Паника в Верхних Печерах
Корреспондент “МК в Нижнем“ встречался с Исламом и его отцом весной прошлого года, перед командировкой в Чечню. Парень жаловался, что у него нет работы, нет средств на лечение, а ему ведь все, что можно отбили кадыровцы, и он из-за всего этого не может встречаться с девушками. Позже в самой Чечне выяснилось, что такой случай далеко не единственный – для улучшения статистки «террористом» там могут сделать любого молодого мужчину. Правоохранители просто похищали человека, избивали, и под пытками тот сознавался даже в том, чего не делал. Умарпашаев оказался единственным, кто не только выжил, но и был готов дать показания по нескольким делам о похищении людей.
Позже, в августе 2013 года жителей двора в Верхних Печерах, где жил Ислам с родней (матерью, отцом, пятерыми братьями, женой старшего брата и ее двумя дочерьми), ожидал сюрприз. Все припаркованные автомобили были увешаны листовками: «Граждане, обратите внимание! Рядом с вами живет Ислам Умарпашаев – пособник террористов! Раньше он снабжал боевиков взрывчаткой, предназначенной для убийства российских солдат в Чечне! Что он готовит на этот раз?».
Это, понятно, вызвало панику среди жильцов двора, а после публикаций в СМИ и среди нижегородцев. Двор оцепили правоохранители, а листовки поснимали. Тогда же горожане узнали и историю Умарпашаева, о которой, кстати, года за два до этого трубили федеральные СМИ.
В 2009 году Ислам публиковал в Интернете гневные отзывы о чеченских правоохранителях и их зверствах против населения. После этого и оказался на базе чеченского ОМОНа, где провел четыре месяца. Его били, пытали током и заставили отрастить ваххабитскую бороду. Омоновцы не скрывали, что потом его убьют во время фиктивной зачистки (похожие истории, кстати, корреспондент “МК в Нижнем“ слышал и от родственников пропавших без вести молодых чеченцев). Тогда в судьбу Умарпашаева вмешались правозащитники из «Комитета против пыток» и парень вместе с семьей бежал в Нижегородскую область.
«Приедут с гранатами и всех поубивают!»
Правозащитники попытались выяснить о таинственных «агитаторах». Под подозрения попадали и скинхеды-националисты и сознательные активисты из проправительственных молодежных организаций. Вскоре стали склоняться, что это работа спецслужб. Предположение возникло не на пустом месте.
По словам председателя «Комитета против пыток» Игоря Каляпина, те во всю его «кошмарили»: «Зачем привез в Нижний террориста? Его брат служил в личной гвардии Ахмада Кадырова и отсидел семь лет за похищение человека! И, вообще, в Нижний явятся кадыровские ребята с гранатами и пулеметами и всех поубивают!». Действительно, у офиса «Комитета против пыток» одно время стояла черная «Тайота Камри» с чеченскими номерами. Известно, что эта марка - любимое авто из окружения Рамзана Кадырова, а сочетание букв КРА в номере (Кадыров Рамзан Ахматович) – показатель приближенности к главе республики. В связи с последними скандалами видно, что кадыровцы вольготно себя чувствуют не только в Москве.
Получается полная неразбериха! Зачем преследовать родню человека, который служил первому президенту Чечни и нынешнему Герою России, в верности делу которого сейчас клянутся чеченские правоохранители? Почему чеченский и российские правоохранители не могут между собой разобраться?..
«Выставили страну в глупом виде»
Развязка в этой истории наступила перед Новым годом – вся семья Умарпашаевых исчезла из Нижнего. Удалось узнать, что они нелегально пересекли границу РФ, сдались польским властям, попросили убежище и были направлены в лагерь для беженцев. Потом они также нелегально его покинули и уехали во Францию или Бельгию к каким-то родственникам. Далее следы Умарпашаевых теряются… Все тот же «кавказский детектив».
Получается, что теперь семьи «террористов» больше нет. Может быть, кто-то из горожан и вздохнул с облегчением, но на международном уровне не все так просто. Необходимо знать современный чеченский менталитет и международное право. В Чечне в «пособники террористам» людей записывают легко. Это возможность выжить: подписываешь, все что требуют, и, пока тебя не убили, вместе с родней бежишь за границу. По Женевской Конвенции о статусе беженца, просителю не имеют права отказать. Но нужны подтверждения того, что тебя преследуют на родине. В случае Умарпашаева – это листовки, которые вполне могут стать очередной козырной картой «мирового закулисья» в деле против России.
- В принципе, уже не важно, кто эти листовки клеил, - заметил Игорь Каляпин. - Лично я склоняюсь к версии, что это были все-таки спецслужбы. Тогда не понятно, чего они этим добивались? Если они таким образом хотели навредить Умарпашаеву, то только помогли ему – беженец в Европе живет гораздо лучше граждан РФ. На практике авторы листовок нанесли серьезный урон интересам следствия и в очередной раз выставили нашу страну в глупом виде. Если бы «дело Умарпашаева» было доведено до конца, то российской следственной и судебной системой можно было бы поистине гордиться.
Сам Умарпашаев рассказывал, что когда жил в Нижнем Новгороде, то общался в Интернете с земляками, уже убежавшими в европейские страны. Его звали в Европу и обещали помощь. Некоторые присылали денежные переводы. Но Ислам хотел наказать своих обидчиков... Видимо, ему это надоело.
PS В Следственном комитете РФ так и не смогли выяснить причастность Умарпашаева к бандформированиям. Уголовное дело по факту удержания его на базе чеченского ОМОНа насчитывает около 40 томов. По нему было допрошено около 400 правоохранителей. Но до суда дело так и не дошло. Даже следователь по особо важным делам СК РФ Игорь Соболь, который вел дело Умарпашаева, говорил о собственной беззащитности перед чеченскими силовиками.