Владимир Чикишев: «Дарить радость – это профессия»

Режиссер и руководитель театра «Пиано» раскрывает секреты профессионального мастерства

На столе у бессменного художественного руководителя и режиссера театра "Пиано" Владимира Чикишева лежит обычный фонарь «динамка». Это наглядное воплощение его педагогической практики: крутишь ручку - и загорается свет. Я пытаюсь выведать его педагогические тайны, а в результате Владимир становится проводником в другой мир, который находится рядом – «страну детского театра». И разговор поневоле перешел на масштабные социальные проблемы.

Режиссер и руководитель театра «Пиано» раскрывает секреты профессионального мастерства

Нехорошее слово

В школе-интернате для глухих детей, где базируется «Пиано», учится 72 ребенка. Вроде немного для города-миллионника. Почти все воспитанники школы проходят через театр. Кто-то становится заядлым актером, кто-то постоянным зрителем. «Пиано» можно смело приравнять к таким визитным карточкам города как Нижегородский кремль и топ-модель Наталья Водянова.

История «Пиано» - это история поддержки театра самыми разными людьми. Это не обязательно финансовая помощь, кто-то приходит просто пообщаться с детьми. Например, два иностранца-волонтера - грек Мариус и шведка Сара. Гости - часть учебной программы, автором которой является Владимир Чикишев. Самое интересное, после посещения «Пиано» люди понимают, что могут общаться без слов. Есть проект «Мост в тишину» - творческие встречи воспитанников театра со слышащими сверстниками, школьниками и студентами. Другой вопрос, как выстроить этот непростой диалог? По словам Чикишева, есть две крайности восприятия его подопечных: «бедные детки» и «необоснованный восторг». Но за обеими версиями стоит желание пожалеть.

- Главный вопрос – с чем выйдут наши актеры к слышащей части общества? Как сделать так, чтобы они поняли, что их уважают и любят, а не жалеют? Но уважают за дело, умение, мастерство. А для детей понятие «работа» должно соотноситься с понятием «игра», - говорит Владимир Чикишев. - И наша задача – сохранить в них игровое творческое начало. Иначе мы вырастим тех, кто вечно ждет подарков, людей с потребительским подходом к жизни. Увы, это характерно не только для людей с инвалидностью. Немало здоровых людей, которые всегда чего-то ждут, а не стремятся чего-то достичь.

- Это большая социальная проблема. Неоднократно приходилось слышать, что интернаты именно таких людей и воспитывают...

- Слово «интернат» вызывает настораживающие ассоциации. Исторически сложилось, что это искусственно изолированное пространство, где людей собирают по каким-то особым признакам. Наша задача – преобразить пространство нашего интерната, наполнить его интересными событиями, встречами с разными людьми. К нам приезжают дети из многих школ города и открывают для себя другой мир, в котором живут и творят их особенные сверстники. У нас формируется своеобразный культурно-образовательный центр, значимый для города наряду с театрами и музеями, который воспитывает и обитателей, и гостей. Делает их добрее, толерантнее...

- Кстати, о термине «толерантность». Сейчас он как только не интерпретируется. Что для вас значит толерантность?

- Для меня это уважение, а не жалость. Мы создаем механизмы для проявления уважения к себе и к людям. Агрессию в мире можно преодолеть только таким же количеством тепла и доброты. А откуда доброта берется у детей? От бабушкиной ласки, маминого голоса, прикосновений – из множества мелких деталей. Это не то качество, которое можно где-то просто взять. Это медленно формирующееся мироощущение, которое не может быть только вербальным. Есть хороший фильм «Двое» - про любовь глухой актрисы театра мимики и жестов и студента консерватории. Их чувство выше каких-то социальных программ и воспитательных мер.

- Но отношение к инвалидам в обществе неоднозначно...

- Вспомним историю. Когда Гитлер пришел к власти, в Германии насчитывалось около 4% (от общего количества жителей) инвалидов. Их стали уничтожать. Но после войны этот процент стремительно восстановился. Для чего это нужно природе? Наша задача понять это.

Сжатая пружина желания высказаться

- Я заметил, что в каждом спектакле есть обязательный момент – общение актеров с залом. Это тоже педагогическая методика?

- Работа со зрителем – главное в работе актера. Нужно настроить зал, расположить его, влюбить в то, что творят на сцене актеры. И тогда зрители смогут увидеть удивительный запас ума, смекалки, юмора юных актеров. Для ребенка важно внимание, возможность высказаться! Детям важно, чтобы их любили. Важно, чтобы уважали и ценили их мастерство, талант и душевную щедрость.

- Есть стандартный театральный рабочий процесс: читка – прогоны – генеральная репетиция - спектакль. У вас этого нет, каждая репетиция – бесконечный экспромт. Почему? Получается, что каждый спектакль - это тоже экспромт?

- Детей часто просят рассказать стихотворение. Но гораздо реже просят сочинить. Дайте разным детям поиграть в мячик – вы увидите, как по-разному они с ним обращаются. Свободный ребенок не будет спрашивать, что делать. Он будет делать с мячом все что захочет – творить игру. И дело не в том, как он играет, а как дальше его научить находить новые варианты игры с этим предметом. Вспомните «Маленького принца». Мальчик нарисовал слона в удаве, а взрослый не увидел замысла художника – и надолго оставил в душе ребенка след неуверенности в себе. Воспитать в ребенке качество самостоятельности нелегко, но очень важно для его дальнейшего успешного развития.

-Что же тогда можно назвать основой вашей театральной методики? Игру?

- Игра - это основа развития. Но наша задача – развить у ребенка определенную жизненную гибкость, которая поможет социализироваться. Через доверие, понимание и умение вести диалог. Этому учит театр. Мы не можем обеспечить воспитанникам материальные блага, карьерный рост и т.д. Но мы должны помочь им скорректировать отношение к себе и миру. Выработать особый иммунитет к неприятностям жизни.

- Для этого нужна очень сильная мотивация...

- Педагог или режиссер должен задать себе вопрос: что он хочет видеть на сцене? И ответить: радостные, открытые глаза, в которых не было бы страхов, которые бы не тускнели. И другой вопрос: кого ты хочешь воспитать? Я отвечаю – человека, дающего радость максимально большему количеству людей. А это конкретное умение и профессия. От педагога зависит, как впоследствии к его воспитаннику будут относиться в жизни.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру