Засада с ОСАГО

Чтобы купить полис, надо занимать очередь на конец мая

Нижегородские автомобилисты столкнулись с проблемой покупки полисов ОСАГО. В одних страховых компаниях нет бланков, в других навязывают допуслуги, в третьих отказываются страховать не своих клиентов, в четверых предлагают записаться в очередь на конец мая... Что делать и как выйти из ситуации, когда срок действия полиса ОСАГО истекает, а ездить надо?

Чтобы купить полис, надо занимать очередь на конец мая
Фото - probeg.com

“Автогражданка“ не для всех

Трудности с покупкой полисов ОСАГО возникли не сегодня и не вчера. Еще два года назад крупнейший из страховщиков – компания “Росгострах“ - начала продавать полисы “автогражданки“ только тем, кто готов был приобрести еще один продукт: дополнительное ОСАГО или оформить страхование жизни. Летом прошлого года нижегородское управление Федеральной антимонопольной службы признало страховщика нарушившим закон “О защите конкуренции» и велело устранить нарушение. В конце года компании был выписан еще и штраф - 737 500 рублей. Но даже этот факт не заставил руководителей “Росгосстраха“ пересмотреть свою политику. Судя по сообщениям форумах, компания до сих пор отказывается продавать полисы ОСАГО без нагрузки.

Вскоре примеру “Росгосстраха“ последовали и другие компании. “ЖАСО… полисов для новых клиентов типа нет. “Ресо“ - новых не принимаем, но запишитесь в очередь. “Цюрих“ – полисов нет, ждем. ОСК - на двери объявление, что тоже полисов нет. “Согласие“ - не успел, последний купили в девять утра… Три брокерских компании - ни в одной полисов нет…“ – пишет свой отчет на автофоруме nn.ru пользователь Eternal. “Обзванивала крупные страховые компании - и никто не оформляет полисы ОСАГО физическим лицам. В “Ренессансе“, где была застрахована и хотела продлить полис, мне отказали. Сказали: нет полисов. Звонила в Альянс (РОСНО) – то же самое... Только Росгосстрах - с одновременной покупкой РГС-фортуна Авто. При этом в центральном офисе - доп.полис за 2000 руб. А агенты, сидящие в Нижегородце, - сверху 1050 рублей..." – рассказывает о своем опыте julia111980.

В чем причина такой ситуации, достоверно неизвестно. Страховщики, в основной своей массе, молчат, неофициально объясняя тем, что, мол, невыгодно стало страховать по ОСАГО из-за высокой убыточности этого продукта. Тарифы не менялись в течение нескольких лет, а стоимость ремонта автомобилей (особенно иномарок) растет.

- Рост убыточности на рынке автострахования мы связываем с применением закона о защите прав потребителей к сфере ОСАГО и лояльной позицией судов по отношению к клиентам страховых компаний. В итоге крупные игроки рынка вынуждены не только корректировать тарифы, но и оптимизировать свои портфели моторных рисков, – прокомментировала ситуацию с полисами ОСАГО директор филиала страховой группы «СОГАЗ» Надежда Бурданова.

Руководитель филиала страховой компании “Ренессанс“ в Нижнем Новгороде Максим Субач указывает на объективные причины нехватки полисов:

- Действительно, некоторые компании отказываются от продажи полисов ОСАГО. В итоге их клиенты высвобождаются и идут в другие фирмы. В результате получилась такая ситуация, что то количество бланков, которые мы системно получали, стало просто не хватать для всех, кто к нам обращается. Как только поступают бланки – мы без всяких ограничений оформляем полисы.

Директор страхового магазина Владимир Коновалов полагает, что недостаток полисов ОСАГО – проблема временная.

- Когда рынок перераспределится, такая проблема уйдет, - говорит он.

В ГИБДД тоже считают, что через две-три недели ситуация с полисами ОСАГО должна наладиться. Данной ситуацией уже заинтересовались антимонопольщики, прокуратура и ГУ Центробанка, которые исследуют компании на предмет сговора.

Каждый собственник автомобиля, получивший отказ в получении ОСАГО, может обратиться в суд о принуждении к заключению страхового договора, а также пожаловаться в ЦБ РФ, прокуратуру, ФАС и Роспотребнадзор. Только вот после подачи жалобы вожделенный полис вам никто все равно не продаст. А потому, как замечает автоюрист Виктор Жаворонков, у человека есть выбор:

- Либо согласиться с условиями страховщика и приобрести полис с допуслугами. Либо постараться найти страховую компанию, где вам продадут полис ОСАГО по номиналу. Либо не покупать полис “автогражданки“ и временно пересесть на общественный транспорт. Выбор каждый сделает сам.

Без полиса нельзя

Если ситуация с ОСАГО не изменится, то убыточность страховой деятельности продолжит расти и в 2014 году. А значит, страховщики могут пойти на крайние меры и вообще отказаться продавать полисы ОСАГО. Чем это чревато для автомобилистов, пояснили в нижегородской Госавтоинспекции.

- Нигде в нормативных документах такая ситуация не прописана, а значит наши сотрудники будут требовать у водителей действительный полис ОСАГО, - говорит заместитель начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения регионального УГИБДД Дмитрий Мацкевич. - Если закрыть глаза на эту ситуацию и разрешить ездить без полисов, то у нас люди просто перестанут страховаться. Это приведет к куда более серьезным последствиям и проблемам. Поэтому если вы во время не продлили полис ОСАГО, лучше поездить на общественном транспорте или такси.

Полис ОСАГО является обязательным для всех водителей, садящихся за руль транспортного средства. Для тех, кто не соблюдает это требование, предусмотрен административный штраф:

- Если вы забыли свой полис ОСАГО дома, но он у вас есть - штраф 500 руб. (ст. 12.3 п.2 КоАП РФ);

- Если у вас есть ОСАГО, но просрочено - штраф 800 руб. (ст. 12.37 п.2 КоАП РФ);

- Если полис у вас есть, и вы сидите рядом, но управляет машиной другой человек - штраф 500 руб. (ст. 12.37 п.1 КоАП РФ);

- Если ОСАГО у вас на этот автомобиль нет вообще - штраф от 500 до 800 руб. (ст. 12.37 п.2 КоАП РФ). Кроме того, инспектор ГИБДД снимет госномера с вашего ТС и запретит эксплуатацию до момента предоставления страховки и квитанции об оплате штрафа.

- Если у вас «сезонный», т.е. ограниченный во времени полис ОСАГО - штраф 500 руб. (ст. 12.37 п.1 КоАП РФ); также инспектор ГИБДД снимет госномера и запретит эксплуатацию ТС.

Кроме того, если автовладелец по собственной вине попадёт в аварию, то должен будет компенсировать вред жизни, здоровью и имуществу пострадавших за счёт собственных средств. Финансовые потери в таком случае могут достигать десятков и даже сотен тысяч рублей.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру