, с привлечением наших партнеров, так называемое универсальное типовое решение. Продукт еще “живой”, идет постоянная доработка. И он предлагается властям региональным в качестве некоторой отправной точки, если в регионе эта инфраструктура не развита. Если в регионе (к ним относится Нижегородская область) эта инфраструктура уже в той или иной мере существует, то мы предлагаем провести своеобразный аудит услуг, возможности улучшить проект, рекомендуем использовать те или иные наши модули. Нижегородская область относится к довольно высоким по уровню подготовки регионам России".

– Как оценивают степень готовности Нижегородской области к внедрению “Электронного правительства” разработчики программного обеспечения?

Роман Антонов:

"Мы недавно обсуждали вопрос по взаимодействию органов госвласти и компаний, которые могут провести аудит, с Сергеем Валентиновичем (Кучиным. – Ред.). Нужно проводить обследование систем. С технической точки зрения можно сказать только после аудита".

– Президент Медведев активно продвигает внедрение “Электронного правительства”. Мы по-комсомольски отвечаем: есть. Но одного энтузиазма мало. Смогут ли воспользоваться сервисами программы “Электронное правительство” жители всех населенных пунктов Нижегородской области? За счет чего может быть организована такая доступность? Насколько готовы жители всех районов Нижегородской области к работе с системой “Электронного правительства”?

Дмитрий Проскура:

"Я начну с того, что в первом квартале 2011 года уже будет оперировать объединенная компания “Ростелеком”, в состав которой войдут не только существующий “Ростелеком”, но и все региональные компании. Поэтому этот сложный проект – “Электронное правительство” - абсолютно совпадает с теми ресурсами, которые объединенная компания может дать. Какие есть возможности в Нижегородской области? Мы завершили строительство волоконно-оптических линий связи во всех районах Нижегородской области. 2373 км “оптики” положены, и все районы, включая Ветлугу, Варнавино, Воскресенское, Урень, Шахунью, получают возможность скоростного доступа, скоростной работы, просмотра фильмов и т.д.

Жители, не имеющие доступа в сеть Интернет из дома, могут воспользоваться ресурсами нашей компании: получить доступ в сеть Интернет в многочисленных отделениях связи “ВолгаТелеком”, расположенных в населенных пунктах Нижегородской области, поработать в 15 интернет-клубах компании, посетить пункты коллективного доступа отделений почтовой связи. Телекоммуникационная инфраструктура в Нижегородской области готова полностью.

Если принять классификацию внутреннего и внешнего контуров «Электронного правительства», то на внутреннем контуре мы уже давно работаем. То есть органы власти используют наши возможности. У нас много совместных проектов".

– Все мы понимаем, что далеко не в каждом доме есть компьютер, но практически в любом селе есть отделение “Почты России”. Насколько почта готова подключиться и что уже делается?

Сергей Щелкунов:

"Важно не только государственным органам быть готовыми предоставлять эти услуги, но и населению быть готовыми их получать. В Нижегородской области, как и по всей стране, существует сеть пунктов доступа в Интернет на базе отделений почтовой связи. Это компьютеры в отделениях почтовой связи, которыми могут воспользоваться обычные граждане.

В Нижегородской области у нас 569 машин. Каждая – на два рабочих места. Таким образом, одновременно больше тысячи человек могут пользоваться Интернетом.

Мы предлагали всем желающим пользоваться информационным ресурсом – порталом госуслуг – и увидели, что процент тех, кто хотел бы им воспользоваться, очень невысок. Так что дело не только в наличии технических решений, но и в том, что необходима широкая работа с населением по пропаганде возможностей “Электронного правительства”.

Мы пытаемся эту работу проводить. Сегодня специалисты отделений почтовой связи помогают клиентам пользоваться этими услугами. Это, в первую очередь, важно не в больших городах, а в отдаленных населенных пунктах".

– Сегодня сотовые операторы стремятся стать универсальными игроками. Другой тренд – информатизация общества. Можно ли объединить эти две тенденции, и как в реализации проекта “Электронное правительство” могут объединить свои усилия чиновники и сотовики?

Дмитрий Смиркин:

"Для начала следует сказать о том, что удаленный доступ к услугам Интернета и беспроводного Интернета на территории Нижегородской области был доступен абонентам МегаФона еще в 2007 году, когда мы обеспечили стопроцентное покрытие сетью EDGE (одна из технологий передачи данных). В 2009 году была построена сеть третьего поколения, которая характеризуется высокой скоростью.

Людям кажется, что все высокие технологии лежат внутри мегаполиса, но это не так. Те цифры, которые у нас есть по реализации 3G-модемов, говорят, что мобильный Интернет очень востребован в районах области. Сегодня сотовые операторы не просто предоставляют традиционные голосовые услуги. Сотовики идут по пути оказания комплексных услуг.

Наша компания активно развивает направление фиксированной связи: проводной высокоскоростной доступ в Интернет, телефонию (городские телефонные сети), и многое другое. Этими вопросами в МегаФоне занимается специальное подразделение – отдел конвергентных услуг.

В части функционирования “Электронного правительства” мы готовы предоставить выделенный канал, организованный по технологии VPN. VPN (Виртуальные частные сети) – это современные технологии, позволяющие эффективно и с минимальными затратами объединять территориально разрозненные офисы в единое информационное пространство.

Применение технологий VPN обеспечивает надежную защиту передаваемых данных. Это некая “труба”, по которой перемещается информация только конкретных пользователей, от “точки до точки”, и никто извне не может получить к ней доступ. Используя высокоскоростной выделенный канал, можно подключить к Интернету не один компьютер, а организовать локальную сеть. Я абсолютно согласен с коллегами в том, что действительно нужно повышать уровень грамотности населения.

Купив 3G-модем и выйдя в Интернет, ты можешь подключиться к “Электронному правительству”, но знаешь ли ты, куда и зачем ты хочешь выйти? Здесь, мне кажется, и мы, провайдеры, и государственные структуры заинтересованы в том, чтобы сайты госуслуг становились все более и более популярными. Мы со своей стороны готовы обеспечить продвижение этих услуг.

МегаФон – лидер по темпам строительства собственных волоконно-оптических линий связи. Только в 2010 году мы проложили 2000 км ВОЛС, и продолжим активную работу по расширению сети в следующем году. Собственные ВОЛС позволяют нам предоставлять услуги и мобильного, и проводного высокоскоростного Интернета.

Мы постоянно работаем над увеличением емкости наших сетей, отвечая требованиям самых взыскательных потребителей. Еще одна интересная услуга, которая может существенно облегчить жизнь и предприятиям, и государственным структурам, называется колокейшн. Суть ее такова: мы предоставляем место в наших автозалах под размещение серверов клиента. Содержать собственную серверную – дело накладное, сложное и для многих предприятий нецелесообразное.

В то же время некая площадка для хранения информации или функционирования сайтов должна быть. Поэтому мы готовы разместить в своих автозалах оборудование клиента и обеспечить его функционирование".

– Как операторы связи могут способствовать развитию “Электронного правительства”?

Андрей Ревков:

"Доступ к государственным услугам по Интернету позволяет людям оперативно и просто решать вопросы, требующие взаимодействия с государственными органами. Появляется возможность получать услуги по Интернету — 24 часа в сутки и 7 дней в неделю.

Для того, чтобы “Электронное правительство” стало легким и доступным каждому способом получения государственных услуг, а очереди за справками, разрешениями, оплатой разного рода пошлин и т.д. канули в Лету, уже сделано многое. В первую очередь, я говорю о телекоммуникационной инфраструктуре и мобильных интернет-сервисах в частности.

Мы в МТС убеждены, что одним из важнейших препятствий для формирования “Электронного правительства” совсем недавно являлось так называемое цифровое неравенство. Речь идет о том, что далеко не у всех была возможность выхода в Интернет: препятствием становилось либо отсутствие технической возможности, либо стоимость.

В этой связи появление мобильных технологий – беспрецедентная возможность для государства предоставления всем своим гражданам и государственным служащим доступа к информации в любое время и в любом месте.

Сегодня у МТС есть целый ряд продуктов, которые способствуют развитию “Электронного правительства”. Это и APN – защищенный доступ к интернет-ресурсам, и 3G-роутеры, при помощи которых легко организовать беспроводной доступ в сеть в любом помещении, и, конечно, мобильный Интернет. Он позволяет выходить в Интернет где угодно, а это означает, что даже жители самых отдаленных районов имеют возможность пользоваться государственными услугами через Интернет.

Что касается стоимости, то в течение года она снижалась, и сегодня тарифная опция «Безлимитный Интернет с телефона» предоставляется абонентам МТС всего за 99 рублей в месяц, комплект “МТС-Коннект” (мобильный модем и безлимитный Интернет на два месяца) стоит 590 рублей.

Также у нас накоплен большой опыт по предоставлению абонентам возможности оплачивать с мобильного телефона услуги ЖКХ, штрафы ГИБДД и т.д. Вкупе с имеющимися техническими ресурсами это позволяет нам выразить готовность оказывать содействие в расширении и внедрении “Электронного правительства” в повседневную жизнь нижегородцев и россиян в целом".

– Какова будет стоимость доступа в сеть Интернет при обращении к программе “Электронное правительство”?

Максим Чистяков:

"Что касается цен, то они практически каждый месяц идут вниз, так как конкуренция достаточно жесткая. Все строят сети третьего поколения. Что касается “Электронного правительства”, можно подумать о специальном тарифе, чтобы обращение к сайтам госуслуг тарифицировалось по сниженной цене".

– Один из руководителей компании “ТрансТелеКом” как-то обратил внимание на то, что в основном все говорят о развитии “Электронного правительства” вширь (количество сайтов, адресов, объемов информации), то есть на “крону”. А ведь главное – “ствол”, то есть безопасные и высокоскоростные цифровые каналы передачи и хранения информации. Магистральные операторы связи могут дать необходимое развитие?

Алексей Куликов:

"Техническая готовность очень высока. Уверен, что представители органов власти на местах знают, что есть альтернативные возможности. В конкретных случаях это выражается в конкретных проектах. Возможности сетей сейчас кратно превосходят возможности “Электронного правительства”. Кроме электронных услуг нужен еще “электронный потребитель”. Воспитание его – это задача".

– Не все жители смогут грамотно разобраться с преимуществами доступа к сервисам и с формами бланков для заполнения, которые будут размещены в программном обеспечении “Электронное правительство”. Кто в этом поможет и даст необходимые консультации?

Дмитрий Проскура:

"Программные интерфейсы, конечно, будут совершенствоваться, но на переходный период должны быть хорошие службы консультаций. “ВолгаТелеком” готов предложить услуги колл-центра. При этом для жителей районов Нижегородской области эти услуги не будут тарифицироваться. То есть тот миллион абонентов, который у нас есть, может звонить в колл-центр бесплатно.

Если потребность в таких услугах будет, то колл-центр может быть переориентирован на обслуживание портала госуслуг Нижегородской области.

Не нужно беспокоиться, что пожилые люди далеки от Интернета и не смогуть справиться с техникой. Как показывает практика, люди хотят и могут учиться работать в Интернете. Мы проводили курсы для ветеранов “ВолгаТелеком”. Сперва люди отнеслись недоверчиво к своим силам и возможностям, но через 5-6 занятий они уже понимали все удобство работы и общения в Интернете. Мы планируем подобные курсы проводить и далее: для людей пенсионного возраста – наших абонентов".

Сергей Кучин:

"Кстати, вопросы о работе портала госусгуг Нижегородской области в скором времени можно будет задать через скайп в режиме видеоконференции".

– Многих беспокоит безопасность информации в “Электронном правительстве”.

Дмитрий Проскура:

"Такая опасность существует. Те прецеденты, которые есть в других странах, показывают, что опасения небезосновательны. Зная об этом, нужно заранее позаботиться о защите. Например, вариант использования хороших антивирусных и антиспамовских пакетов можно предлагать на уровне аренды приложения к услуге доступа в сеть Интернет. Не обязывать потребителя покупать дорогостоящее ПО, а давать защиту через крупных операторов связи или обеспечивать безопасность информации через правительственный ресурс. Мы можем предложить такие услуги на специальных условиях".

Вадим Иванов:

"То, что газета собрала всех нас и начала такой важный разговор – это очень хорошо. Сегодня нужно формировать социальный заказ и рынок соответствующих услуг. Мы на правильном пути. Для повышения востребованности существующих интернет-ресурсов региональным правительством с 2007 года организовано обучение граждан основам компьютерных технологий. Повышение компетентности населения в области IT-технологий является третьим жизненно необходимым навыком (наряду с грамотностью и умением считать) для государств, которые стремятся поддерживать соответствующий современному информационному обществу уровень производительности и уровень жизни".

Перечень услуг, которые можно получить в Москве в рамках программы “Электронное правительство”

Подать заявку:

Единый жилищный документ 

Удостоверение многодетной семьи 

Справки, выписки, архивные копии префектур

Справки, выписки, архивные копии управы 

Архивные справки, выписки, копии, информационные письма ЦОА ДЗ 

Архивные справки, выписки, копии, информационные письма ЦОА УСО 

Договор и/или дополнительное соглашение на право пользования жилым помещением 

Извещение о внесении изменений в учетные дела граждан, состоящих на жилищном учете 

Получить в электронной форм:

Единый жилищный документ 

Единый платежный документ 

Предварительный расчет жилищной субсидии 

Извещение о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг 

Учет показаний квартирных счетчиков 

Бланк запроса о доходах, сведения о которых требуются при оформлении гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг 

Личный кабинет:

Посмотреть поданные заявления 

Посмотреть выданные документы 

Проверить статус обращения 

Мои вопросы

Редакция “МК в Нижнем Новгороде” благодарит сотрудников гостиницы “Октябрьская” за помощь в организации “Эксперт-клуба” и высокий профессионализм.