«Зоновское покаяние»

Корреспонденты “МК“ отправились изучать аномальные явления, а наткнулись на тюремную метафизику

Это поселение есть далеко не на всех картах. Мало того, на автомобильных сайтах оно не упоминается ни в одной «расчетке» расстояний между городами. На пути около 230 км от Нижнего Новгорода раскинулась страна, воспетая Солженициным, Шаламовым и когортой «зоновских» писателей. Это целый ряд колоний в медвежьем углу Краснобаковского и Варнавинских районов и поселения, созданные для их обслуги. Одно из самых странных – Кайск.

Корреспонденты “МК“ отправились изучать аномальные явления, а наткнулись на тюремную метафизику

Эзотерик назвал бы его «иньянем» - около 300 жителей поселка обслуживают такое же количество заключенных туберкулезной колонии. Но не только ныне модная уголовная романтика привлекала на север Нижегородчины. Как нам рассказали уроженцы этих мест, над лесом периодически появляется непонятное свечение, происхождение которого даже охотники, знающие свои угодья наизусть, не могут объяснить.

«От инопланетян отстреливались»

Для начала стоит рассказать о самом поселении. Кайск вплотную примыкает к поселку Черемушки. Между ними забор и колючка зоны. В обоих поселках ничего примечательного: частный сектор и ряды казенных двухэтажек. При каждой есть импровизированные дачные участки – надел земли с домиком и банькой на нем.

Центров культуры два: магазин для взрослого населения и сельский клуб для молодежи. Ни там, ни там культурных программ не наблюдается, а потому основной досуг местных обитателей – употребление алкоголя с последующим выяснением отношений.

На грязных улицах можно наблюдать зэков-поселенцев. От остальных обитателей они отличаются тюремными бирками на одежде.

Но вернемся к цели нашего визита - загадочному свечению. С подобными атмосферными явлениями я сталкивался неоднократно. Например, в пермской аномальной зоне у села Молебка каждый август ночью можно наблюдать «парад планет» - огромные светящиеся шары над речкой Сылвой. Также по ночам наблюдал и другие световые явления, которые эзотерически настроенные граждане принимают за космические корабли дружественных цивилизаций. Нечто подобное было в Поволжье, на Кавказе и в Сибири. И каждый раз находилось рациональное объяснение: болотные испарения, игра световых потоков, атмосферные явления и т.д. Потому, прибыв в Кайск, мы первым делом стали изучать ландшафт.

Свечение видели в трех километрах от дороги на Кайск, у заброшенной деревни. Местные называют ее кайским полем. На вид поселение не такое уж заброшенное. Несколько домов вполне обустроены, можно даже наблюдать следы пасеки у одного из них. Стены и крыши дома покрыты следами от выстрелов.

- Разборки? - спрашиваю нашего провожатого, который слезно просил не упоминать его в статье.

- Нет, от инопланетян отстреливались! - поясняет тот.

На краю деревни пруд с вполне благоустроенным местом для отдыха: столиком, скамейками и мангалом. Электричества в деревне нет, потому приезжающие сюда отдыхать бывшие жители пользуются генераторами. Под монотонный звук сгорающей соляры незаметно темнеет.

Действительно, на фоне темного неба наглядно видно светящееся овальное пятно, около 200 м в диаметре, на расстоянии около километра. «Пятно» висело метрах в 150 от верхушек деревьев. По форме его смело можно было назвать правильным овалом. Свечение шло откуда-то изнутри и блекло по краям. Ближайший аналог – энергосберегающая лампочка. Посияв 5-7 минут, «лампочка выключилась». На сделанных снимках аномальное явление выглядело крайне невзрачно – «пятно», а не “лампочка“. По мнению моего напарника фотографа, для качественного снимка нужна оптика, аналогичная телескопу. Даже профессиональная камера, не может четко передать подобную игру световых потоков при сильном снегопаде в ночном небе.

Я спросил, что находится в той стороне. Оказалось, ничего. Судя по карте, над лесным массивом не было ни озерца, ни другого объекта, который мог бы “бликовать“ – в данном случае ночное небо выполняло бы функцию зеркала. Именно так объясняется появление подобных «пятен» над лесными массивами. Но была уже ночь, и экспедицию в тайгу мы отложили до утра.

Занимательное краеведение

Утром наш проводник отказывается от прогулки по лесу. Дескать, недалеко, сами найдете. При этом советует взять с собой ружье, в лесу много волков. Деваться некуда – идем вдвоем.

Лес ничем не примечателен. Попадаются следы зверя, но волчьих среди них нет. Внимательно исследуем несколько квадратных километров леса. Сплошной бурелом и ни одного прогала, полянки или озера.

Усталые и изодранные, возвращаемся в деревню. Там уже собрались местные – выходные как никак. Увы, ничего путного из истории родного края они вспомнить не могли. Вся жизнь вертится вокруг зоны-кормилицы. С нею связана короткая история деревни, которая передается из поколения в поколение.

Наобум спрашиваю, где хоронили умерших зэков? Оказалось, недалеко от деревни, место называется Заячья горка.

- А кого хоронили там? - спрашиваю и показываю на место, где накануне видели загадочный свет.

Оказалось, в той стороне, на окраине деревни, в первые годы советской власти хоронили опальных священников. Причем, батюшек хоронили стоя. Ничего удивительного в этом нет: в Сергачском районе сохранились предания, что еще 200 лет назад эрзя (“разновидность“ мордвы) хоронила праведников стоя. В одной из деревень стоя были похоронены двое стариков, которые умерли девственниками.

По ходу разговора один из местных жителей вспомнил одно из происхождений топонима «кайск» - каяться. Дескать, таким образом рыцари революции заставляли церковных деятелей ответить за «опиум для народа».

«Уйти из зоны»

Наступила ночь. Через какое-то время в том же месте вновь появилось «пятно». Многочисленные гости засобирались, в сельском клубе должно начаться очередное «шоу» - пьяная драка с выяснением отношений. Мы снова остались втроем. Выйдя на улицу в очередной раз, я заметил, что «пятно» исчезло. Зато со стороны леса раздавался надрывный волчий вой.

Разговор с проводником вновь идет вокруг зоны. Слушая наши рассказы о работе за границей, о горах и пустынях, он начинает жаловаться на жизнь – дескать, тут все повязаны зоной. Но зэк может освободиться и уехать, а вот работникам зоны выход заказан... Подобное мироощущение сказывается на жизни уроженцев подобных поселков, их генетический код предполагает помыкание беззащитными зэками и трепет перед начальством. Подобное мироощущение в обычной жизни выглядит нелепо. Из-за этого многие предпочитают за гроши работать на зоне – основной доход идет из арестантского кармана, точнее, кармана их родственников…

На улице раздаются вопли, визг и звериные крики. Выбегаем с оружием на улицу, светим мощным фонарем – ничего не видно. Заметно, что «проводник», сам опытный охотник, панически боится местных волков, хотя в других местах стрелял их десятками. Визг перешел в сдавленный стон...

Наутро мы нашли несколько разодранных собак. Картина как из фильма ужасов – снег покрыт кровью, в радиусе метров 20 разбросаны кишки, куски шкуры и другие внутренности. Судя по следам, волки сделали круг вокруг нашего домика и унеслись в сторону трассы. Мы забросали все это снегом, соорудив импровизированный курган. Разговор опять пошел о зоне и чудесах вокруг нее. Началась полная метафизика.

Наш доселе молчаливый собеседник оказался хранителем народных преданий. И если зоновский фольклор – полновесная часть российской культуры, то вот «вохровский» не имеет широкой известности в массах. А зря, в нем есть много интересного. По мнению проводника, который, как оказалось, имел серьезную должность в одной из нижегородских колоний, и волки, и светящееся «пятно» над лесом – воздаяние за грехи. Дескать, в волков вселяются негативные эмоции зэков, а в световые явления – положительные. Потому и то, и другое для местных жителей обыденность.

- Это наше бремя, - под конец заявил он. - Мы несем наказание за все то, что творим в колониях... За всех обиженных нами людей...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру