Воссоздавал историю по крупицам
Виталий Черников долгие годы являлся единственным археологом Горького и области. А поэтому лишь ему одному были известны все секреты «науки лопаты». Иногда практически в одиночку ученый постигал загадки самых разнообразных археологических объектов. Воссоздавая по крупицам древнюю историю давно исчезнувшего мира, он исследовал целый ряд памятников: стоянки эпохи мезолита, неолита, бронзы, городища и поселения средних веков, а также могильники поволжских финнов – мордвы и летописной муромы.
Не являясь штатным археологом музея-заповедника, большую часть своего свободного времени Черников уделял именно полевым исследованиям и охранным раскопкам. Таким образом, именно он положил начало крупномасштабным археологическим работам в регионе. Свои полевые изыскания Виталий Федорович проводил в Кстовском, Богородском, Павловском, Вачском, Навашинском, Выксунском, Городецком, Кулебакском, Лысковском, Арзамасском, Ардатовском, Шатковском, Гагинском, Большеболдинском и Уренском районах. С 1960-го по 1984 год Черников возглавлял экспедицию музея-заповедника ГИАМЗа. Также принимал он активное участие в работе Чебоксарской, Верхневолжской и Горьковской экспедиций Института археологии РАН СССР. Коллеги отмечали тонкое археологическое чутье Виталия Федоровича. Найденные им в ходе разведок многочисленные археологические памятники разных эпох свидетельствуют именно об этом.
Занимая пост заведующего сектором историко-архитектурных памятников, Виталий Федорович долгие годы занимался охраной памятников архитектуры: в его ведении находился Нижегородский кремль с Архангельским собором. Однако в его обязанности входило не только изучение и охрана этих дорогих каждому нижегородцу памятников архитектуры. Он занимался и организацией работы этих объектов, и набирал технический персонал по их обслуживанию, и заключал договоры аренды, а также открывал финансирование на реставрационные и ремонтные работы всех памятников архитектуры, входивших в состав музея-заповедника.
Именно Виталий Черников положил начало изучению культурного слоя в исторической части Нижнего Новгорода: он приступил к первым охранным археологическим раскопкам жемчужины нашего города – Нижегородского кремля. Тогда же исследователь выявил на его территории и первоначальные защитные дерево-земляные укрепления. Ученый определил: ров нижегородского детинца имел ширину около 25 м.
В исторической части города Черников не пропускал ни одной вырытой рабочими или строителями новой траншеи или котлована. Зачастую из их недр он нет-нет, да и вытаскивал то горсть средневековых глиняных черепков, то старинные средневековые предметы быта, а если повезет, находил монету или украшение.
Во Львовке приняли за вредителя
Заведующая отделом истории НГИАМЗа Людмила Шакулова вспоминает о своем учителе не только как о выдающемся археологе, но и как о замечательном человеке. В любых обстоятельствах Виталий Федорович был очень добр, внимателен и отзывчив к окружающим людям - не только к коллегам, но и к студентам, проходившим у него обязательную археологическую практику. В экспедиционных коллективах Виталия Черникова всегда царила дружеская атмосфера, а сам он пользовался огромным авторитетом у студентов и подчиненных. В то же время он всегда старался ненавязчиво организовывать досуг ребят – беседы у костра, праздники, посвящения в археологи. В дождливую погоду, когда раскопки было вести невозможно, Черников старался не будить молодежь утром, давая выспаться. Сам между тем разводил костер и кипятил чай. И только когда завтрак уже готов, заспанные студенты, словно медвежата, лениво озираясь, вылезали из палаток, завтракали и снова удалялись восвояси, в свои теплые и сухие «берлоги».
- Начальник экспедиций был очень внимательным и сам следил, чтобы ребята не обгорали на солнце. Как-то раз во время работ на могильнике Безводное в Кстовском районе мои руки сильно обгорели, - вспоминает Людмила Шакулова. - Это заметил Виталий Федорович, подошел и отдал мне свою рубаху с длинными рукавами.
На протяжении почти 20 лет Виталий Черников руководил раскопками на территории имения Александра Пушкина в селе Большое Болдино. Как-то раз с ним произошёл курьезный случай. Слабый сердцем Черников медленно оглядывал улицы соседней деревни Львовка, изучая ее планировку, чем вызвал подозрение у бдительных деревенских баб, которые приняли его за вредителя и решили, что он хочет отравить воду в колодце. Они захватили археолога «в плен» и сдали участковому. Женщины заставили его выворачивать карманы, и были очень разочарованы, когда вместо яда у мужчины нашли только нитроглицерин. Их удивлению не было предела, когда выяснилось, что они задержали главного археолога города Горького, руководившего раскопками в усадьбе великого русского поэта.
Артефакты – самые ценные экспонаты
Людмила Шакулова рассказала и про выставку «Имя в истории: В.Ф.Черников», которая проходит в музее «Усадьба Рукавишниковых» на Верхневолжской набережной. В течение всего 2014 года в археологическом зале будет обновляться серия мини-выставок, посвященных памяти основоположника нижегородской археологической науки. На первой выставке нижегородцы и гости нашего города могут увидеть ранее не экспонировавшиеся материалы и фотографии Виталия Федоровича, которые рассказывают о его профессиональной деятельности. Там же представлены его коллекционные описи, труды, автографы, публикации исследований, личные вещи. Самые ценные экспонаты, аккуратно разложенные в стеклянных витринах – сами артефакты.
На выставке представлены кремниевые орудия на пластинах со стоянки Новошино в Навашинском районе. Найденные Черниковым в ходе разведки эти каменные изделия отличались от всех виденных им ранее на территории Горьковского края. Поэтому в 1978 году Виталий Федорович пригласил из Москвы видного археолога, специализировавшегося на исследованиях стоянок каменного века - Льва Кольцова. И тот подтвердил, что на территории Горьковской области найден памятник эпохи мезолита (VII-VI тыс. до н.э.).
По словам Людмилы Дмитриевны, живой интерес, особенно в последние годы своей жизни, Виталий Черников проявлял к изучению памятников эпохи бронзы. Недаром он достаточно скрупулезно исследовал несколько стоянок этого периода – поселения Шава-1 и Безводное-1 в Кстовском районе, Наумовка (на реке Сереже) и Новая Деревня в Арзамасском районе. На большинстве этих поселений им были зафиксированы очаги и остатки жилищ, оставшиеся от племен так называемой поздняковской культуры (вторая половина II тыс. до н. э.). Яркие образцы каменных орудий труда и фрагменты сосудов эпохи бронзы, найденные Черниковым, привлекают внимание изучающих экспозицию.
Особый интерес на выставке вызывают артефакты с могильника эпохи поздней бронзы Решное в Выксунском районе. Этот могильник оставили после себя представители сейминско-турбинской археологической культуры. Эти боевые отряды скотоводов-кочевников мигрировали на нижнюю Оку из Сибири и лесостепных предгорий Алтая в XV веке до н.э. Их оружие и военная организация оказались в середине II тыс. до н.э. настолько совершенными, что в достаточно короткое время эти люди преодолели тысячи километров. Стремительно ворвавшись на нижнеокские лесные равнины, вооруженные до зубов отряды всадников, по всей видимости, сеяли ужас и панику среди местных жителей, оружие которых отличалось более простой техникой изготовления. Кремниевые наконечники стрел и уникальное бронзовое оружие (кинжалы, топоры-кельты и наконечник копья) были найдены в ходе раскопок экспедиции известнейшего советского археолога Отто Бадера, в которых принимал участие и Черников.
Даже выйдя на пенсию, Виталий Черников не оставлял археологическую науку. Он всегда был рад помочь молодым археологам добрыми советами. Известнейший советский археолог Отто Бадер так отозвался о Виталии Федоровиче: «Есть ученые, которые пишут науку, а он из тех, кто ее делал». Говорят, даже на закате своей жизни (он ушел из жизни в 1997 году) Виталий Федорович спросил у своих коллег, посетивших его в больнице: «А вы нашли первоначальные кремлевские укрепления?» И весело, с присущим ему задором стал объяснять археологам, где искать средневековые валы и рвы…