Архаичные пасхальные традиции земли Нижегородской

Яичко к Христову дню

В Парадной столовой «Усадьбы Рукавишниковых» проходит интереснейшая праздничная выставка под названием «Яичко к Христову дню» посвященная празднованию святой Пасхи в дореволюционной России. Об этой экспозиции рассказала старший научный сотрудник Нижегородского государственного историко-архитектурного музея заповедника (НГИАМЗ) Татьяна Кузьмина.

Яичко к Христову дню
Фоторепродукции открыток из коллекции автора

Открытки, иконы, пасхалия…

Светлое Христово Воскресенье или Пасха является главным праздником церковного православного календаря, установленным в память об искупительной жертве Иисуса Христа, его смерти на кресте и последующем чудесном воскрешении. Религиозный смысл Пасхи на выставке раскрывают икона «Воскресение Христово» и напрестольный крест из перламутра.

Праздник Пасхи отмечается по лунному календарю, поэтому не имеет постоянной даты. Время празднования святой Пасхи рассчитывалось на много лет вперед и записывалось в таблицах – пасхалиях. На выставке представлена пасхальная таблица, происходящая из нижегородского женского Крестовоздвиженского монастыря, с расчетом Пасхи с 1613-го по 1940 годы.

В праздник светлой Пасхи начиналось разговение после семинедельного Великого поста. Это была чисто семейная трапеза, на которую не созывали гостей. На стол, покрытый белой скатертью, ставили крашеные яйца, пасху и кулич из сдобного теста, освященные накануне в церкви. Яйцо, традиционно окрашенное в красный цвет, в представлении православного человека символизировало мир, обагренный кровью Иисусу Христа и через это действо готовое возродиться к новой жизни. Кулич ассоциировался с телом Господним, к которому должны причащаться верующие. В столовой демонстрируется деревянная форма для пасхи, украшенная выемчатой резьбой в виде голубя, креста, яиц. Там же выставлена кулинарная книга начала XX века с перечнем блюд пасхального меню, в которое входило обилие мясных деликатесов.

Накануне Пасхи на сормовском хлебозаводе освятили куличи

Накануне Пасхи на сормовском хлебозаводе освятили куличи

Смотрите фотогалерею по теме

В светлое пасхальное воскресенье начиналась и череда традиционных визитов к родным, близким, знакомым. Во время этих встреч нижегородцы дарили друг другу подарки. Традиционными были яйца, изготовленные из разнообразных материалов - дерева, фарфора, стекла, а также пасхальные открытки. Особую гордость музея-заповедника представляет коллекция фарфоровых яиц Императорского фарфорового завода, поступившая в собрание из женского Понетаевского монастыря, с изображением Рождества Христова и князя Михаила Тверского. Такие яйца выпускались маленьким тиражом и предназначались для подарков членами императорской семьи своим приближенным. В каждом из яиц имеется сквозное отверстие, через которое продевали шелковую ленту и подвешивали к иконам. Замечательна и коллекция представленных в экспозиции деревянных яиц-писанок, роспись которых могла принадлежать детям.

Что же касается пасхальных открыток и писем конца XIX – начала XX веков, они вызывают на выставке немалый интерес. На них изображены традиционные пасхальные праздничные атрибуты и символика, обряды, а также темы весеннего пробуждения природы. Чаще всего на открытках изображали яйца, куличи, пасхи, вербу, кроликов, ласточек, ранние полевые цветы, крестные ходы и людей, идущих со светлой заутрени. Интересно, что первые поздравительные открытки, выпущенные в России в 1897-1898 годы, были именно пасхальные, изданы хромолитографическим способом по акварелям художника Николая Каразина. Через некоторое время вышли еще несколько открыток, в их числе почтовая карточка «Возвращение на тройке от заутрени с куличами и пасхами». Она считается одной из первых пасхальных поздравительных российских открыток.

Продолжением дня Пасхи была пасхальная (светлая) неделя, длившаяся восемь дней. В это время в крупных городах и населенных пунктах проходили массовые народные гулянья. Как правило, возводили деревянные горки, качели, а вокруг них выстраивались ряды лавок со сладостями. Интерес на выставке вызывают обертки от конфет кондитерских фабрик Нижнего Новгорода и Москвы конца XIX века.

Фоторепродукции открыток из коллекции автора

Пасха для мертвых

О народных поверьях, связанных с празднованием святой Пасхи в деревне, в том числе в Нижегородской губернии, нам рассказала этнолог, специалист по архаичным народным праздникам и обрядам Ольга Гальцева, работающая в НГИАМЗ.

По народным верованиям, светлое воскресение Спасителя празднуют в трех мирах – в царстве Божьем, в мире живых и в мире мертвых. Это никак не противоречит преданиям христианским. В связи с этим в среде русских селян и по сей день распространена традиция посещать на Пасху умерших родственников, ходить на кладбище. В каких-то областях ушедших предков посещают заранее, например, в четверг или в субботу.

В старину повсеместно в великий четверг крестьяне топили баню. После того как все члены семьи помоются, в бане обязательно поддавали пару, а также оставляли мыло и веники для умерших родственников. Делали это для того, чтобы они тоже могли помыться и встретить великий праздник чистыми. Также в четверг на страстной неделе в некоторых районах селяне ходили на кладбища и жгли костры у собственных домов, чтобы души умерших родителей могли согреться. Интересно, что в Нижегородской области традиция этих обрядов бытовала и у русских, и у мордвы, и у марийцев.

В старину православная церковь активно боролась с тем, чтобы прихожане не посещали кладбищ в великий четверг. Однако до сих пор в некоторых районах области ходят на могилки родственников именно в этот день и даже приносят умершим крашеные яйца - чтобы душам усопших было с чем встретить Христа. Погост посещали и в саму Пасху. Вот только входить на кладбище нужно было только через главные ворота, так как считалось, что именно там души покойных встречают своих живых родственников. Например, в Рязанской области после праздничной службы прихожане шли на кладбище, и этот обряд называли «христосованием». Они трижды обкатывали яйцо вокруг могилки со словами «Христос воскресе», после чего крошили его на могильную насыпь или зарывали в землю. Иногда после такого обкатывания могилу целовали.

В отдельных случаях подобное поведение живых являлось своеобразным сигналом в мир мертвых (у них же нет календарей) о том, что грядет великий праздник. Ведь считается, что умершие, как и живые, справляют Пасху. По данным Ольги Гальцевой, у западных и южных славян существовал специальный день (выпадающий на Фомино воскресенье, следующее за Светлым), который назывался Пасхой мертвых. По народным поверьям, именно в этот день мертвые празднуют Пасху, а в некоторых быличках (короткий рассказ о встрече с «нечистой силой») даже рассказывается о встрече покойников на службе в церкви.

Согласно народным поверьям, на светлой или радостной неделе (лучше до вторника) нужно обязательно посетить кладбище и поздравить усопших родных, похристосоваться с ними. Хотя зачастую на кладбище идут в Пасху целыми семьями и устраивают на могилах праздничный помин.

Не менее распространенной традицией в старину было в пасхальную полночь ходить с фонарями и встречать Христа или, как объясняли сами участники этого действа, освещать ему дорогу. Но обычно подобная традиция бытовала в тех населенных пунктах, где не было храма и моление проводилось крестьянами самостоятельно. Видимо, что таким образом был заменен праздничный крестный ход, чего нельзя сказать о традиции разжигать в это же время по возвышенностям костры. Этот обряд имел в народе предназначение совершенно конкретное – греть мертвых или греть родителей.

Так что большинство из народных пасхальных обрядов были направлены из мира живых в мир иной. Вероятно, символика воскресения должна была попасть в оба мира, особенно в мир умерших, так как наступление этого светлого дня во всем христианском мире является вестью о грядущем воскресении для всех «…И сущим во гробех живот даровал».

Во многих районах России в праздничную пасхальную полночь охотники выходили из изб и начинали палить в небо из ружей. Таким образом они якобы изгоняли из села чертей. Ольга Гальцева рассказала, что нечто подобное было зафиксировано в пасхальную ночь в одной из старообрядческих деревень Семеновского района. Только там “салютовали“ не в самой деревне, а на кладбище. Таким необычным способом живые оповещали умерших (этот обряд называется «мертвых будить») о наступившем празднике.

Яйцо как оберег

Если по церковным канонам окрашенное в красный цвет яйцо в представлении православных людей символизировало мир, обагренный кровью Иисуса Христа, то в народных верованиях яйцо – символ плодородия и всего, что может вместить это понятие - зарождающаяся жизнь, здоровье, защита, плодовитость.

Круглая и гладкая форма яйца, по всей видимости, ассоциировалась с гладкой и благополучной жизнью, и не случайно, что яйцо использовалось в различных магических обрядах, способствующих умножению урожая и потомства скота. Так, существовала примета, что при первом выгоне корова должна была перешагнуть через положенное перед ней яйцо - тогда впоследствии она приобретала круглые, дородные формы и приносила здоровый приплод. Но если корова, наступая на яйцо, давила его, это означало, что в течение года она умрет.

В Воскресенском районе нашей губернии пасхальное яйцо даже служило оберегом: его хранили за иконами от пожара. Согласно поверью ветлужан, если на их усадьбе случался пожар, яйцо нужно было всего-навсего перекинуть через крышу дома, и тогда огонь должен был обязательно утихнуть.

В некоторых районах пасхальное яйцо – символ зарождавшейся жизни - зарывали в землю перед первым севом с верой, что это повлияет на плодовитость земли-матушки. Это же значение имело катание яиц по земле на пасхальной неделе.

Даже само по себе освященное пасхальное яйцо, лежащее в кармане, уже служило оберегом от происков нечистой силы. Иногда свежим освященным пасхальным яйцом лечили детей. А сырым яйцом знахари (в том числе современные шарлатаны) и по сей день якобы снимают порчу. Однако это уже совсем другая история…

Накануне Пасхи на сормовском хлебозаводе освятили куличи

Накануне Пасхи на сормовском хлебозаводе освятили куличи

Смотрите фотогалерею по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру