Сами «сдаем» свои номера

Так можно ли избавиться от SMS-спама, что делать и как?

«У меня зазвонил телефон. Кто говорит?..» Никто. Это смс: «Не таскай сумки – заказывай такси…» И так может быть по нескольку раз на дню. Раздражает! Можно ли как-то оградить себя от нежелательных писем и как это сделать правильно?

Так можно ли избавиться от SMS-спама, что делать и как?

Осеннее обострение

Что такое спам? С этим, вроде, все понятно. Спам – это массовая рассылка сообщений без желания адресатов получать их.

- На сегодняшний день спам – бич всех операторов сотовой связи, так как зачастую в глазах абонента «виновником» рассылки всех рекламных сообщений является сам оператор, - говорит директор МТС в Поволжье Михаил Чернышов.

Однако нежелательные сообщения не исходят непосредственно от оператора связи.

- Сотовый оператор в данном случае является всего лишь поставщиком услуги связи, который обеспечил подключение к сети, неким «связующим звеном», и распространителем спама не является, - подчеркивает коммерческий директор макрорегиона «Волга и Урал» Tele2 Россия Алексей Сидоров. - Источников спама великое множество, но, как правило, его рассылают либо через номера мелких сотовых операторов, либо через SMS-центры компаний, чаще всего находящиеся за пределами России.

В среднем, каждый абонент Tele2 может ежемесячно получать около 15 информационных SMS из внешних сетей. В их число входят как ожидаемые сообщения (например, информация из банка, данные из государственных структур и так далее), так и нежелательные рекламные рассылки, то есть те рассылки, на получение которых абонент свое согласие не давал. Какие из них являются спамом, а какие нет, операторам связи понять невозможно – абонент в данном случае это видит и классифицирует только сам.

- О количестве спама, который получают абоненты ЗАО «НСС», мы можем судить только на основе обращений клиентов в компанию, - отмечает коммерческий директор ЗАО «НСС» Тимур Свирин. - По итогам 2013 года обратилось около 2500 абонентов с жалобой на спам-рассылку, это на 80% больше в сравнении с 2012 годом. С начала 2014 года обращения также продолжают поступать.

Операторы «большой тройки» и эксперты указывают на то, что последний пик спама пришелся на осень прошлого года.

- До середины 2013 года примерно 70% входящего трафика операторов составляли SMS-уведомления от банков, - отмечает Константин Островский из J'son & Partners Сonsulting. - Остальной объем сообщений приходился в основном на рекламные и информационные рассылки торговых сетей, интернет-магазинов, автоперевозчиков, предприятий услуг, электронных платежных систем. При этом значительная часть рекламного трафика приходилась на спам. За счет его роста доля банковского трафика снизилась к четвертому кварталу прошлого года до 50-60%.

В сети ОАО «ВымпелКом» (бренд «БиЛайн») пиковые значения спама были фиксированы в сентябре-октябре – это порядка 11 спам-SMS в месяц. Но, как пояснили в пресс-службе приволжского филиала компании, в результате комплекса мер за последние три месяца 2013 года уровень SMS-спама в сети «БиЛайн» снизился в более чем 3,7 раза.

- В ноябре российские спаммеры поставили «рекорд» в своем деле, попытавшись разослать абонентам более 950 млн рекламных и мошеннических сообщений, - добавляет Михаил Чернышов. - В декабре нам удалось сократить количество рекламных спам-сообщений в российской сети МТС до 200 млн SMS-сообщений - почти в пять раз!

Специалистами «МегаФона» в 2013 году было заблокировано около 1 млрд спам-сообщений.

Алексей Сидоров указывает на необходимость отличать рекламный спам и SMS-мошенничество как один из его видов.

- По нашим данным, - приводит пример коммерческий директор макрорегиона «Волга и Урал» Tele2 Россия, - только около 20% всего SMS-спама связано с рекламой. Самой популярной темой мошенничества - более половины всех SMS - до сих пор является тема блокировки банковской карты. Абонент получает такое сообщение, затем либо перезванивает для уточнения подробностей на этот неизвестный номер (и такой звонок становится для него очень дорогим), либо отправляет свои персональные конфиденциальные данные (и с карты пропадают деньги). Еще около 20% сообщений мошенников связано с темой выигрыша (например, вы стали миллионным клиентом автосалона и получаете за это совершенно бесплатно новенький автомобиль). Оставшаяся небольшая доля – сообщения типа «положи мне срочно денег на телефон» или «Это мама, перезвони мне срочно, пишу с чужого телефона».

1 млн рекламных SMS в сутки

В активную борьбу с мобильным спамом операторы связи включились в прошлом году. Оно и понятно: спам – это угроза комфорту абонентов и, как следствие, угроза имиджу компании, ведь если абонент не будет доволен качеством обслуживания, он просто сменит оператора связи.

- Сегодня мы видим, что общее количество спама, поступающего в сеть «МегаФона», значительно сократилось, в результате снизилось и количество жалоб клиентов на спам, - говорит директор по связям с общественностью Центрального филиала компании «МегаФон» Юлия Данилова.

Еще прошлой весной оператор внедрил систему «Антиспам», которая позволяет блокировать спам-сообщения с буквенно-символьных номеров по обращениям клиентов. А с 5 ноября технические средства компании позволили осуществлять полную блокировку сообщений, приходящих в сеть «МегаФона» с «коротких» цифровых и буквенно-символьных номеров, не соответствующих российскому законодательству.

C 11 ноября 2013 года механизм по борьбе со спам-рассылками был внедрен Tele2. Компания начала блокировать несанкционированные рассылки с коротких номеров, от псевдонимов, от буквенно-цифровых имен отправителей (например, Pizzza222 или Taxi2014), владельцы которых не заключили договор с оператором или с SMS-агрегатором, имеющим с Tele2 договорные отношения.

- Этот шаг позволит пропускать весь трафик через системы Tele2, обеспечивающие качественную фильтрацию сообщений и максимальную защиту абонентов, - отмечает Алексей Сидоров.

В декабре аналогичная система заработала в сети МТС.

- Это было логичным шагом, так как 98% нежелательных сообщений приходит к нам из сетей других операторов, - поясняет директор МТС в Поволжье. - Переведя весь трафик на собственные сети, мы получили возможность отслеживать недобросовестных распространителей рекламы и мошенников и блокировать их номера. Также заключив с заказчиками или через агрегаторов прямые договоры, мы можем проверять согласие абонентов на получение рассылок и применять к недобросовестным распространителям рекламы различные санкции, включая штрафы.

Также Михаил Чернышов напомнил, что год назад МТС запустила автоматизированную систему «Антиспам», которая выявляет и блокирует мошеннические и рекламные сообщения внутри собственной сети. Это позволило ежесуточно блокировать более 1 млн рекламных сообщений, поступающих в сеть МТС.

Система «внутреннего» антиспама, с помощью которой блокируются спам-рассылки, работает и в компании НСС. По словам Тимура Свирина, в 2013 году остановлено почти 1500 рассылок. Кроме того, в тестовом режиме работает система, которая позволяет блокировать рассылки через смс-центры других операторов связи.

«БиЛайн» для защиты абонентов от спама в конце прошлого года договорился о создании базы недобросовестных отправителей с крупнейшими SMS-агрегаторами – компаниями, которые предлагают услуги SMS-рассылок. Лица и организации, попавшие в эту базу, лишаются доступа к массовым рассылкам. Важно, что к соглашению присоединились агрегаторы, осуществляющие 80% SMS-рассылок в России.

Однако и отправители SMS-спама не дремлют и придумывают все новые способы попасть в наши мобильные телефоны. Одна из последних тенденций – массовая отправка сообщений с обычных абонентских номеров, зачастую даже из других регионов.

- В рамках действующего закона «О связи» мы не имеем права блокировать SMS, поступающие из других мобильных сетей, в том числе с длинных федеральных номеров, - отметили в пресс-службе приволжского филиала компании. - По действующему законодательству, мы не можем анализировать тексты сообщений, а обязаны их доставлять. Как только будут сняты законодательные ограничения, мы сможем проще и быстрее бороться со спамом.

Осторожнее с платежными терминалами

Все опрошенные операторы связи заверили корреспондента «МК в Нижнем Новгороде» в том, что они не предоставляют клиентские базы сторонним коммерческим или государственным структурам для рассылки рекламных сообщений.

- Возможность взлома наших баз данных и их утечки исключена, - особо подчеркнул Михаил Чернышов.

Так откуда же распространители спама узнают наши телефонные номера?

Все очень просто. Во-первых, до сих пор рекламодатели пользуются так называемыми веерными рассылками – с помощью компьютерных программ производят рассылку сообщений путем случайного подбора номеров. Ведь телефонные коды операторов связи не составляют тайны, и любой заинтересованный может легко выяснить, какому оператору и даже в каком регионе принадлежит телефонный номер. А дальше – дело техники!

Во-вторых, база данных номеров формируется при заполнении абонентами анкет в различных магазинах, спорт-клубах и службах такси.

- Недобросовестные компании могут продавать базу данных номеров сторонним организациям, которые впоследствии осуществляют спам-рассылку, - говорит Тимур Свирин.

- Часто базу данных спам-рассылок пополняют платежные терминалы. Когда вы пополняете баланс телефона через терминал, часто внизу экрана мелким шрифтом есть пункт соглашения на получение рассылок, - обращает внимание Алексей Сидоров. - Многие его просто не замечают и кликают "Далее". Так, делая платеж, вы автоматически соглашаетесь на то, что вам будут присылать рекламу. В этом случае важно внимательно читать информацию на экране терминала и вовремя снимать "галочки" с пунктов согласия.

Еще один популярный способ автоматического сбора баз данных телефонных номеров – регистрация на форумах и в социальных сетях. Оставляя свой номер телефона в Интернете, - советует Сидоров, - кодируйте его, например, пишите цифрами и словами, разделяйте цифры звездочками, а не пробелами.

Способы отключиться от спама

Tele2

Услуга «Черный список» позволяет избавиться не только от нежелательных звонков, но и от назойливых SMS и рекламных рассылок. В черный список абонент может вносить и нежелательные короткие номера (например, номер 7777), и текстовые подписи отправителей (BonusTaxi), и даже DEF-номера отдельных абонентов. Абонентская плата — 0,3 руб. в сутки; стоимость добавления каждого номера/имени отправителя — 1,5 рубля.

В этом году планируется запуск новой опции «SMS-Антиспам». Для абонента будет сформирован единый реестр отправителей, отвечающих строгим требованиям. Подключив такой список, пользователь будет получать сообщения только от проверенных адресантов, остальные SMS c буквенно-символьных и коротких номеров заблокируют.

"БиЛайн"

Абонент «Билайн» может создавать свой личный «черный список» с помощью номера 1888. Причем можно «отписаться» как от нежелательных SMS, так и от тех рассылок, на которые человек действительно согласился. Например, указывал в анкете в магазине при получении дисконтной карты. Работает эта бесплатная услуга так - нужно отправить SMS на номер 1888 с указанием адреса, с которого приходит СПАМ. В течение 48-ми часов этот номер, адрес попадет в ваш личный «черный список».

Также действует бесплатный короткий номер 007, на который можно пересылать сообщения с признаками мошенничества или СПАМа. Эксперты эту информацию проверят и заблокируют номера тех отправителей, которые не смогли предоставить подтверждение о согласии абонента на получение рассылок.

"МегаФон"

Спам абоненты могут переслать на бесплатный номер 1911. Присланная информация будет проанализирована и, в случае подтверждения мошенничества и спама, «МегаФон» будет взаимодействовать с операторами и надзорными органами для прекращения подобных рассылок. Кроме того, пожаловаться на спам можно, позвонив в call-центр компании или оставив информацию в форме обратной связи на сайте stopfraud.megafon.ru.

При помощи услуги «Черный список» можно оградить себя от нежелательных звонков и текстовых сообщений (правда, блокируются только SMS от абонентов «МегаФон» Брянской, Владимирской, Калужской, Курской, Нижегородской, Орловской, Рязанской и Тульской областей). Абонентская плата — 1,5 руб. в сутки; добавление номеров — 5 руб. (сверх пяти, за каждый добавленный).

МТС

Для того чтобы наверняка определить источник спама, абоненты МТС могут в течение 24 часов после получения рекламного сообщения переслать его на короткий номер 6333 и получить исчерпывающую информацию о том, кем было отправлено SMS и из сетей какого оператора.

В рамках сервиса SMS Pro абонентам доступна услуга «Черный список», позволяющая блокировать сообщения с абсолютно любых номеров телефонов, в том числе и буквенных. Услуга «Черный список» не позволяет блокировать входящие MMS. Ежедневная плата за использование услуги – 1,5 руб.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру